Винклер Валентина Ивановна
Конспект занятия в старшей группе «Наш край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
в старшей группе на тему :
«Наш край родной»
Программное содержание:
- расширять представления детей о природе родного края;
- учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы;
- развивать память, внимание, экологическое мышление, наблюдательность, интерес к изучению родного края, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Наш край родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю, эстетические чувства, желание принять посильное участие в охране и защите природы.
Материал: игрушка ёжик, мяч.
Предварительная работа: беседы о природе, наблюдения на прогулках, отгадывание загадок о растениях, рассматривание картинок с изображением различных деревьев.
Ход занятия.
1 часть Вступительная.
Воспитатель: Ребята, у каждого жителя земли есть своя Родина – это место, где он родился и живёт. А по вашему, что такое Родина? (это улица, дом, цветы, мама)
«Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей
И в саду смородина – это тоже Родина!»
Воспитатель: Ребята, наша страна Россия очень большая. Это самая большая страна в мире. Территория нашей страны покрыта густыми лесами, бескрайними степями, высокими горами, полноводными реками и прозрачными озерами.
Воспитатель: Скажите, а как называется город, в котором мы живём? (Петрозаводск)
Воспитатель: Послушайте ребята отрывок из стихотворения
Петрозаводск
автор: Елена Панышева
Небеса над Россией высокие,
Над Карелией выше вдвойне -
Отразились просторы далекие
В неизмеренной вод глубине.
Бесконечные лес да озера,
И раскрыв купол свой голубой,
Приютило Онего - царь-город,
Окаймляя Онежской губой.
Воспитатель: Ребята, а можно сказать, что Петрозаводск – это часть нашей большой Родины – России? (да)
«Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые,
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы - столицы нашей,
В целом мире нету краше!»
2 часть. Основная.
Воспитатель: Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям, птицам. А в лесу таких деревьев тысячи. А какие деревья знакомы вам? (ответы детей)
Воспитатель: Да, у нас в Петрозаводске растёт много разных деревьев. Ой, мне кажется, нас кто-то зовёт!
«На спине иголки
Длинные и колкие.
А свернётся в клубок
Нет ни головы, ни ног» (ёжик)
Воспитатель: Он что-то шепчет мне на ушко!
Воспитатель: Ребята, ё жик хочет загадать вам загадку:
«Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.» (Дерево)
Воспитатель: Правильно, ребята, это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, ветки, листья.)
Воспитатель: Ребята, ёжику очень нравится наш детский сад. Здесь столько деревьев и всегда так весело. Он хотел бы жить в нашем детском саду, но не знает под каким же деревом ему поселиться. Давайте ему поможем.
Расскажем какие деревья растущие у нас в городе вы знаете? Может какое-нибудь дерево ему понравится. Он выроет себе норку и поселится там.
Воспитатель: Все растения, которые мы видим, являются нашими друзьями.
Воспитатель: Итак, начнём наш рассказ о деревьях нашего города. Послушайте загадку:
«Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные»(Берёзки). (Показывает картинку Берёзы)
Воспитатель: Конечно же, это берёзы. Смотри, ёжик! Берёзка – это наша белоствольная красавица, берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с ёжиком рассмотрим берёзу. Какая она, чем отличается от других деревьев? (дети описывают берёзу – кора, ветки, листья, серёжки)
Воспитатель: А вот какими словами описывает берёзу поэт А. Прокофьев:
«Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.»
Воспитатель: Теперь рассказываем Ёжику дальше.
«Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.» (тополь) (показать изображение тополя)
Воспитатель: Тополь, ребята, растет очень быстро, крона большая, хорошо задерживает пыль; когда тополь цветет, бывает много пуха. Ребята, а какой он? (ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, ребята! Пойдёмте дальше. Перед нами ещё дерево.
«С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.»
Воспитатель: Ребята, это же липа — дерево, с которого пчелы собирают мед. Липовым цветом лечат простуду, очень полезен липовый мед. Это очень красивое и ароматное дерево. Ну, что, ёжик, может это дерево тебе понравится? Ребята, он говорит, что посмотрит сначала все деревья. Но сейчас он предлагает нам поиграть.
Проводится физкультминутка «Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Воспитатель: А вот ещё одно дерево.
«Весною зеленела,
Летом загорела,
Осенью красные бусы одела» (рябина)
Воспитатель: Да, это рябина. Эта стройная красавица украшение лесов, парков и нашего детского сада. Очень любят это дерево птицы, особенно зимой. Почему? (ответы детей) Конечно, зимой оно спасает птиц от голода.
Воспитатель: Угадайте ребята следующую загадку:
Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица. (сосна)
Сосны всегда от нас неподалёку. Если сосны нет в ближайшем лесопарке, то стоит только немного отъехать от города, и вот она – статная зеленовласая красавица. Стоит, тянет к солнцу свои ветви и тонкие иголочки, и тихонько покачивается в след ветру.
(ёжик что-то шепчет на ухо воспитателю)
Воспитатель: Ой, ребята, а ёжику очень понравилось дерево с «иголками». Он решил, что выроет норку здесь, и будет приходить к нам в гости.
Воспитатель: Ребята, ёжик спрашивает, знаете ли вы, зачем нужны деревья? (ответы детей) Очень много полезного дают они человеку и животным– (кислород, защищают от пыли, ветра, дают тень в жару, на них строят гнёзда птицы, пищу животным и человеку, украшают нашу землю)
Воспитатель: Молодцы ребята! А что необходимо для роста деревьев? (ответы детей)
- А теперь давайте поиграем в игру «К названному дереву беги».
Цель игры: повторить названия деревьев; развивать умении действовать по сигналу, внимание, логическое мышление, быстроту и ловкость движений; воспитывать чувство товарищества, любовь к природе.
Ход игры: Дети делятся на три команды по названиям деревьев, по команде «раз, два, три…» они бегут к своему дереву. Какая команда быстрее встанет вокруг дерева, взявшись за руки, та и выиграла.
3 часть. Заключительная.
Воспитатель: Ну, вот и подошла наше занятие к концу. Мы показали ёжику все наши деревья и помогли выбрать самое подходящее для него – сосну. Пусть он пока посидит на этом дереве и понаблюдает за нами.
Воспитатель: Ребята, мы уже говорили, что всё живое вокруг нас – это наши друзья, а друзей надо защищать. Деревья нуждаются в нашей охране и защите. Люди обязаны беречь то, что им даёт щедрая российская природа.
Воспитатель: Поэтому мы должны соблюдать особое правило: «Любить и оберегать природу нашего края».
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!»