Березова Марина Николаевна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Перелетные и зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить и обобщить знания о птицах.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и расширить представление детей о птицах : их внешнем виде, строении, образе жизни, среде обитания;
- Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи;
- Закрепить умение классифицировать птиц на перелётных и зимующих;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Перелетные и зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Учить устанавливать причинно-следственные связи (клюв – еда; птицы не умеют делать себе запасы на зиму, поэтому улетают в тёплые страны и называются перелётными);
- Закрепить в активном словаре слова: зимующие, перелётные, названия частей тела птиц;
- Упражнять детей в использовании сложноподчинённых предложений.
Развивающие :
- Развивать умение договариваться и работать в паре, в группе, соблюдая правила;
- Развивать навыки сотрудничества, толерантного поведения.
- Развивать умение анализировать свою деятельность.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: наблюдения за птицами на участке детского сада, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций, чтение произведений о птицах, знакомство с пословицами, стихотворениями о птицах, разгадывание загадок.
Оборудование: Разрезные картинки «птицы»; презентация к игре «Четвертый лишний»; карточки с изображением птиц; мяч; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; карточки с изображением строения птиц, их сходством и отличием; макет солнышко и снежинки для классификации птиц, фишки, раскраски «Птицы».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, здесь загадка для вас:
Вот во сне она мне снится:
Длинный клюв
И два крыла.
Вот на дерево садится
Угадали? Это -. птица
Воспитатель: Дети, поднимите руку, кто из вас знает много птиц? Пожалуй, стоит вас проверить. Для начала я предлагаю вам встать в хоровод и передавая мяч друг другу, назвать птиц, которых вызнаете.
Воспитатель: Во время игры необходимо соблюдать правила: выслушивать ответы, не перебивая друг друга и не повторять два раза одно и то же.
Воспитатель: Молодцы, много птиц назвали, а где мы можем увидеть птиц? (Ответы детей)
Воспитатель: Чем похожи птицы? Что есть у всех птиц?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чем отличаются?
(Ответы детей)
Воспитатель: А, всех ли птиц, которых вы назвали, мы можем увидеть сейчас?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать?
Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как выдумаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму?
(Ответы детей)
Воспитатель: А, почему зимующие птицы круглый год живут у нас?
(Ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру - викторину «Зимующие и перелетные птицы». Для этого нам нужно разделиться на две команды. Команда «Ласточки» и команда «Голуби». Команды по очереди будут выполнять задания и за правильно выполненное задание, будут получать фишки.
Первое задание.
Карточки с изображением птиц, на каждой карточке несколько птиц одного вида. Дети внимательно рассматривают картинку, определяют название птицы и считают их количество, согласовывают числительное с существительным. Команда в которой все игроки отвечают правильно получает фишку или команда в которой ошибок было меньше.
Второе задание.
Игра «Четвёртый лишний». (Презентация)
Дети определяют какая из четырёх птиц лишняя и почему? Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
1. Синица, воробей, снегирь, сова (размер)
2. Ворона, сорока, воробей, ласточка (перелётная)
3. Голубь, кукушка, снегирь, курица (дом. птица)
4. Скворец, ласточка, утка, сорока (зимующая)
5. Дятел, воробей, грач, утка (водоплавающая)
6. Зимородок, журавль, голубь, воробей (перелетная)
Третье задание.
Игра "Зимующие и перелетные птицы".
Детям раздаются картинки с изображением птиц : перелетных и зимующих. В группе на разных столах расположены макеты солнышка и снежинки. Дети, в роли птиц ходят под музыку, музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собраться у солнышка, а "зимующие" - у снежинки. Игра проводится с каждой командой. Команда в которой все птицы прилетят правильно получает фишку или команда в которой ошибок было меньше.
Четвертое задание.
Вопросы командам по очереди. (За каждый правильный ответ команда получает фишку)
- Кого из птиц называют лесным доктором?
- Какая птица предупреждает весь лес об опасности?
- Какая птица любит полакомиться салом?
- Какая птица клювом шишки потрошит?
- Какая из птиц не высиживает свои яйца?
- Какая птица умеет дразниться?
- Какую птицу называют символом мира?
- Какую птицу можно назвать зимним яблоком?
- Какая птица может «работать почтальоном?»
- Какая птица является символом мудрости?
Физминутка «Стая птиц»
Пятое задание.
Разрезные картинки «Птицы»
Каждая команда делится на пары. Дети в паре собирают разрезную картинку с изображением птицы. Чья команда справится быстрее, получает фишку.
Итог
Воспитатель: Что больше всего понравилось? В какие игры играли? Что было трудно? В какую игру больше всего понравилось играть?
(Ответы детей)
Воспитатель: Дети, вы сегодня порадовали меня своими ответами. Вы много знаете о зимующих и перелётных птицах. У меня есть для вас раскраски «Птицы». Уверена, вы сможете правильно раскрасить птиц.