Ольга Некрасова
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Русские народные сказки из волшебного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи.
«Русские народные сказки из волшебного сундучка»
Цель: Дать детям понятие, что такое устное народное творчество.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;
- Закрепить знание русских народных сказок;
- Развивать речь детей, память, логическое мышление;
- Закрепить произношение звука «Ч»,
- Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
- Воспитывать любовь к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок : «Царевна-лягушка», «Иван царевич и серый волк», «Финист-ясный сокол», «Снегурочка», «Каша из топора», «По щучьему велению», «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Рассказывание сказок : «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц хвастун»,
«Колобок», «Гуси-лебеди».
Пересказ сказок : «У страха глаза велики», «Теремок», «Репка», с использованием мнемотаблиц.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Рисование по сказкам : «Иван царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Лепка по сказке : «Три медведя»
Ход занятия:
В: Дети, а знаете,в какой стране мы живём?
Д: В России.
В: Правильно, мы живём в России. Как называются жители нашей страны?
Д: Россияне.
В: Правильно. Россия -большая страна, и её населяет много народов. А на каком языке
говорят россияне?
Д: На русском.
В: Красив, могуч наш русский язык, В древние времена, когда люди еще не знали букв (еще не придумали, не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та - своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось
устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.
Стук в дверь. Под дверью стоит сундук. В сундуке письмо от Кузи.
Письмо: У меня большое горе, только вы можете мне помочь. Баба яга рассердилась на меня, разбросала, заколдовала все сказки. Какие хранились в моём сундучке.
В: Придётся помочь Кузе. Для этого нам нужно отправиться в чудесную страну сказок, надо произнести волшебные слова :
-В сказочное времечко, времечко чудесное
Тихо начинается сказка интересная. (звучит музыка)
Вот мы в сказочной стране. Что это за конверт? Да это же задание от Бабы Яги!
-На картинки посмотрите, всех героев назовите, что за сказка? Подскажите.
В: Давайте дадим характеристику каждому герою.
«Три медведя» — какие в сказке медведи?
«Волк и семеро козлят» — почему с козлятами случилось это несчастье? Какой волк в этой сказке? А мама-коза какая?
«Теремок»-добрые звери в этой сказке или нет?
«Заяц-хвастун» -можно ли про зайца сказать, что он- смелый?
«Колобок» -кто в этой сказке съел Колобка?
А вы обратили внимание, кто герои этих сказок? (животные)
Сказки о животных считаются древними. Главными героями в них выступают звери. Наши предки раньше, чем прокормить семью, занимались охотой, и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.
Молодцы ребята! Сказки о животных мы расколдовали. Давайте эти сказки положим в сундук Кузи.
В: А теперь мы отправляемся дальше. Ещё конверт. Посмотрим, что приготовила нам Баба Яга ещё.
Покажу вам предметы чудесные, отгадайте, кому они были полезные?
Лук и стрела. Из какой сказки предметы, какую роль они играли в сказке? (Царевна-лягушка)
Живая и мёртвая вода (Иван-царевич и серый волк)
Серебряное блюдечко и золотое яблочко. (Финист ясный сокол). Как использовала героиня эти предметы?
Печка. Из какой сказки попала к нам печь? (Гуси-лебеди). Кому она помогла?
Снежный ком. Что за сказка спряталась в снежном коме? (Снегурочка)
Вот и все сказки расколдованы. Чем похожи все эти сказки? (В них встречаются превращения). Да, это волшебные сказки. В них живут фантастические существа. Героям помогают животные и необыкновенные предметы, людей ожидают удивительные приключения, происходят различные чудеса. И эти сказки положим в сундук Кузи. Всё, полный сундучок?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнём и снова- в путь!
Василиса нам сказала :
Наклоняйся влево. Вправо.
Вот Снегурочки слова:
Приседайте, как пружинки,
Полетайте, как пружинки.
Конверт. «На таблицы посмотрите, в них вы сказки отыщите!»
МНЕМОТАБЛИЦЫ
«У страха глаза велики». Про кого эта сказка?
«Каша из топора». Какой солдат в этой сказке?
«Вершки и корешки». О ком эта сказка?
В: подождите, здесь ещё одна сказка. Нужно ребята Вам отгадать эту сказку. Я Вам с помощью жестов и движений, без слов, буду показывать, а Вы должны отгадать.
Показ сказки «Репка» с помощью мимики.
А эти сказки называются бытовыми. Что такое быт? Это-жизнь людей. В этих сказках- главные герои-люди. Вот тебе и бытовые сказки. А теперь полный сундучок?
В: Молодцы, ребята, сундучок у нас полный! Пора нам возвращаться в детский сад. Закрываем глазки и возвращаемся. (Звучит музыка). Чудесные русские сказки не лгали про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт. Нет, не праздный народ сказки слагали, а слагал их мудрый русский народ. Что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется? Какие сказки мы собирали в сундучок Кузе? Какие сказки называются волшебными? Бытовыми? О животных?