Приложение МААМ

«Изучаю себя — 5 чудес внутри меня». Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию в старшей группе

иванова елена
«Изучаю себя — 5 чудес внутри меня». Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию

«Изучаю себя – 5 чудес внутри меня»

в старшей группе.

Воспитатель: Иванова Елена Федоровна

г. Санкт-Петербурга

2024 год

Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию

«Изучаю себя – 5 чудес внутри меня» в старшей группе.

Цель: Формирование элементарные представлений об органах чувств (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние) и значения их для человека, как помощников в познании окружающего мира.

Программные задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Темочки:

Закрепить знания детей о строение человека, о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).

Уточнять представления детей о назначении отдельных органов чувств человека, какое значение они имеют при восприятии им окружающего мира.

Продолжить формирование знаний и значимости в вопросах гигиены органов чувств.

Продолжить формирование интереса к познанию своего тела;

Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения;

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»

Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;

Учить делать выводы, развивать быстроту мышления, творческое воображение; с-к

Развивать восприятие, произвольное внимание, моторику, мыслительные процессы, речь и коммуникативные навыки;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму, к состоянию своего здоровья и здоровью окружающих.

Образовательная область «Речевое развитие»

Расширять словарный запас ребенка.

Развивать навык отвечать развернутым ответом.

Предварительная работа:

Беседы о здоровом образе жизни, о строении тела, об органах чувств.

Рассматривание иллюстраций о строении тела человека.

Чтение художественной литературы: “Мойдодыр”, “Доктор Айболит” К. И. Чуковского, “Неболейка” И. Семеновой;

Сюжетно-ролевые игры “Больница”, “Кабинет окулиста”, и т. д.

Материалы и оборудование:

Карточки с изображением органов чувств.

Пластиковые стаканчики с продуктами, различными на запах и вкус.

Пакет, маракас, ложка деревянная, ножницы.

«Волшебный мешочек» с различными предметами.

Шарф для завязывания глаз.

Аудиозапись с различными звуками

Доска с конвертами и изображением человечка. (без органов чувств)

Методы и приёмы: беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.

Ход занятия.

Организационный момент

Мы идем с тобой по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Повстречаться мы спешим,

Поздороваться хотим.

Снова встретились с тобой,

Топнем весело ногой,

Покачаем головой,

И помашем всем рукой.

Скажем: «здравствуй» мы друг другу.

Мы говорим друг другу «здравствуй», а это значит, что желаем друг другу здоровья.

Хотите быть здоровыми, умными, развитыми и смышлеными? Сейчас мы эти и займемся.

Основная часть.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нас. А кто мы? (Дети - люди) А мы с вами похожи? (Чем-то похожи, а чем-то отличаемся). Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы похожи? (частями тела).

В нашем теле есть 5 чудесных помощников, которые помогают воспринимать этот мир, как вы думаете Что это? (ответы – рассуждение детей)

Мы сегодня будем изучать и исследователями СЕбЯ. А где происходят исследования? (ответы детей) Мы сегодня исследователи в лабораториях.

Дети посмотрите на доску, на ней вы видите 6 конвертов и человечка, но чего-то в нем не хвает. А чего? – мы и узнаем. Это схема Научного-исследовательского института по изучению органов чувств человека, на ней указаны лабораторий, в которые мы сейчас отправимся.

1 Лаборатория Конверт номер 1 «Яблоко».

Воспитатель. «Как вы думаете, что могут изучать в этой лаборатории? (ответы детей)

Догадались? Проверим, отгадав загадку.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.  (Глаза)

Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. (иллюстрация). Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах (домиках). Закрывает этот “дом” специальная  “дверца” под названием – веко. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз.

Глаза – это часть нашего тела, а как называется чувство? (Зрение)

Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

- Для чего нам нужны глаза? (ответы детей: видеть, смотреть телевизор, м/ф, читать книги, рисовать и т. д.)

Правильно, с помощью глаз человек видит предметы, их цвет, форму, размер. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.

А теперь проведем эксперимент – Выбранный ребенок, должен пройти через препятствие с открытыми глазами до яблока. «Молодец, никаких проблем не возникло».

А теперь с завязанными шарфом глазами, поменяв расположение препятствий нужно добраться туда же. «Было сложно, т. к. расположение препятствии не известно и не видно»

Вывод – зрение помогает в ориентирование в пространстве.

- Ребята, что надо делать, чтобы глаза были здоровыми? (ответы детей - Беречь глаза, охранять их от пыли и грязи, беречь от колющих и режущих предметов, делать гимнастику для глаз, есть продукты содержащие витамины (морковку, чернику, шиповник, гулять на свежем воздухе и т. д.)

А кто знает, что делать с глазками нельзя? (ответы детей- нельзя тереть глаза грязными руками, близко и долго смотреть телевизор, нельзя смотреть – читать книги лежа, играть долго в компьютерные игры)

А чтобы наши глазки были зоркими и здоровыми, я предлагаю сделать гимнастику для глаз. Такие упражнения нам помогают тренировать глаза, чтобы хорошо видеть.

Гимнастика для глаз "Разминка"

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

Итак, глаза – это часть нашего тела, а как называется чувство? (зрение).

Мы открываем конверт со знаком «яблоко» и убеждаемся, что там лежит картинка «глаза». Сколько у человека глаз? -2

Воспитатель «Готовы дальше изучать Себя, тогда мы попадаем в следующую лабораторию».

2 «Лаборатория Конверт 2 «Ракушка». Догадываетесь, что тут изучают?

Воспитатель: Проверим, отгадав загадку:

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше (ушки)»

Воспитатель: Да, в этой лаборатории изучают орган слуха. - Ушки. (иллюстрация)

У всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности.

Так для чего нам нужны уши? (Ответы детей - слушать, слышать звуки, для того, чтобы научиться говорить).

Рассмотрите ухо своего соседа.

Воспитатель. На что ухо похоже? (Предположения детей).

Люди давно заметили, что ухо человека очень похоже на ракушку, по-другому – на раковину. Поэтому ухо называют «ушная раковина». Но раковина – только то, что нам видно. Заметили дырочку в раковине, которая идет куда-то вглубь головы? Это слуховой проход. Он идет очень глубоко, чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в самом конце слухового прохода есть тоненькая-тоненькая пленочка – барабанная перепонка. Если ее повредить – человек может навсегда остаться глухим. Поэтому ни в коем случае нельзя ковыряться в ухе, засовывать в него какие - либо предметы.

- Слух для человека - это большая ценность.

Воспитатель: А сейчас я хочу проверить, хороший ли у вас слух.

Проводится игра: "Узнай по голосу".

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Саша (Мила, Маша и т. д., Ты стоишь в кругу, 

Мы зовем тебя: "Ау!". Глаза закрывай,

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал. Садимся.

Воспитатель: Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать, какими предметами и что я буду делать.

Проведем эксперимент. Я за ширмой буду издавать различные звуки, вы должны узнать, что это за звуки. А если вы закроите глаза, то звук вы все равно слышите? (За ширмой шуршу пакетом, стучу по столу деревянной ложкой, играю на бубне, мну бумага, ножницы открываю).

Воспитатель: Что вы слышали?

Дети: Стук ложки, бубен, шуршание пакета, бумага, ножницы

Воспитатель: Молодцы! Все верно угадали. Значит, мы делаем вывод, что мы можем различать различные звуки как открытыми, так и закрытыми глазами. Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь?

Дети: Да!

Воспитатель: А как?

Дети: Уши нужно мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку.

Итак, уши – это часть нашего тела, а как называется чувство (слух).

Мы открываем конверт «ракушка» и достаем изображение «уха». Сколько у человека ушей?-2.

Следующая лаборатория в которую мы попали.

3 Лаборатория. Конверт 3 «Гора с 2 входами»

Что здесь изучают, вы узнаете, отгадав загадку:

Вот гора, а у горы две глубокие норы,

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.  (Нос)

Нос – это часть нашего тела, а как называется это чувство? (обоняние).

Ребята, а как обоняние помогает нам в жизни? (С его помощью различают запахи, нос дает нам возможность дышать).

Ребята, а я слышала, что нос очень нужен для того, чтобы сохранять наше здоровье. Может, кто-то знает, как это происходит? (Ответы - рассуждения детей: нос охраняет наш организм от пыли и микробов, Волосики задерживают пылинки и микробы, которые летают в воздухе, а еще холодный воздух согревается, проходя через нос.)

- Давайте с вами немного подышим (дыхательная гимнастика):

Вдохнем глубоко через нос и медленно выдохнем. (Повторить 3-4 раза). Подышали?

- А сейчас я предлагаю провести эксперимент «Отгадай по запаху», проверим, сможете ли вы отгадать по запаху, что находится в этих стаканчиках. (Дети определяют по запаху содержимое емкости: лук, лимон, кофе, чеснок, мандарин)

Вы справились и всё отгадали.

- А если бы мы заболели и нос плохо дышал бы, смогли бы мы так хорошо определить запахи? (ответы детей: нет).

- Так что нужно делать, чтобы носик хорошо дышал? (ответы детей: заботиться о нём, не болеть, закаляться, чистить нос, высмаркиваться, нельзя засовывать в нос посторонние предметы, лазить грязными пальцами)

- Молодцы!

Ребята, запах может предупредить человека об опасности? Как вы думаете, о приближении какой опасности? (Можно почувствовать запах дыма при пожаре, если продукты плохо пахнут - они испортились)

Итак, Нос – это часть нашего тела, а как называется это чувство? (обоняние)

Мы открываем конверт «гора» и достаем изображение «носа»

Следующая лаборатория в которую мы попали.

4Лаборатория Конверт 4 «Пирожное эклер»

Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его и не нюхая?

Дети: На вкус.

Воспитатель: Как вы думаете, какой орган чувств помогает нам различать вкус?

Дети: язык.

Воспитатель: Это язык. Язык - это орган вкуса. (иллюстрация)

Язык расположен в ротовой полости. Язык - это мышца, которая способна различать вкус. На языке есть вкусовые рецепторы. Разные участки языка воспринимают определенные вкусы.

Скажите, какими бывают продукты на вкус?

Дети: Горькими, сладкими, кислыми, солеными.

Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как различает разные вкусы ваш язык. И проведем эксперимент. Проводится игра «Определи на вкус».

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты (банан, лимон, соленый огурец, лук).

Воспитатель: У кого был сладкий вкус? Как вы думаете, что это было? (так же с соленым и кислым вкусом).

Воспитатель: Теперь мы с вами с уверенностью можем сказать, что с помощью языка мы можем определить вкус продуктов.

Так для чего нам нужен язык?

Дети: определять различные вкусы, чтобы разговаривать

Итак, язык – это часть нашего тела, а как называется чувство? (вкус).

Мы открываем конверт «Пирожное» и достаем картинку «Язык».

5 Лаборатория Конверт 5 «Осьминог»

Как вы думаете, что изучают в этой лаборатории и почему изображен осьминог? (ответы детей). (осьминог обладает способностью изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Это объясняется наличием в его коже клеток с различными пигментами).

Мы с вами оказались в следующей лаборатории. Здесь я вас познакомлю с органом чувств, которое отвечают за возможность чувствовать прикосновения и определять свойства предмета - это осязание. А за осязание отвечает – Руки, а точнее Кожа. (иллюстрация)

Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа самый большой орган. Кожа на руках очень чувствительна и мы на ощупь можем определить, что это за предмет, из чего сделан, какой он формы, какой температуры.

-А давайте сейчас проведём исследование и проверим чувствительность ваших пальцев с помощью «волшебного мешочка».

Я буду задавать вопросы, а вы будете обследовать руками предмет и говорить их признаки:

Предмет маленький или большой? Какой формы? Из чего он сделан?

Какая у него поверхность (гладкая или шероховатая) Какой он по весу (лёгкий или тяжелый)Твёрдый или мягкий? Что это?

Дети угадывают на ощупь (это кубик, мишка, яблоко, ложка, и т. д.)

- Какой вывод вы можете сделать после нашего исследования? (С помощью кожи человек определяет качество предмета: горячее, холодное, твердое, тупое, острое, мокрое, сухое и т. д, кожа предостерегает об опасностях – горячий предмет может вызывать ожог.

- Ребята, а ещё кожа выполняет защитную функцию организма. Как вы это понимаете? (Кожа надежно укрывает все, что находится внутри нас)

- Зачем человеку необходимо осязание? (благодаря ему мы ощущаем прикосновения, можем определить качество предмета, защитное качество кожи)

Мы открываем конверт с «осьминогом» и достаем знак «Руки - кожа».

6 Лаборатория Конверт 6 «Грецкий орех»

Вот мы и попали в последнюю лабораторию. Даже не в лабораторию, а в главный офис. Как думаете, за что он отвечает?

Что же управляет всем телом и органами чувств? Может кто-нибудь знает? Органами чувств управляет мозг! Это самый главный орган человека. Без него мы не можем жить. Человеческий мозг - очень сложное устройство! У мозга есть память. Он может запоминать на долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать. А различную информацию мозгу помогают получить органы чувств.

Мозг надо развивать! А как это можно делать? (ответы детей)

И надо беречь голову (мозг) от травм.

Достаем из конверта «Грецкий орех» изображение «мозг».

Заключительная част.

Воспитатель: Итак, мы с вами узнали, какие у нас есть органы-помощники и для чего они нам нужны. А сейчас я проверю, как вы запомнили все органы чувств. Я буду вам загадывать загадки.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Назовите орган слуха

Ну - ка хором это - ….(Ухо)

Он нужен для дыхания

Еще для обоняния (Нос)

Первым пробовать привык

Угощенья все….(Язык)

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны нашей Оле. (Руки)

Воспитатель: Теперь вы знаете, что у человека есть 5 органов чувств - глаза, язык, уши, нос и кожа – это 5 чудес внутри нас. Мы с Вами посетили все лаборатории, справились со всеми заданиями, все загадки правильно отгадали, нам пора закрывать наши лаборатории!

Ребята, кем мы сегодня с вами были? Что исследовали?

Дети: Исследователями. Исследовали органы чувств.

Воспитатель: Мы изучили все органы чувств, нашли 5 частей тела, отвечающие за эти чувства (глаза, язык, уши, нос и кожа) и то, что всем этим управляет (мозг) и сейчас мы их прикрепим к нашему человечку. Теперь человечек может все чувствовать. Он может теперь – видеть, слышать, различать запахи, вкус, чувствовать прикосновения.

Рефлексия.

- Давайте ещё раз повторим, какие органы чувств есть у человека и за что они отвечают.

Нос - обоняние

Уши - слух

Глаза – зрение

Язык - вкус

Руки (кожа) – осязание.

- Итак, органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, мы должны беречь «наших помощников» и ухаживать за ними.

Есть целых пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, ты их используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть.

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать,

И две руки — чтобы потрогать.

Вам понравилось наше занятие, а какая лаборатория вам больше всего понравилась? (Раздать магнитики, прикрепите магнит, к той лаборатории - к конверту, которая вам большего понравилась.

Вы большие Молодцы!

Публикации по теме:

«Что такое доброта?» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе«Что такое доброта?» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Что такое доброта?» Цель: формирование у детей представления о добре, доброте,.

«Моя семья». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе«Моя семья». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Моя семья» Цель: обобщение и обогащение знаний детей о семье. Задачи:.

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе«Синичкин день». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Синичкин день» Цель: формирование элементарных экологических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Изучаю себя — 5 чудес внутри меня». Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию в старшей группе
Опубликовано: 7 января 2025 в 01:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Изучаю себя — 5 чудес внутри меня». Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем иванова елена (УИ 3147425) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД