Бабанакова Татьяна
Конспект занятия в старшей группе «Природные богатства Кузбасса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по теме «Природные богатства Кузбасса»
Цель: ознакомление дошкольников с полезными ископаемыми, и их свойствами
Задачи:
1. Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина).
2. Показать их применение в жизни человека.
3. Познакомить со свойствами этих полезных ископаемых.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Природные богатства Кузбасса“» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Кузбасса: животные, растения
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
4. Вызвать у детей интерес к полезным ископаемым.
Материалы: образцы полезных ископаемых (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина);
фланелеграф и набор картинок (король, остров, дом, корабль);
две ленточки разного цвета;
ориентиры (С, Ю, В, З) .
Ход занятия
1. Мотивация детей через сказку
В одной стране жил-был король (на фланелеграфе появляется фигурка короля). Все его любили, заботились о нем. Он ни в чем не знал нужды. И самому ему ничего не приходилось делать. Но однажды с ним приключилась невероятная история… Он оказался на необитаемом острове (на фланелеграфе появляется остров). Он был совсем один. Не было ни слуг, которые позаботились бы о нем, ни крыши над головой, чтобы укрыться от непогоды. Король был в отчаянии: «Что же я буду делать? Как буду жить? Где возьму все необходимое?.». И вдруг он услышал легкий шепот, словно дуновение ветерка: «Приложи немного старания, и у тебя все будет. Ведь остров сказочно богат… богат полезными ископаемыми». Король задумался…
2. Беседа по теме занятия
Воспитатель. Ребята, так что же такое полезные ископаемые? (Ответы детей) .
Да, полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.
А какие полезные ископаемые вы знаете? (гранит, уголь, мел, соль, глина, песок) .
3. Практическая работа
А теперь давайте рассмотрим образцы полезных ископаемых (на столах у детей подносы с образцами).
Дети рассматривают и ощупывают уголек, определяют его свойства: черный, твердый, хрупкий (разбивают уголек, завернутый в ткань, молоточком).
Для чего человеку нужен уголь? (он, сгорая, дает тепло) .
Затем дети рассматривают гранит. Замечают вкрапления трех цветов (белый, черный, розовый). Воспитатель объясняет, что это составные части гранита: кварц, слюда, полевой шпат. Оттенок камня зависит от того, какого составляющего больше. Дети определяют свойства гранита: окраска неоднородная, твердый, прочный.
Воспитатель. Как используется гранит человеком? (изготавливают облицовочные плитки для отделки зданий, памятники и т. д.) .
Далее дети рассматривают мел. Закрашивают кусок цветного картона, и убеждаются в том, что с помощью мела можно закрасить темную поверхность. Называют свойства мела (белый, твердый, хрупкий).
Воспитатель. Приведите примеры использования мела (для записи на школьной доске, побелки стен).
4. Эксперимент
Затем проводится эксперимент с солью, который позволяет сделать вывод, что соль растворяется в воде. Дети определяют свойства соли: кристаллы соли прозрачные, твердые, растворяются в воде.
Воспитатель. Зачем нужна соль? (Придает вкус еде) .
А если бы соль не растворялась, была бы еда соленой? (Нет, соль осела бы на дно, и не придала бы вкус еде).
Дети рассматривают глину и песок, сравнивают. Проводится опыт. Цель опыта выяснить, как эти вещества пропускают воду. Оборудование: две прозрачные емкости со вставленными в них воронками с песком и глиной. Наливается в воронки вода. Дети наблюдают, как в емкость через песок быстро просачивается вода. А в емкость, где воронка с глиной – медленно. На поверхности глины долго остается вода. Делают вывод, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.
Называют свойства: глина состоит из мелких частичек, во влажном состоянии не рассыпается, пластична, плохо пропускает воду. Песок рассыпается, состоит из полупрозрачных крупинок, хорошо пропускает воду.
Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть, и побывать на острове короля (дети выходят на ковер).
Воспитатель. Посмотрите на север, на восток, на юг, на запад (ориентиры С, В, Ю, З размещены на соответствующих этим направлениям стенах). Кругом море. Вдруг поднялся сильный ветер, и начался шторм (слышатся звуки моря). Волны вздымаются вверх и с грохотом падают вниз (дети имитируют движения волн). Потом ветер стих, море успокоилось, выглянуло солнышко. И нам пора возвращаться.
Воспитатель раскатывает две ленты разного цвета.
Воспитатель. Мы можем вернуться по двум тропинкам: по глинистой или по песчаной. По какой пойдем? (дети решают идти по песчаной, объясняя это тем, что на ней нет луж, т. к. песок пропустил воду сквозь себя).
Дети возвращаются в детский сад.
Воспитатель продолжает рассказ.
Король обнаружил на острове гранит, и построил себе прочный дом, скрепляя камни строительным раствором из песка и глины (на фланелеграфе появляется дом, с выбеленными стенами, с горящим очагом, глиняной посудой). В нем он мог укрыться от проливного дождя и диких зверей.
Он нашел мел, и выбелил стены дома. Стало светло и уютно.
Он нашел уголь, и в его доме всегда горел очаг.
Из глины он сделал посуду.
Он нашел соль, и пища его стала вкуснее.
Так король прожил несколько лет на острове. И в одно прекрасное солнечное утро на горизонте появился корабль (на фланелеграфе появляется корабль). Король вернулся домой. Эта невероятная история благополучно завершилась. Но король никогда не забывал о том, что ему помогло выжить, и он издал указ (воспитатель разворачивает свиток).
5. Итог занятия
«Дети мои, любите и берегите природу и богатства нашего родного Кузбасса. И он ответит вам щедростью и заботой о вас!».
6. Рефлексия
Нарисуйте свое настроение цветными мелками на доске.
Занятие закончено.