Наталья Показеева
Конспект занятия в старшей группе «Что за прелесть эти сказки!» по творчеству А. С. Пушкина
▼ Скачать + Заказать документы
Утреннее привествие.
С добрым утром! С новым днем!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Слайд
Звучит вальс Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель».
- Ребята, послушайте, пожалуйста очень красивую музыкальную композицию. Не случайно наша встреча началась с музыки. Эту мелодию написал композитор Георгий Свиридов к произведению А. С. Пушкина.
Сегодня мы будем говорить о творчестве русского поэта А. С. Пушкина.
Слайд
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Что за прелесть эти сказки!“ по творчеству А, С, Пушкина» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Поэт родился 6 июня 1799 года В Москве. Этот день стал днем русского языка или Пушкинский день, который мы ежегодно отмечаем.
Родился маленький Саша (сокращенное имя Александр) в дворянской семье в эпоху, когда устраивали балы, девушки ходили в пышных платьях, а мужчины устраивали вооруженные поединки – дуэли, защищали свою честь.
Слайд
Семья Пушкина была очень образованной. Отец великого писателя увлекался поэзией, он был начитанным человеком и имел большую коллекцию книг. Отец повлиял на судьбу своего сына.
Слайд
У поэта были старшая сестра Ольга и младший брат Лев.
Слайд
С самого раннего детства маленький Саша начал сочинять стихи. Он очень любил природу. В его стихах можно найти все четыре времени года.
Слайд
Послушайте, как о чудесном морозном дне написал в своем стихотворении Пушкин :
…Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И речка подо льдом блестит…
- Ребята, зима чем красива? (снегом, морозами, узорами). Эту красоту и описал А. С. Пушкин в стихотворении. Но и зима не вечна. Солнце растопит сугробы и побегут … ручьи и наступит … (какое время года) весна. Затем …лето. А за летом … осень. Мы назвали сейчас… времена года.
Слайд.
Но одно время года Пушкин любил больше всего. Как вы думаете, какое? Осень. Пушкин написал чудесные стихи об осени.
Маленький Саша, как и все дети был веселым, подвижны ребенком. Любил прыгать через скакалку.
Слайд
Поэта воспитывала бабушка и няня Арина Родионовна, которую очень любил. Она была добрая, ласковая. Когда укладывала детей всегда рассказывала им сказки.
Слайд
Саша любил длинные и певучие сказки, которые рассказывала по вечерам его любимая няня. Он часто просил много раз повторять их. Садился у ее ног на маленькую скамеечку. Арина Родионовна брала в руки вязание и начинала рассказывать сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах и сказочный народ оживал в мыслях Саши, а потом перекладывал их в стихи.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем волшебные сказки А. С. Пушкина.
Слайд
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» так можно сказать о всех произведениях А. С. Пушкина.
- Ребята, сейчас мы вспомним сказки Пушкина. А поможет нам один герой. Его можно встретить в стихотворении Пушкина.
Слайд
«У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью … кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит …
Слайд
Первое, что просит кот ученый – это определить название сказок А. С. Пушкина по картинкам-обложкам к книгам.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане …», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике Балде».
Слайд
Кот-ученый, знает много сказок. А вы ребята, знаете, сказки Пушкина? Мы поиграем с вами в игру «Подскажи словечко». Я читаю отрывок сказки, а вы будете мне подсказывать, что было дальше.
«Жил старик у самого синего … моря».
- Ребята, обратите внимание на то, каким красивым языком написаны сказки А. С. Пушкина. Сказки выразительные, волшебные. Читая сказки, мы сразу как буд-то попадаем в них и нас захватывает волшебный сюжет.
В своих сказках Пушкин высмеивает жадность, предательство, зависть. Т. е. все плохие качества человека. А добро в его сказках всегда торжествует над злом.
Ребята, скажите из какой сказки эти строки «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…». «Сказка о рыбаке и рыбки».
Слайд
Вспомните героев сказки (Дед, бабка и рыбка).
Слайд
Почему золотая рыбка была волшебной?
Слайд
Как разговаривал старик с золотой рыбкой?
Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает мне покою.»
(Старик к рыбке обращался уважительно с почетом).
Слайд
Сколько раз старик закидывал невод в море? (Три).
Слайд
Что сделал старик, поймав золотую рыбку? (Отпустил в море).
Где жил старик со своею старухой? (В землянке – старый домик, углубленный в землю с перекрытием из бревен).
За что была наказана старуха? (За жадность).
Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака? (За трусость и безволие).
В сказки А. С. Пушкин использовал пословицу «Не садись не в свои сани». Каждый должен заниматься своим делом, трудиться. Полагаться на себя и добиваться всего своими силами, а не за счет кого-то.
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился.
Глядь: опять перед ним землянка,
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Так заканчивается сказка.
Слайд
- Ребята, а из какой сказки этот отрывок?
«В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет.
Бочка по морю плывет…»
«Сказка о царе Салтане».
Слайд.
- Какие чудеса были за морем в сказке? (Белка, которая орешки грызет, 33 богатыря, Царевна-Лебедь).
Слайд «Белка».
Чтение отрывка. Музыка «Во саду ли в огороде…».
Слайд
- Сколько богатырей выходило на берег из моря? (33). Чтение отрывка.
Слайд
- Кто возглавлял богатырей? (Дядька Черномор).
Слайд «Царевна –Лебедь».
Слайд
Заканчивается сказка тем, что царь Салтан, когда посетил чудный город Гвидона был рад, что его сын и жена остались живы и здоровы.
Слайд
- В сказке есть положительные герои (Царь Салтан, сын Гвидон, его мать, Царевна-Лебедь» и отрицательные (ткачиха с поварихой, сватья (родственница) баба Бабариха, черный коршун).
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверюшку…».
Слайд
- Вспомним еще одну сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне». Главная героиня сказки была царевна мачеха. Кто помнит, какая она была. (Злая) Отрывок из сказки.
Слайд
- Какой волшебный предмет был у царицы? (Зеркальце).
Слайд
- Как мачеха обращалась к зеркалу?
Слайд
-Героем какой Пушкинской сказки, является царь Дадон? («Сказка о золотом Петушке»).
Слайд
-Про кого Пушкин написал эти строки :
«Шевельнется, стрепенется…»
Слайд
- Что случилось с царем Дадоном? (Его клюнул золотой петушок).
Слайд
Итог. Рефлексия.
- Чему могут научить сказки А. С. Пушкина? (Мудрости, смелости, добру)
-Все ли герои сказок у вас вызывают положительные эмоции?
-На кого из героев сказок Пушкина вы бы хотели быть похожи? Почему?
- Добрые или злые герои в сказках Пушкина?
- Зачем нужны отрицательные герои?
-Чему вы учитесь у Пушкина?
Слайд
- Мы совершили путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Сказки поэта любят и дети, и взрослые. Ребята, когда вы станете взрослыми и самостоятельно прочтете сказки, то откроите для себя что-то новое, незнакомое. Потом прочтете сказки своим детям, внукам. Так будет бесконечно. Пушкин будет с нами всю жизнь.