Киреева Наталья
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Знакомство с понятием «Предложение»
▼ Скачать
Цель: Составление простых нераспространённых предложений.
Задачи:
1. Закрепление понятий слово-предмет, слово-действие.
2. Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что, действий с вопросом Что делает?
3. Знакомство с понятием предложение.
4. Составление простых нераспространённых предложений из двух слов.
5. Закрепление цветовых символов слов.
Оборудование: предметные картинки, прямоугольники жёлтого и коричневого цвета.
Ход занятия
1. Орг. момент.
- Что можно увидеть глазами и потрогать руками?
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему „Знакомство с понятием „Предложение“» размещена в разделах
2. Закрепление понятий слово-предмет, слово-действие.
У каждого ребёнка предметная картинка с изображением живых и неживых предметов.
- Задайте вопрос к своему слову-предмету.
- Подберите действие.
3. Знакомство с понятием "Предложение".
Игра «Живые слова»
- Птица, лететь. Ребята, что я назвала? – Два слова.
- Как догадаться, где два слова, а где предложение из двух слов?
Вызвать двух детей.
- Маша и Аня будут «живыми словами». Маша будет словом «птица», Аня словом «летит». Маша скажет своё слово и даст руку Ане. Аня даст руку Маше и произнесёт слово «летит». Какое первое слово? (Птица.) Назовите второе слово. (Летит.) Сколько слов в предложении? Сейчас слово «птица» уйдёт, а слово «летит» останется. Можно ли считать его предложением? (Нет. Непонятно, кто или что летит.) «Живые слова», разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место. Дайте друг другу руки. Произнесите каждый своё слово. Получилось предложение. В предложении все слова дружат между собой. Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
- Каждое слово живёт само по себе. Слова друг другу не помогают. Слова начинают дружить и получается предложение.
Птица, лететь. – Это два слова.
Птица летит. – Это предложение.
- Когда получается предложение? – Когда слова начинают дружить.
- Хлопните, когда я назову предложение : Солнце светит. Машина ехать. Конь скачет. Болеть голова. Дерево растёт. Листья падать. Куры клевать.
4. Обозначение предложения символами-полосками.
- Давайте добавим в предложение любое слово, которое не будет дружить с остальными. Например: Птица летит арбуз. Что получилось? – Добавилось слово и предложение разрушилось. Чтобы не залетали случайные слова в предложение, оно решило отгородиться от всех случайных слов.
На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком и точкой в конце полоски.
- Длинная полоска – это предложение, а уголок обозначает начало предложения. На письме начало предложения обозначается большой заглавной буквой, а в конце каждого предложения ставиться точка.
5. Закрепление символов слов.
- Каждое предложение состоит из слов. Чтобы посчитать слова, мы уже научились пользоваться цветными прямоугольниками.
- Прямоугольником какого цвета мы обозначаем слова- предметы? (Жёлтого.)
- Прямоугольником какого цвета мы обозначаем слова-действия? (Коричневого.)
- Составьте предложение из слов : рыба, плавать. Назовите первое слово в предложении? (Рыба.) Какое второе слово? (Плывёт.) Теперь нужно посчитать слова. Какой прямоугольник мы положим вместо первого (второго) слова? Сколько слов в предложении?
6. Составление предложений из двух слов.
- А теперь я буду называть слова, а вы будете составлять из них предложения
Бабочка, порхать. Самолёт летать. Дверь скрипеть. Кузнечик прыгать. И т. д.
7. Физминутка.
Координация речи с движением.
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ножками топают,
Ручками хлопают.
8. Составление предложений по схеме.
На доске картинка с изображением собаки.
- Задайте правильно вопрос - кто это? или что это? Что обозначает это слово?
- Как обозначим?
- Что делает собака? Что обозначает это слово?
- Как обозначим? Мы составили схему этого предложения.
- Составьте свои предложения по этой схеме.
9. Подведение итогов
- Что мы составляли на занятии?
- Когда получается предложение?
- Из чего состоит предложение?
- На какой вопрос отвечает слово-предмет (слово-действие?
- Как обозначаем слово-предмет (слово-действие?
- На письме какие границы есть у предложения?