Надежда Дмитриева
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш».
Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове.
Задачи:
Обучающие: формировать умение дифференцировать и отчетливо произносить звуки «ш», «с» в словах, совершенствовать слуховое восприятие с помощью упражнений на определение позиции звука в слове, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию речи „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
Развивающие: развивать фонематический слух, дикцию, внимание, мышление, артикуляционный аппарат.
Воспитательные: воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка, воспитывать сопереживание к сказочному герою, желание помочь, воспитывать умение слушать других.
Речевые: обогащать словарный запас детей.
Оборудование: конверт с письмом, картинки с изображением предметов со звуками «с» и «ш», круги красного и коричневого цвета по 14 шт.
Ход НОД
- Ребята, давайте поздороваемся с вами и улыбнемся друг другу. (здороваемся)
- К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и с ними.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Это письмо от Чебурашки (отвечают дети). Давайте прочитаем письмо.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Чебурашка, мне сорока принесла на хвосте, что вы умные и дружные ребята и умеете хорошо говорить. А вот я не знаю, где говорить звук «с», а где «ш»? И надо мной смеется старушка Шапокляк. Научите меня говорить правильно! Ребята, давайте поможем Чебурашке, и покажем, как мы занимаемся.
Воспитатель: Сначала давайте сделаем зарядку для язычка. Артикуляционная гимнастика:
«лягушка» - растянули губки в улыбке, «слоник» - собрали губки и вытянули в хоботок, чередуем 3 раза «лягушка», «слоник»; «иголочка»- высунули кончик язычка из ротика и сжали его в иголочку; «часики» - высунули кончик язычка и двигаем им вправо, влево. Повторили 3 раза; «лошадка» - пощелкали язычками как лошадка. (Дети делают артикуляционную гимнастику вместе с воспитателем). Молодцы!
Воспитатель: Вспомним, что такое звук:
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем слушать, и говорить звуки «с» и «ш».
Ребята, давайте произнесем:
- как шипит змея? [ш-ш-ш]
- как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]
Как льется вода? [ с-с-с ].
А теперь мы с вами произнесем эти звуки в слогах:
Ша – шо – шу - ши;
Са – со - су- сы;
Са – са - са у Сони коса;
Со - со – со поломалось колесо;
Сы - сы - сы хвост красивый у лисы;
Ша – ша – ша мама моет малыша;
Шо - шо - шо говорю я хорошо;
Ши – ши - ши есть у мамы малыши.
(Дети выполняют вместе с воспитателем).
Воспитатель:
Игра «Покажи, какой звук».
- А сейчас давайте поиграем в такую игру: вы будете слушать, и показывать звуки. Напоминаю вам, что звук «ш» — это песня змеи, а «с» — песня воды. Формулирую задание: услышав тот или иной звук, вы должны выполнять соответствующее движение: на звук «ш» — зигзагообразное движение кистью руки от себя — ползет змея, на звук «с» — умываемся. Воспитатель произносит звуки (ш… ш. с. ш. с. с. ш. с. с. ш. с). (Дети выполняют соответствующие движения).
Воспитатель:
-Ребята, каждый звук имеет свое место в слове. Он может стоять в начале слова, т. е. с него слово начинается. Может стоять в середине слова, т. е. перед ним и после него есть другие звуки. А может стоять в конце слова, т. е. этим звуком слово заканчивается.
Давайте с вами поиграем со звуком С и попробуем определить его место в слове, а поможет нам в этом вот такая решетка (вешаю на доску). Если звук С будет слышится в начале слова, то я буду ставить фишку в первую клетку, если в середине слова, то в среднюю клетку, а если звук С будет слышится в конце слова, то в самую последнюю клетку.
Игра «Определи, место звука в слове». (Вывешиваю картинку с изображением Самолета.)
-Что это? (самолет) - Произнесите слово С-с-самолет.
- Как вы думаете, где слышится звук С, в начале, середине или конце слова? (в начале.)
- Молодцы! Так как звук слышится в начале слова, я поставлю фишку в первую клетку.
Аналогично разбирается слово Рис и слово Лиса.
- А теперь мы также поиграем со звуком Ш, и определим его место в слове.
(Кошка, Шапка, малыш.) (Сначала вешаю на доску картинку со словом кошка.
-Что это? (кошка) - Скажите слово кошка медленно. (Коо-ш-кааа.)
- Где слышится звук Ш? (в середине.)- Ставим фишку в среднюю (вторую) клетку.
Аналогично разбираются следующие 2 слова.
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием и помогли нашим звукам. Ребята, существует много скороговорок со звуком С и Ш. Послушайте одну из них.
Саше дали кашу, а Маше простоквашу.
- Давайте повторим сначала медленно, потом побыстрее и быстро.
Воспитатель: А теперь давайте-ка маленько отдохнем.
Физкультминутка
Выполняем движения согласно тексту.
Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук)
Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание)
Как бежишь - Вот так (бег на месте)
Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба)
Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку)
Машешь вслед – Вот так (помахать)
ночью спишь – Вот так (руки сложить под щёку, наклон головы вправо)
Как шалишь – Вот так (надуть щёки и кулачками нажать на них).
Воспитатель: Теперь поиграем в игру «Определи, какой звук».
Воспитатель прикрепляет на доску картинку с изображением шара (звук ш) и картинку с изображением собаки (звук с). Между ними располагает картинки с изображением предметов со звуками «ш» и «с».
- Ребята, надо взять картинку, назвать, что изображено на ней, вслушаться в название, определить какой знакомый звук есть в этом слове, и положить эту картинку к картинке с шариком или собакой. (Дети выполняют задание).
(Кошка, лягушонок, мышонок, мишка, неваляшка, лошадка, светофор, самолет, рис, сова, слон, свекла, лось, лиса, свинка, носорог, шапка, малыш).
Воспитатель: - А теперь мы поиграем в игру «Не ошибись!». Я сейчас вам раздам по два круга. (раздаю) Какого цвета у вас круги? (красный и коричневый). Красный круг обозначает звук Ш, а коричневый звук С. Я вам буду сейчас говорить слова, если в слове слышится звук Ш, то вы поднимаете красный круг, а если слышится звук С, то показывайте коричневый круг. Готовы? Проверяем, если звук Ш, какой круг? (показывают.) Если звук С, какой? (показывают.)
Шар, сок, машет, несет, нос, ландыш, сильный, шапка, маска, оса, голос.
Воспитатель: Ребята, чебурашке очень понравилось с нами заниматься, теперь Старуха Шапокляк больше не будет дразнить Чебурашку, потому что он научился слышать и произносить звуки «с» и «ш» как и мы с вами.
Рефлексия:
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали? Какие звуки мы учились правильно произносить? (звук «ш», «с»).
Верно, мы четко произносили звук «ш», «с» в речи.
- Что было для вас трудным?
- Что было для вас легким?
- Что запомнилось больше всего?
- Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал, а в заключение Чебурашка хочет спеть нам свою песенку.
Прослушивание песни Чебурашки.