наталия сысоева
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в прошлое ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:- Познакомить детей с историей ложки, с процессом ее преобразования человеком.
- Дать детям понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни.
- Продолжение знакомства с хохломской росписью.
Задачи:
Образовательные: - Активизировать познавательную деятельность детей;
- Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого и настоящего
- Учить, самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на деревянных ложках, используя знания, умения и опыт, полученные ранее в образовательной деятельности.
- Совершенствовать приёмы рисования.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие в прошлое ложки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Закреплять знания об особенностях хохломской росписи.
Развивающие:- Развивать воображение, произвольное внимание, восприятие, эмоции и чувства, мелкую моторику рук, формировать зрительную координацию.
- Развивать голосовой аппарат, формировать речевое дыхание.
- Развивать интерес к народному декоративно – прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.
Воспитательные:- Воспитывать аккуратность, интерес к русскому народному творчеству.
Оборудование: Иллюстрации деревянных ложек с хохломской росписью, иллюстрации ложек разных времен, магнитофон МП3, деревянные ложки для росписи, гуашевые краски, кисти, салфетки, баночки с водой.
Предварительная работа: Рассматривание народных изделий. Декоративное рисование и лепка узоров. Беседы о народно-декоративном искусстве, об особенностях хохломской росписи – ее производстве, истории.
Методические приемы: Рассматривание предметов быта, беседа, загадывание загадки художественное слово, слушание русской народной музыки, игра на деревянных ложках, прорисовывание в воздухе элементов росписи.
Ход занятия:
Педагог: -Дети, давайте улыбнёмся своим друзьям, всем гостям, подарим всем тепло своих улыбок и сердец, чтобы всем стало радостно, светло, уютно в этой комнате.
-Ребята, кто догадается, отгадав мою загадку, о чем сегодня будет разговор?
Много ешь или немножко,
но нужна к обеду … .
Дети: Ложка.
Педагог: Правильно.
- Каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берете в руку ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное не разу не задумывались, когда впервые люди начали есть жидкую пищу ложкой.
А хотите узнать об этом?
Дети: Да.
Педагог: -Первую ложку древний человек вытесал из камня (показ). Она была тяжелая и неровная. Затем человек придумал сделать ложку из кости животного. Она была гладкая и легкая (показ).
-А какие ложки знаете вы?
Дети: металлические, деревянные, серебряные
Педагог: - Прошло много лет, и человек решил, что деревянная ложка будет удобнее. Он знал, что самое подходящее для этого дерево – липа. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. (показ)
Простые русские люди раньше ели щи и кашу только деревянными ложками. Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. У вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлиненный и плоский (показ). Загнутая вниз ручка украшалась резьбой. На круглых хохломских ложках рисовали красными, черными, золотыми красками диковинные цветы, веточки и ягодки. (показ) Глаз не отвести от таких ярких ложек!
Ребенок: Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною!
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа!
Педагог: - Позднее появились более практичные ложки – алюминиевые (показ, но они гнулись и ломались, а от горячего темнели. Современные люди придумали делать ложки из металла более прочного и блестящего – нержавейки (показ).
Но деревянные ложки до сих пор живут у нас в доме – украшают его, а некоторые до сих пор даже пользуются ими.
А для чего еще можно использовать деревянную ложку?
Дети: Как музыкальный инструмент.
Педагог: - Правильно, как музыкальный инструмент. В России, например, музыканты – ложечники играют, постукивая ими друг о друга, и звучит мелодия – задорная, плясовая. Сейчас мы с вами превратимся в таких веселых музыкантах и весело поиграем на ложках.
Дети играют на ложках под русскую народную песню «Во кузнице».
Педагог: - Молодцы ребята, а вы хотите стать настоящими мастерами- художниками Хохломы и разрисовать деревянные ложки которые лежат у вас на столах?
Дети: Да.
Педагог: А теперь, все за столы дружно сели, на меня все посмотрели.
- Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)
(показываю образцы нарисованных ложек)
- Ребята, посмотрите на образцы ложек и скажите, из каких элементов состоит узор на этих ложках?
Дети: - Узор состоит из ветки с ягодами, листиков, завитков и травки.
Педагог: - Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите деревянные ложки узорами.
Перед тем, как дети приступят к работе, проводится пальчиковая гимнастика: (медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулачки, покачивать кулачками вперед – назад)
Наши алые цветки
Распускают лепестки…
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет…
Наши алые цветки
Закрывают лепестки…
Головой качают,
Тихо засыпают.
Маленькие ягодки.
Спелые и вкусные,
По большой тарелочке
Рассыпались, как бусины.
Педагог: - А теперь приступаем к работе.
Самостоятельная работа детей, сопровождается музыкой Ю. Чичикова «Наша Хохлома».