Запорожченко Наталья Владимировна
Конспект занятия в старшей группе детского сада «Необычные и интересные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада
«Необычные и интересные свойства воздуха».
Цель: создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• способствовать обогащению и закреплению детей о свойствах воздуха; расширение представлений детей о значимости воздух в жизни человека;
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Материалы и вещества. Свойства материалов
- Старшая группа
- Темочки
• активизировать речевую деятельность детей, обогащение словарного запаса детей;
• формировать умение самостоятельно решать проблемную ситуацию;
• закреплять правила безопасного поведения во время проведения опыта с воздухом.
Развивающие:
• развивать способности устанавливать причинно-следственные связи с помощью экспериментирования и делать выводы;
• содействовать физическому развитию и оздоровлению детей с помощью дыхательной гимнастики.
Воспитательные:
• воспитывать культуру общения,
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• создание благоприятной, эмоциональной атмосферы в группе.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: игры с мыльными пузырями, наблюдение за погодой и ветром, чтение художественной литературы по данной теме.
Словарная работа: невидимый, прозрачный.
Методы и приё мы: наблюдение, беседа, игры опыты, физкультминутка, дыхательная гимнастика, сюрпризные моменты.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, стаканчики с водой, коктельные трубочки, карточки-обозначения, свисток, дудочки, сигнальные карточки (красные и зелёные, по количеству детей).
Ход образовательной деятельности:
Педагог: Сегодня к нам пришли гости, давайте подарим им свои улыбки и хорошее настроение.
Давайте с вами обнимемся.
И над землёй поднимемся,
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним.
Я смотрю, вы все улыбаетесь, вам весело, мы подняли себе настроение.
Ребята я приглашаю вас на праздник воздушных шаров. Шары у нас самые разные: синие, красные. А почему зелёный шар грустит?
Дети: Он недостаточно надут, поэтому не такой красивый.
Педагог: Ребята, как же сделать шар большим?
(Дети предлагают его посильнее надуть)
Педагог: Давайте попробуем.
Что помогло мне надуть шарик?
Дети: Воздух, дыхание.
Педагог:Сейчас мы с вами попробуем раскрыть секрет таинственного Невидимки, который внутри шарика, но сначала отгадайте загадку:
Ты без него не сможешь жить,
Ни есть, не пить, не говорить,
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем,
Он ведь нам необходим.
Дети: Это-Воздух.
Педагог: Его необходимо обнаружить и определить какими свойствами он обладает? Ребята, вы видите воздух? (Ответы детей). Воздух находится вокруг нас, он везде: в нашей группе, на улице. Давайте проверим, есть ли воздух в нашей группе, и попробуем его поймать. Предлагаю поймать его с помощью пакетов. (Дети подходят к столу, берут пакеты, раскрывают). Давайте попробуем его сложить. Мы с вами видим, что он пустой. Теперь раскрываем пакет, взмахнём им и закрутим его. Попробуйте сложить его, почему вам это не удаётся, что произошло с пакетом? Потому что в пакете кто-то поселился. Что может быть в пакете (Ответы детей). Да, ребята, мы с вами поймали воздух. Кто мне скажет, какой он? (Невидимый, прозрачный). Сквозь пакет мы всё видим. А теперь мы с вами выпустим воздух. Что произошло с пакетом? Пакет стал пустым. Интересно, почему? Да, ребята, вы правы. Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать, и мы смогли это сделать. мы поймали воздух, заперли его в пакет, а потом выпустили его. Значит вокруг нас есть воздух.
Педагог. Значит воздух невидимый.
Давайте проверим, действительно ли в наших пакетах воздух. Для этого нам нужны зубочистки: осторожно проколем пакеты. Теперь поднесите пакет к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух). Это первый секрет воздуха – воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать. С помощью карточек, на которых нарисованы символы, мы будем отмечать наши открытия.
Воздух невидимый, прозрачный и бесцветный – первая карточка (прикрепить карточку к доске). Ребята, предлагаю продолжить наши исследования и попробуем с вами увидеть воздух. Здесь на столе у меня есть пустые баночки и вода. Подумайте и скажите мне, есть ли воздух в банке
(есть). Для этого опустим банку в воду горлышком вниз, что же будет. Если держать её ровно, вода в неё не попадёт. Что же не пускает воду в банку (воздух). А теперь слегка наклоните банку и немного её поднимите. Что произошло? (появились пузыри). А почему они появились?Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Это доказывает, что воздух действительно есть вокруг нас.
Но это надо проверить. Сейчас мы сядем за столы, но сначала вспомним правила работы с водой.
Дети. Надо засучить рукава, приготовить тряпочку, чтобы вытирать разлитую воду, надеть фартук. После проведения опыта, навести порядок
Педагог. Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в неё.Что мы видим?
Дети. Появились воздушные пузырьки.
Педагог. Откуда они? В стакане же была только вода. А пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы вдохнули и подули в трубочку и воздух выходит в виде пузырьков. А чтобы ещё подуть, мы снова вдыхаем воздух, дуем в трубочку и появляются новые пузырьки. Давайте
попробуем насыпать в воду немного горошин. Что они делают?
Дети. Они лежат на дне банки.
Педагог. А давайте попробуем оживить горошины. А как мы можем это сделать? (подуть в трубку). Молодцы, ребята. Дуем, что происходит, что мы с вами видим? Да, наши горошины
ожили, они двигаются. Что им помогает двигаться? ну, конечно же воздух. Какие мы с вами молодцы. Мы нашли с вами воздух, увидили, как он двигает горошины и убедились с вами, что воздух есть внури нас.
Давайте прикрепим вторую карточку «Воздух можно увидеть : воздух внутри нас и он легче воды
Педагог. Предлагаю немного размяться.
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки, по команде -- раз,
а над нами весело шелестит листва,
опускаем руки, мы, по команде --два.
Педагог. Ребята, как вы думаете, почему шелестит листва?
Дети. Дует ветер. Это движение воздуха.
Воспитатель дует в свисток и спрашивает у детей, что они слышат.
Дети. Свист.
Педагог. Свист – это тоже звук воздуха. Я дула в свисток, а вам предлагаю поиграть на дудочках. Значит воздух можно услышать разными способами. Мы узнали новое свойство воздуха и прикрепляем новую карточку. «Воздух можно услышать и он движется». Ребята, а можно ли узнать вес воздуха? Предлагаю взвесить воздух. Для этого возьмем - палочку и два надутых воздухом шарика. На середине палочки закрепим верёвочку, а к концам - привяжем два одинаковых надутых шарика. Подвесим палочку за верёвочку, палка висит в горизонтальном положении. А теперь подумайте и скажите, что произойдёт, если мы проткнём один острым предметом. Конец палки к которому, он был привязан, поднимется вверх. Почему?
Вывод. Шарик без воздуха стал легче, значит воздух имеет вес.
(прикрепить карточку).
Педагог. Ребята, есть ли у воздуха запах. Вдохните воздух носом. (без запаха). Правильно, воздух не имеет запаха, если он чистый. А теперь попробуйте лизнуть воздух и вдохнуть его ртом. Вы ощутили какой-нибудь вкус.
Дети. Нет.
Педагог. Да, ребята, чистый воздух без вкуса и запаха.
Прикрепить карточку-обозначение «Воздух не имеет вкуса и запаха». Но запомните, что когда воздух движется, он переносит запахи. Прикрепить карточку «Воздух переносит запахи». Что это? (две пустые баночки). Разве они пустые? (ответы детей). Одинаково ли пахнет воздух в этих банках? (воздух в банках пахнет по-разному: одна баночка пахнет апельсином, другая – лимоном. Прикрепить карточку «Воздух переносит запахи»
Педагог делает вывод вместе с детьми: у воздуха нет собственного запаха, запах ему придают другие вещества, с которыми он соприкасается. Ребята, возьмите со стола две сигнальные карточки – зелёную и красную. Я вам буду задавать вопрос, а вы давать ответ с помощью сигнальной карточки. Если вы согласны со мной, поднимите зелёную, если не согласны – красную. Будьте внимательны. Начинаем.
1. Воздух окружает на со всех сторон (дети. Да).
2. Воздух имеет свой вкус. (нет)
3. Воздух голубого цвета (нет).
4. Воздух можно услышать (да).
5. Чистый воздух не имеет запаха (да)
6. Человек может жить без воздуха (нет).
7. Воздух передаёт запах предметов. (да)
8. Ветер – это движение воздуха. (да). (на доске висят карточки, педагог обращает на них внимание детей).
Педагог. Эти карточки будут помогать нам вспомнить о воздухе и обо всём, что мы о нём узнали. (Педагог. Значит, воздух везде но не мешает.
Место впрок не занимает,
Он прозрачен как стекло,
Цвета нету у него.
Вес отсутствует совсем.
И не пахнет он ничем.
Рефлексия. Педагог спрашивает ребят о том, что им больше всего понравилось на занятии и о чём они расскажут дома родителям.
А вы не забыли, мы же хотели устроить праздник воздушных шаров. И это нам помогло узнать много нового о воздухе. Сейчас мы надуем шарики, подарим их гостям и пригласим их веселиться вместе с нами (надуваем шары, дарим гостям, включаем музыку).