Летова Оксана
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию в старшей группе «Откуда пришел Новый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД познавательному развитию
«Откуда новый год к нам пришел?»
Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад № 53» г. Саратов.
Программное содержание
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию в старшей группе „Откуда пришел Новый год“» размещена в разделах
- познакомить детей с историей и традициями возникновения праздника, новогодней елки, обычаев.
- уточнить и закрепить представления у детей о традициях встречи Нового года в разных странах.
- формировать умения делать выводы на основе практического опыта.
Развивающие задачи :
- закрепить навык образования прилагательного от существительного.
- продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Воспитательные задачи:
- расширять представления детей об истории возникновения праздника.
-воспитывать уважение к традициям русского народа.
Методические приемы:
-словесные, беседа-рассуждение, объяснение, уточнение, пояснение заданий.
-наглядные - показ, демонстрация материала.
-практические - работа с раздаточным материалом, игровые упражнения.
Оборудование:
посылка, письмо, детские новогодние песенки, иллюстрации, снежок- мяч.
Предварительная работа:
-беседы, чтения художественной литературы, заучивание стихов о зиме.
-поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Зима».
-загадывание загадок.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Ой, ребята, посмотрите, кто-то нам под новогоднюю елку посылку положил. Она тяжелая! Посмотрим что здесь? Здесь еще и письмо. Сейчас мы посмотрим, что нам написали. Ребята, да это загадки! Отгадаем загадки?
Снег идёт,
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята
— Снова к нам
Пришла. (Зима)
Вот уж месяц снег идёт,
Скоро встретим Новый год,
В снежной спячке вся природа.
Подскажи мне время года. (Зима)
- Ребята! А почему наряжают хвойное дерево, а не березу, тополь или какое другое? (ответы детей).
- А знаете ли вы откуда пришла эта традиция? (ответы детей).
- Ставить в доме ёлку под Новый год придумали немцы. Во времена язычества ель у них считалась главным деревом, а после крещения она стала символом Рождества. Целыми семьями люди ходили в лес, зажигали свечи у самой высокой красавицы, выпивали и пели песни.
А в России «Ёлкина история» началась 20 декабря 1699 года, когда Пётр I повелел день «новолетия» отмечать 1 января. В своё м указе он предписал: «По улицам… перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе… стоять тому украшению января в первый день». Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны. Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина.
Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.
Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки….
Физкультминутка «Снежок».
- Становитесь все в кружок, будем мы играть в снежок. Воспитатель бросает снежок детям по очереди и задает вопросы по содержанию занятия.
Вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Как называется месяц?
- Как в народе еще называют месяц декабрь?
- От какого народа к нам перешла традиция наряжать елку?
- Где немцы наряжали елку?
- Кто в России ввел празднование Нового года 1 января?
- Что еще он приказал делать в новогоднюю ночь?
- Где сначала устанавливали елочное дерево россияне?
- Какое у нас время года на улице?
- Как вы думаете, какого цвета больше всего зимой?
- Какими словами можно сказать о зиме?
- А кто мне скажет, какой первый месяц зимы?
- Какой праздник приближается?
- Кто является главными героями на празднике?
- Откуда к нам приезжает дед Мороз?
- Молодцы! Сохранилось много разных сказок и легенд о Морозе – хозяине снежных полей и лесов, который приносит на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением – Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Со временем он подобрел, его характер изменился, он стал приносить подарки детям в новогоднюю ночь. А вы знаете, где живет дед Мороз? (ответы детей)
- Современная резиденция Деда Мороза находится в городе Великий Устюг. Перед Новым годом Дед Мороз разбирает письма, которые в огромных количествах приходят к нему, придумывает оригинальные подарки и развлечения для детей.
- А кто же такая Снегурочка? (ответы детей)
- Снегурочка – внучка деда Мороза, считается, что она сделана из снега. Она помогает ему проводить с детьми игры, конкурсы, танцевать, раздавать подарки.
Дидактическая игра «Найди лишний предмет».
Провести беседу о технике безопасности на новогодних мероприятиях. Картинки – иллюстрации сопутствующие новому году.
- Как празднуют Новый год в других странах, вы знаете? (ответы детей).
- Как известно, в каждой стране и у каждого народа есть свои национальные традиции, относящиеся, в том числе, и к отмечанию различных праздников. Иногда среди таких традиций встречаются очень экзотические, необычные и экстравагантные. Давайте посмотрим, как отмечают Новый год в других странах мира?
- Жители Индии украшают себя белыми, розовыми, красными и фиолетовыми цветами, а дома – оранжевыми флагами. В Индии на крышах домов зажигают маленькие огоньки; подарки для детей кладутся на специальный поднос. Утром детям закрывают глаза и подводят к этому подносу.
- В Китае обливаются водой в тот момент, когда другие произносят в их адрес новогодние пожелания счастья. Поэтому в этот праздничный день все ходят по улицам в насквозь промокшей одежде.
- Американский Дед Мороз – Санта Клаус, его повсюду сопровождает олень Рудольф-Красный Нос, который умеет разговаривать. Для того, чтобы лететь по небу, Санта Клаусу стоит лишь засунуть палец в ноздрю. Санта может передвигаться и на упряжи оленей.
- Немецкие дети, сломав какую-нибудь игрушку, складывали обломки в камин, а вину сваливали на господина Ниманда ("НИКТО") - прообраза Деда Мороза.
- В новогоднюю ночь во Вьетнаме принято выпускать живых карпов в реки и пруды. На Севере страны в доме под Новый год устанавливают цветущую ветку персика или украшают мандариновыми деревцами, увешанными оранжевыми плодами, символизирующими процветание. В этот период распускаются персиковые и абрикосовые деревья, мандарины и миндаль.
- Швеция. Новый год - праздник света. А вот Швеция подарила миру первые стеклянные елочные игрушки (в 19 веке). Там на Новый год принято не гасить в домах свет и ярко освещать улицы – это настоящий праздник света. В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом – Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.
- Италия. В Новый Год из окон летят утюги и старые стулья. Итальянский Дед Мороз - Баббо Натале. В Италии считается, что Новый год надо начинать, освободившись от всего старого. Поэтому в Новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон старые вещи. Итальянцам этот обычай очень нравится, и они исполняют его со страстью, свойственной южанам: в окно летят старые утюги, стулья и прочий хлам. Согласно приметам, освободившееся место непременно займут новые вещи.
На новогоднем столе у итальянцев обязательно присутствуют орехи, чечевица и виноград - символы долголетия, здоровья и благополучия.
- Во Франции два Деда Мороза: одного зовут "Дед Январь" – Пер - Ноэль, ходит с посохом и носит широкополую шляпу. Он приносит детям в корзине подарки.
Второго зовут – Шаланд. Этот бородатый старик носит меховую шапку и тёплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.
- Узбекский Дед Мороз Корбобо приезжает в узбекские кишлаки на ослике вместе со своей внучкой Коргыз.
- Мы так увлеклись, что совсем забыли, а что у нас в коробке, посмотрим? Новогодние игрушки, поможете мне нарядить елку?
Итог организованной образовательной деятельности:
-Вспомните, о чем мы сегодня говорили?
-Что больше всего понравилось и запомнилось?
-Молодцы! Вы все справились. Какое у вас настроение?
-Наше занятие закончено.