Татьяна Хованских
Конспект занятия в старшей группе «О чем поют пернатые друзья весной?»
Конспект занятия по познавательному развитию «О чем поют пернатые друзья весной?» в старшей группе.
Составила воспитатель: Хованских Татьяна Николаевна
Цель: уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Методы и приемы: игровая ситуация, художественное слово, физминутка, вопросы, дидактическая игра, икт, поощрения.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „О чем поют пернатые друзья весной?“» размещена в разделах
Оборудование: ноутбук, презентация «Перелетные птицы», фонограмма «Пение птиц весной», картинки перелетных птиц, материалы для аппликации.
Ход занятия.
В группе звучит музыка П. И. Чайковский «Времена года».
Воспитатель читает стихотворение:
Возвращаются певцы
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд :
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
(Г. Ладонщиков)
Воспитатель: Сегодня я утром проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Откуда же прилетело столько птиц?
Дети: Птицы прилетели с юга.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему птицы весело и громко пели свои песни?
Дети: Наступила весна, стало тепло.
Показ слайда «Весна. Солнышко».
Воспитатель: Ребята, давайте все встанем и сделаем солнышко.
Дети делают круг, взявшись за руки.
Воспитатель: Да, наступила весна. А какая весна? Мы сейчас будем передавать друг другу мяч – солнышко и называть слова о весне.
Игра «Назови слово о весне».
Воспитатель: Молодцы много слов подобрали. А скажите, какие чудеса происходят весной?
Дети: Тает снег и превращается в воду, появляются первые цветы- подснежники, лопаются почки, появляются маленькие листочки, зеленая травка.
Воспитатель: Но самое главное чудо – это то, что к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях. Как называют птиц, которые улетают на зиму на юг, а весной прилетают обратно?
Дети: Перелетные птицы.
Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелетных птиц? Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы встанем в круг и позовем их к нам в гости.
Дети строят круг и произносят:
Русская народная закличка
Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
Воспитатель: Ребята, слышите, к нам слетаются птицы.
Выставляется слайд «Ворона Каркуша».
Каркуша: Кар-кар! Отгадайте, какие птицы прилетели к вам. Вот первая
загадка:
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это за птица?
Дети: Ласточка.
Показ слайда «Ласточка».
Воспитатель: Опишите ласточку.
Дети: Это ласточка. У нее голова, крылья, спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.
Каркуша: Молодцы, отгадали птицу и хорошо про нее рассказали. Слушайте следующую загадку:
На шесте дворец.
Во дворце певец,
Как зовут его?
(Скворец)
Дети: Скворец.
Показ слайда «Скворец».
Воспитатель: Расскажите о скворце.
Дети: Это скворец. Он весь черный, а грудка в белую крапинку, клюв острый.
Каркуша: Вот еще отгадайте мои загадки (на каждую отгадку показывают на слайде картинку птицы).
1. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач)
2. Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку,
Раздалось «ку-ку».
(кукушка)
3. Птичка-невеличка,
А поет - лес дрожит.
(соловей)
Каркуша: Все загадки отгадали, а как одним словом можно назвать этих птиц?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Спасибо Каркуша! А сейчас мы с вами поиграем.
Физкультминутка «Перелетные птицы»
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели.
И на место сели (улетают», садятся)
Воспитатель: Птицы нас радуют не только чудесной окраской своего оперения, но и своими песнями, А как вы думаете, если птицы могли петь так, как люди словами, о чем бы они нам рассказали в своих весенних песнях?
Дети: О том, как хорошо им дома, как долго они летели, как радуются встрече с нами.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Почему?
Дети: Они могут радоваться, бояться, волноваться.
Воспитатель: А кто враги у птиц?
Дети: Ястреб, сокол, кошка, лиса и др.
Воспитатель: А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение?
Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу».
Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Дети: Радостное, веселое.
Воспитатель: А сейчас послушаем стихотворения о птицах.
Дети читают стихи.
1. Весенняя гостья.
Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою.»
(К. Льдов)
2. Два скворца.
Два скворца летели,
На березку сели,
Сели и запели, -
Как они летели, как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой березке!
И. Муравейко
Воспитатель: А скажите, что птицы делают весной?
Дети: Строят гнезда.
Воспитатель: Да первым делом они строят гнезда из сухих травинок, веточек, соломинок, мха на деревьях, земле, под крышей, в кустах и т. д.
Показ слайда «Гнезда птиц» - грача, ласточки, дрозда, соловья.
Воспитатель: А вот, когда гнезда готовы, какая следующая забота у птиц?
Дети: Откладывать яйца, вывести птенчиков.
Воспитатель: У птиц весной появляются маленькие птенчики, они о них заботятся, согревают, кормят, берегут.
Показ слайда «Маленькие птенцы»
Воспитатель: Ребята, а как мы с вами можем помочь птицам весной?
Дети: Сделать с родителями скворечники.
Воспитатель: А давайте сейчас с вами придумаем, какой будет ваш скворечник.
Продуктивная деятельность детей. Аппликация «Скворечник».
Рефлексия.