Наталья Шестакова
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Ознакомление с зимней природой через ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать интерес детей к математическим занятиям через ознакомление с природой.
Задачи:
Образовательные:
• уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках зимы;
• закреплять количественный и порядковый счет в пределах 10;
• закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам (размер, цвет, форма);
• упражнять в выкладывании множество с заданным количеством элементов;
• упражнять в ориентировке на листе бумаги;
• учить выполнять игровые действия.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию „Ознакомление с зимней природой через ФЭМП“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по математике, ФЭМП
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
• развивать связную речь, моторику, воображение
• развивать воображение, внимание, логическое мышление, умение понимать образный смысл загадки;
• развивать познавательный интерес к временам года.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к природе, интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа. Чтение стихов и сказок о зиме, отгадывание загадок, дидактические игры: «Найди отличия, Подбери пару» (классификация геометрических фигур по одному - трём признакам, игры со счетными палочками, наблюдения на прогулке
Методы и приемы:
Словесный метод: объяснения, пояснения, вопросы к детям, инструкция для выполнения, контроль и оценка работы.
Наглядный метод: использование демонстрационного материала, раздаточного материала.
Практический метод: – выполнение детьми практических заданий.
Игровой метод: игровые моменты.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, давайте возьмёмся за руки. Один, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я, улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.
- Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости, посмотрите на них и подарите им тоже свои улыбки. Мы сегодня все будем делать с улыбкой, и у нас все будет получаться.
Стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с конвертом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (письмо). Кто бы мог написать нам письмо? Давайте откроем и прочитаем его:
Дорогие ребята,
По лесам и по полям,
Я спешила в гости к вам.
По горам и тропинкам,
Уложила я снежинки,
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила.
Воспитатель: ребята, а вы узнали, про что эта загадка? Ответы детей: зима.
- Да действительно ребята, это зимушка-зима.
- А что вы можете сказать о зиме? Какая она?
Ответы детей: холодная, снежная, морозная, белая, красивая, можно кататься на санках, кататься с горки.
Воспитатель: Молодцы ребята, и загадку отгадали, и о зиме рассказали, какая она бывает. Читаю вам дальше письмо от зимы.
Будет вам тогда сюрприз
От зимы прекрасной приз.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, хотите, узнать какой вам снежная зима приготовила сюрприз?
- Давайте приступим к выполнению заданий, но зима хитрая, все задания «заморозила», чтобы их разморозить, надо отгадать ее загадки.
Задание № 1. Количественный и порядковый счет.
- Итак, первая загадка:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
- Правильно снежинка. Посмотрите, сколько разноцветных снежинок принесла нам зима.
Вопросы детям:
- Сосчитайте, сколько всего снежинок?
- Назовите, какого цвета снежинки? (на доске 10 снежинки разных цветов)
- Какая по счету голубая снежинка?
- Какая по счету желтая снежинка?
- Какая по счету зеленая снежинка?
- Какого цвета шестая по счету снежинка?
- Какого цвета первая по счету снежинка?
- Какого цвета девятая по счету снежинка?
- Какая снежинка находиться между зеленой и голубой? Между белой и красной?
Воспитатель: Отлично справились с этим заданием.
- А теперь давайте встанем, закроем глаза и представим, что мы лёгкие снежинки и падаем с неба, медленно-медленно кружась.
Дети кружатся под музыку, затем открывают глаза.
Попробуем отгадать следующую загадку.
Задание № 2. Образование множеств с заданным количеством элементов.
Работа с демонстрационным и раздаточным материалом
У нее одежки колки: Все иголки, да иголки.
Звери шутят: "Дядя еж на нее слегка похож".
Приходит с подарками, блестит огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год - главная. (Елка).
- Верно, елка, но не простая, а новогодняя. Посмотрите, какая она нарядная (выставляется картинка елки с игрушками).
Воспитатель: А что можно ещё про ёлочку сказать, какая она?
Ответы детей: красивая, колючая, зелёная, пушистая.
- Смотрите, ребята, зима нам приготовила сюрприз. Воспитатель вносит вазу с еловыми ветками.
- Дети, вы чувствуете хвойный аромат? Глубоко вдохните.
Проводится дыхательное упражнение.
Вопросы детям:
- На какую геометрическую форму похожа елка? (треугольник)
- Игрушками, какой формы украшена наша елка? (круглой и квадратной)
- Кто поможет мне выбрать круг? (вызывается один ребенок к доске)
- Что мы знаем о Круге? (у круга нет углов)
- У какой еще геометрической фигуры нет углов? (овал)
- Кто поможет мне выбрать овал?
- Кто может выбрать квадрат? Что мы о нем знаем? (у квадрата четыре стороны, четыре угла, все стороны ровны).
- У каких еще фигур по четыре стороны и угла? (прямоугольник). Как их можно назвать одним словом? (четырехугольники)
- А сейчас открывайте пеналы и приготовьте карточки. (карточки из двух рядов)
-Выложите в первом ряду карточки столько квадратов, сколько игрушек квадратной формы на нашей елке.
- Во втором ряду выложите столько кружков, сколько игрушек круглой формы.
- Сколько вы выложили квадратов? Давайте проверим. Сколько кругов?
- Чего больше кругов или квадратов?
- А сейчас выложите в первом ряду столько квадратов, сколько красных игрушек на елке, а во втором ряду столько кругов, сколько желтых игрушек. Проверим. Каких игрушек больше: красных или желтых? Каких меньше?
- А сейчас задание посложнее, с ним справиться самый внимательный.
- Какая фигура здесь лишняя? Почему, объясните.
- Уже две загадки Зимы мы отгадали и справились с заданиями, попробуем отгадать третью:
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век.
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
Физкультминутка «Лепим снеговика» (музыкальная игра)
Задание № 3. Логическое упражнение «Найди отличие».
Воспитатель: Вот каких снеговиков мы слепили. Чем же они отличаются? (выставляются 2 снеговика, отличающихся цветом ведра на голове, метлой или лопатой в руках, разным количеством «пуговиц»)
Воспитатель: Ребята, а как вы думает о ком следующая загадка?
Две сестрички,
Две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - их надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)
- Варежки носят по одной? Нет, конечно, их носят парой, а вот наши варежки перепутались, помогите найти пару одинаковых варежек (из 5 варежек необходимо выбрать 2 одинаковые)
Проводиться дидактическая игра «Найди пару»
Задание № 4. Работа с сигнальными карточками. Дидактическое упражнение «Это правда или ложь»
Воспитатель: А сейчас немного поиграем и докажем Зиме, что мы готовы ее встретить и все о ней знаем. Если то, о чем я говорю – правда, вы поднимаете зеленую карточку, если ложь, красную карточку.
- Зимой метет метель.
- Зимой цветет сирень.
- Зимой можно кататься на лыжах.
- Зимой птицы улетают на юг.
- Зимой медведь спит.
-Зимой бегут ручьи.
-Зимой можно играть в снежки.
- Дед Мороз приходит зимой.
- Молодцы, вы были очень внимательны!
Воспитатель: Ребята, скажите, почему зимой не тает снег? ответы детей: солнце слабо греет землю.
-На какую фигуру похоже солнце? ответы детей: Круг!
Задание № 5. Показ на доске.
Воспитатель: Правильно! Если мы поделим круг на 2 равные части, как будет называться каждая часть круга? (Полукруг или).
- А если мы поделим каждый полукруг еще пополам, сколько частей у нас получиться? (Четыре)
- А как называются эти части? (четверти)
Задание № 6. Ориентировка на листе бумаги.
Воспитатель: Следующее задание, которое приготовила вам Зимушка-Зима.
- Давайте немного поиграем, вы слушаете меня и выполняете задания по тексту.
- Перед вами лежат снежинки, но тут вдруг подул ветер и разнес снежинки по всему небу. Одну снежинку он унес в правый верхний угол, вторую – в левый нижний угол, третью – в левый верхний угол, а последнюю в самую середину. Скажите, какое место осталось свободные? (правый верхний угол).
Воспитатель: Молодцы! И последнее задание, которое приготовила вам Зимушка-Зима.
Задание № 7. «Составь снежинку для Зимы из счётных палочек»
- Давайте составим из счётных палочек снежинки. Перед вами несколько вариантов снежинок. Выбирайте, какая вам понравилась, а можно составить свою по своему замыслу.
Воспитатель: Молодцы! Замечательные получились у вас снежинки, я думаю, что Зиме они очень понравится.
3. Рефлексия. Подведение итогов.
Воспитатель: Сегодня мы много узнали о зиме, читали красивые загадки. Зима - это чудесное время года. Оно еще продолжается, мы не раз еще с ним встретимся на улице.
Воспитатель: А теперь, ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями проказницы Зимы (отметить наиболее активных детей, и она, как и обещала – дарит вам подарок – это математическое лото.