Оксана Нарышева
Конспект занятия в старшей группе «Приятного чаепития»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе : «Приятного чаепития»
Цель:
• познакомить детей с особенностями чайной церемонии, закрепить навыки сервировки стола к чаепитию;
• в интересной игровой форме обобщить знания детей по грамоте полученные в течение года;
• закрепить знания о буквах и звуках, умение делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов различной звуковой структуры;
• учить подбирать слова-признаки, слова-действия, слова-названия предметов;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Приятного чаепития“» размещена в разделах
• упражнять детей в нахождении места звука в слове;
• формировать умение составлять слова из предложенных букв и читать их;
• закрепить знания детей о предложении и умение составлять предложения по представленным схемам;
• развивать у детей фонемный слух, зрительное восприятие; воспитывать гостеприимство.
Демонстрационный материал: чайная посуда, схемы для составления предложений; стаканы с заваренными травяными чаями (липа, чабрец, мята, ромашка, черника, калина, земляника, клубника, зверобой, душица, малина).
Раздаточный материал: блюдца с буквами, чашечки с изображением предметов, кусочки сахара, конфеты со звуками, капкейки с буквами.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Приветствие.
Воспитатель. Дети, посмотрите, сегодня к нам пожаловали гости. Что мы должны с вами сделать?
Давайте с ними поздороваемся! Доброго дня!
Гости званные, и желанные,
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые!
Гости на пороге – хозяйке радость!
Воспитатель. Издавна гостей не только приветствовали, но и всегда угощали. Мы, к сожалению, с вами не подготовились к встрече гостей, как гостеприимные хозяева. Это важное дело, поэтому научимся, как необходимо встречать гостей познакомимся с правилами чаепития, ведь гостеприимные хозяева приглашают гостей на чашечку чая.
Сегодня среди нас нет такого человека, который бы никогда не пил чай, самый любимый напиток во всех странах мира. Были времена, когда в России много веков о чае ничего не знали – пили квас, сбитни, травяные настои, мед, а чаевничать начали лишь 300 лет назад. И никто уже и не помнит о том, что чай – чужак, иностранец, пришедший к нам из Китая. По легенде китайский император кипятил воду. В сосуд упало несколько листьев с чайного куста и вода потемнела, от нее отходил приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.
Воспитатель. Перед чаепитием необходимо сервировать стол. Первым этапом сервировки стола является накрывание его скатертью. Чайный стол накрывают цветной скатертью, она может быть и белой или вышитой. Вторым этапом сервировки стола является сервировка его посудой и приборами. Сначала ставится десертная тарелка. Справа нож и ложечка (для фруктов, варенья, пирожных). Справа чайные блюдечки.
Дидактическое упражнение «Сервируем стол блюдечками»
Воспитатель предлагает детям выбрать блюдечки с буквами, обозначающими согласные звуки.
Дидактическое упражнение «Подбери чашечку»
Дети подбирают к каждому блюдцу чашечку, сопоставив первый звук рисунка на чашке и буквы на блюдечке.
Воспитатель. Чайная чашка ставится на блюдце, причем ручка должна быть повернута направо. На блюдце кладут чайную ложечку. Предложить детям подобрать слова, изображенные на чашечках, которые отвечают на вопрос кто?
Третьим этапом сервировки является установка на столе ваз с фруктами, вареньем, медом, пирожными, пряниками, блинами, сахаром.
Дидактическая игра «Разложи фрукты в вазочки»
Каждый ребенок получает картинки с фруктами, которые нужно разложить по вазочках, определив место звука [а] в слове.
— Дети, если вы звук [а] услышите в названиях фруктов в начале слова, положите их в первую вазу, если в середине слова – положите во вторую вазочку, если звук в конце слова, в третью вазу.
Воспитатель. Подачу чая осуществляют в чайниках (заварной и доливной). Чай-это долговечное растение, которое живет и плодоносит 100 лет и более. Растет в Китае (кусте) и Индии (дерево до 15 метров). На территории России чай тоже выращивают.
Дидактическое упражнение «Чай какой?»
Воспитатель. — Дети, а какой бывает чай? Подберите слова-признаки. (Черный, зеленый, белый, красный, лекарственный, целебный, душистый, горячий, холодный, калиновый, клубничный, китайский, лимонный)
Дидактическое упражнение «Что можно сделать с чаем?»
-А теперь подберите слова-действия. Что можно делать с чаем? (Угощать, заваривать, наливать, переливать, разливать, лечить, смаковать, пить, размешивать, сладить, пробовать)
Воспитатель. Сахар к чаю подают в сахарнице. Берут чайной ложечкой или специальными щипчиками.
Дидактическая игра «Подсластите чай»
Дети сладят чай, сопоставляя кусочки сахара, к количеству составов предметов, на чашечках.
Физкультминутка
Воспитатель. Какое угощение без сладостей.
Дидактическая игра «Подбери конфетки»
— Многие люди любят чай с медом. Выложите звуковую схему слова «мед». Дети делают анализ данного слова.
– Вместо сахара калмыки и киргизы кладут масло, а монголы – молоко, соль. Выложите звуковую схему слова «соль» Выложите слово «липа».
Дидактическая игра «Разложите капкейки» (составление слов из букв)
— Ну, а пока пьется чай, можно поговорить, рассказать разные истории.
Дидактическая игра «Составь предложение по схеме»
Исследовательская деятельность «Тайны чая»
Воспитатель опускает листочки чая в кипяток.
— Если растворить в воде черную чаинку, то мы увидим кусочек листика. Два-три молодых листочка вместе с верхушкой побега — это и есть урожай чайного куста, который имеет высоту до 3 метров.
Исследовательская деятельность «Как приготовить чай?»
Исследовательская деятельность «Дегустация чая»
Воспитатель предлагает по виду, запаху, на вкус определить и назвать травяные чаи.
Итог.
Воспитатель. Сложно представить наше настоящее без ароматной чашечки чая. Его пьют в любом уголке Земли. Он обладает лечебными свойствами, помогает избежать многих болезней, утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрости, поднимает настроение.
Приятного вам чаепития!