Получи документы

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Знакомство с понятием «Предложение»

Киреева Наталья
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Знакомство с понятием «Предложение»

Цель: Составление простых нераспространённых предложений.

Задачи:

1. Закрепление понятий слово-предмет, слово-действие.

2. Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что, действий с вопросом Что делает?

3. Знакомство с понятием предложение.

4. Составление простых нераспространённых предложений из двух слов.

5. Закрепление цветовых символов слов.

Оборудование: предметные картинки, прямоугольники жёлтого и коричневого цвета.

Ход занятия

1. Орг. момент.

- Что можно увидеть глазами и потрогать руками?

Публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему „Знакомство с понятием „Предложение“» размещена в разделах

2. Закрепление понятий слово-предмет, слово-действие.

У каждого ребёнка предметная картинка с изображением живых и неживых предметов.

- Задайте вопрос к своему слову-предмету.

- Подберите действие.

3. Знакомство с понятием "Предложение".

Игра «Живые слова»

- Птица, лететь. Ребята, что я назвала? – Два слова.

- Как догадаться, где два слова, а где предложение из двух слов?

Вызвать двух детей.

- Маша и Аня будут «живыми словами». Маша будет словом «птица», Аня словом «летит». Маша скажет своё слово и даст руку Ане. Аня даст руку Маше и произнесёт слово «летит». Какое первое слово? (Птица.) Назовите второе слово. (Летит.) Сколько слов в предложении? Сейчас слово «птица» уйдёт, а слово «летит» останется. Можно ли считать его предложением? (Нет. Непонятно, кто или что летит.) «Живые слова», разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место. Дайте друг другу руки. Произнесите каждый своё слово. Получилось предложение. В предложении все слова дружат между собой. Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

- Каждое слово живёт само по себе. Слова друг другу не помогают. Слова начинают дружить и получается предложение.

Птица, лететь. – Это два слова.

Птица летит. – Это предложение.

- Когда получается предложение? – Когда слова начинают дружить.

- Хлопните, когда я назову предложение : Солнце светит. Машина ехать. Конь скачет. Болеть голова. Дерево растёт. Листья падать. Куры клевать.

4. Обозначение предложения символами-полосками.

- Давайте добавим в предложение любое слово, которое не будет дружить с остальными. Например: Птица летит арбуз. Что получилось? – Добавилось слово и предложение разрушилось. Чтобы не залетали случайные слова в предложение, оно решило отгородиться от всех случайных слов.

На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком и точкой в конце полоски.

- Длинная полоска – это предложение, а уголок обозначает начало предложения. На письме начало предложения обозначается большой заглавной буквой, а в конце каждого предложения ставиться точка.

5. Закрепление символов слов.

- Каждое предложение состоит из слов. Чтобы посчитать слова, мы уже научились пользоваться цветными прямоугольниками.

- Прямоугольником какого цвета мы обозначаем слова- предметы? (Жёлтого.)

- Прямоугольником какого цвета мы обозначаем слова-действия? (Коричневого.)

- Составьте предложение из слов : рыба, плавать. Назовите первое слово в предложении? (Рыба.) Какое второе слово? (Плывёт.) Теперь нужно посчитать слова. Какой прямоугольник мы положим вместо первого (второго) слова? Сколько слов в предложении?

6. Составление предложений из двух слов.

- А теперь я буду называть слова, а вы будете составлять из них предложения

Бабочка, порхать. Самолёт летать. Дверь скрипеть. Кузнечик прыгать. И т. д.

7. Физминутка.

Координация речи с движением.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топают,

Ручками хлопают.

8. Составление предложений по схеме.

На доске картинка с изображением собаки.

- Задайте правильно вопрос - кто это? или что это? Что обозначает это слово?

- Как обозначим?

- Что делает собака? Что обозначает это слово?

- Как обозначим? Мы составили схему этого предложения.

- Составьте свои предложения по этой схеме.

9. Подведение итогов

- Что мы составляли на занятии?

- Когда получается предложение?

- Из чего состоит предложение?

- На какой вопрос отвечает слово-предмет (слово-действие?

- Как обозначаем слово-предмет (слово-действие?

- На письме какие границы есть у предложения?

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки» Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи,.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Наши мамы» в старшей группе Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, чувство благодарности за её заботу, повышение социальной значимости материнства; развитие.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Дикие животные» Конспект НОД по речевому развитию. Возрастная котегория: 5-6 лет Тема:«Дикие животные» Образовательная область: речевое развитие. Цель:.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «День народного единства»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «День народного единства» Цель: ознакомление детей с российским государственным праздником. Задачи: • Проведение патриотическо-воспитательной работы среди воспитанников;.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» Программное содержание: Продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения; Закреплять представления детей об осени, умение выразительно.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Овощи» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Овощи» Воспитатель: Найданова Е. В. Программное содержание: - продолжаем учить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Зимующие птицы»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Зимующие птицы» Цель: создание условий для расширения и активизации словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Знакомство с понятием «Предложение»
Опубликовано: 18 марта 2024 в 22:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Знакомство с понятием «Предложение»» (включая файлы) размещена пользователем Киреева Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД