Олеся Владимировна Дегтярева
«Путешествие в Африку». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе (5-6 лет) по развитию речи «Путешествие в Африку».
Цель: создание условий для развития речи детей, формирование представлений о животном мире Африки.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей об Африке и ее животном мире;
- расширять и активизировать в речи словарь на тему «Африка»;
- формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения.
Развивающие:
- развивать коммуникативно-речевые умения, умение связно и последовательно излагать свои мысли;
- развивать фонематический слух, называть слова со звуком «К», определять место звука в слове;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к животным;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим, умение работать в команде, соблюдать правила поведения на корабле, и оказывать помощь друг другу.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: глобус, карточки с картинками, мнемотаблица, запись – гудок корабля, смайлики для рефлексии.
Формы организации: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методические приемы: игровой: игра-путешествие на корабле; словесный: вопросы, загадки, звуковой анализ слова;
практический: пересказ рассказа по мнемотаблице.
Ход занятия:
Вводно – организационная часть.
Цель: настроить детей на предстоящую деятельность, закрепить представления об Африке.
Дети стоят в кругу перед воспитателем.
- Ребята, к нам пришли гости, предлагаю поздороваться с ними (ребята приветствуют гостей)
- Какое у вас сегодня настроение? (хорошее, радостное, веселое)
- Предлагаю взяться за руки и передать друг другу хорошее настроение:
В этот чудесный зимний день (поднимают руки вперед)
Нам здороваться не лень (здороваются друг с другом)
Шлем привет мы всем вокруг (машут друг другу рукой)
Я твой друг и ты мой друг! (обнимаются друг с другом)
Шлем привет мы всем гостям (машут гостям)
Очень, очень рады вам! (посылают воздушные поцелуи гостям)
- Присаживайтесь на стульчики.
- Дети, сегодня нам пришло письмо. А письмо ребята прислал доктор Айболит. (воспитатель читает письмо)
«Ребята, сегодня утром мне позвонил мой коллега и сообщил, что мои добрые друзья из далекой страны заболели, а лечиться им нечем – все лекарства закончились! Требуется срочная помощь. Помогите пожалуйста.
Ваш добрый доктор Айболит».
-А теперь отгадайте, где живут заболевшие животные.
Что же это за страна?
Очень жаркая она.
Солнце, лето круглый год
Море, пальмы и песок.
Тут пустыни жаркие,
Звёзды ночью яркие.
Есть леса дремучие,
Растения колючие.
Что же это за страна?
Очень жаркая она. (Африка)
(Проблема)
- Ребята, животным из Африки срочно понадобились лекарства.
- Что же делать? (надо помочь Айболиту)
- Как мы можем помочь Айболиту? (мы можем отвезти лекарства животным)
- Ребята, кто знает, на каком материке нужна помощь? (помощь нужна в Африке)
- Кто может показать на глобусе, где находится Африка?
- Каким цветом обозначается Африка на глобусе? (Африка обозначается желтым цветом)
- Правильно, Африка – это царство самого жгучего и палящего в мире солнца, горячего песка. Там никогда не бывает снега.
- Почему Африка обозначается желтым цветом? (потому, что в Африке много песка, пустынь)
- Молодцы!
- Ребята, на чем можно добраться до Африки? (до Африки можно добраться на корабле, вертолете, самолете)
II. Основная часть
- Африка находится очень далеко, предлагаю отправиться на корабле;
Стоят стульчики в виде корабля.
- Для того, чтобы поплыть на корабле, что нужно приобрести? (нужно приобрести билеты).
- Я за всех заплачу, а вы возьмите билеты в кассе, кассиром сегодня будет Мира. Не забывайте вежливые слова и соблюдайте очередность (дети приобретают билеты по очереди, благодарят кассира). Кто взял билет, проходите на корабль и занимайте места. Не забывайте соблюдать правила поведения в общественном транспорте, вы их видите на мольберте.
(Дети занимают места на корабле)
Мы отплываем.
(Звучит гудок корабля.)
- Пока мы плывем, ребята, можно я буду контролером и проверю ваши билеты? (да). Спасибо. Проверять ваши билеты я буду необычно. Вы внимательно посмотрите на свой билет и назовите слова, в которых есть тот же звук, на который начинается слово «Корабль», и в какой части слова находится этот звук.
- Какой звук мы слышим вначале слова? (вначале слова «Корабль» мы слышим звук «К».) (дети по очереди называют слова из своих билетов, которые начинаются на звук «К») (Карандаш, корова, картина, корзина, калитка, капуста, кабинет, коньки, командир, километр, костёр, календарь, космонавт, коридор, карман, комната, конфета, кровать, картофель, компот, колбаса, кефир, котлета, каникулы, и т. д.)
- Молодцы, справились с заданием. (Звучит гудок корабля.)
- Ну, вот мы приплыли. Ребята, выходите с корабля. Давайте встанем и посмотрим вокруг:
Движения глазами согласно тексту.
Раз - налево, два - направо.
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируем мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас.
Пора отправляться дальше.
Молодцы! Присаживайтесь на стульчики.
- Посмотрим, есть ли в Африке обитатели. Возьмем в руки бинокли и осмотримся кругом, может, вы кого- то увидите (дети соединяют большой и указательный пальцы правой и левой руки, остальные пальцы полусогнуты, соединяют, образуя колечки)
- Видите, нас кто-то встречает.
- Отгадайте кто же это, внимательно послушав загадки.
1. Царь зверей — большая кошка
Порычит со зла немножко.
Спит он в логове, поев,
Носит гриву, грозный (лев)
2. Вот лошадки, все в полосках,
Может быть, они в матросках
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это? (Зебры)
3. Вот живой подъемный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвет и листья, и банан. (Жираф)
4. Знают взрослые и дети:
Самый крупный на планете,
Видный нам со всех сторон,
Бесподобный, добрый … (Слон).
- Вот сколько зверей мы увидели.
Движения глазами согласно тексту.
Раз - налево, два - направо.
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируем мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас.
Пора отправляться дальше.
- Ребята, все эти животные пришли к нам, чтобы показать дорогу к хижине ветеринара. Они проводят нас, и мы сможем передать лекарства больным животным. Но животные просят нас сначала описать их. В этом вам поможет мнемотаблица.
- Предлагаю объединиться в группы по 2 человека. Каждая группа описывает животное, опираясь на мнемотаблицу. (дети делятся на команды). В группах договоритесь об очередности пересказа. Помните, что каждый должен принять участие. Даю вам на подготовку 2 минуты (воспитатель переворачивает песочные часы). Команды готовы? (да) Проходите и садитесь на стулья своими командами.
- Предлагаю начать пересказ 1 команде. (команда выходит к доске)
- Ребята, оцените рассказ 1 команды. Если вам понравился пересказ-похлопайте в ладоши, если нет-ничего не делайте.
- Предлагаю начать пересказ 2 команде.
- Предлагаю начать пересказ 3 команде и тд.
(все команды с помощью мнемотаблицы рассказывают про животных)
- Молодцы, ребята, отлично справились с заданием!
- Как здорово! Вы хорошо рассказали про животных, они показали дорогу к ветеринару, и мы передали лекарства больным животным. Теперь смело можем возвращаться домой. А животные Африки вам говорят «спасибо». Теперь они смогут быстро выздороветь.
Предлагаю пройти на корабль.
(Звучит гудок корабля.)
Итог:
- Ребята, для чего мы отправлялись в путешествие? (мы отправлялись в путешествие, чтобы помочь больным животным)
- ребята, вы молодцы! Бережно относитесь к каждому представителю животного мира.
- Что запомнилось вам больше всего? (ответы детей)
(Звучит гудок корабля.)
Рефлексия:
Оценивание деятельности детьми
- Мы и вернулись в детский сад.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (да)
- Ребята, у меня на подносе приготовлены смайлики для вас – зеленые и желтые. Кому сегодня было интересно, и кто справился со всеми заданиями, возьмите зеленый смайлик. У кого возникли трудности, возьмите желтый смайлик.
- Кто выбрал зеленый смайлик, встаньте справа от меня, кто желтый смайлик
– слева.
- Почему вы выбрали зеленый смайлик? (так как нам было интересно слушать, мы со всем справились легко)
- Почему вы выбрали желтый смайлик? (трудно было выполнять… задание). Какие задания вызвали затруднения? Мы еще вернемся к этим вопросам позже, и у вас обязательно все получится.