Светлана Пожидаева
Конспект занятия в средней логопедической группе «Сочинение и рассказывание сказки по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Сочинение и рассказывание новой сказки по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой». Средняя группа.
Цель: создать условия для сочинения и рассказывания новой сказки по мотивам русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».
Задачи:
- развивать умение детей вступать в диалог; отвечать на вопросы полным предложением;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Сочиняем сказку
- Средняя группа
- «Лисичка со скалочкой», сказка
- Темочки
- развивать интонационную выразительность речи: умение задавать вопрос с вопросительной интонацией, произносить предложения с восклицательной интонацией;
- развивать умение отгадывать загадки, аргументировать выбор отгадки;
- учить детей описывать предмет, опираясь на схему;
- учить сочинять новую сказку, придумывая новых персонажей по аналогии с первоначальным вариантом сказки, опираясь на предметы-заместители;
- развивать связную речь детей, умение детей рассказывать новый вариант сказки;
- развивать целостное восприятие, память, мышление детей;
- развивать нравственные качества у детей - взаимовыручка, вежливость, умение слушать друг друга, развивать первоначальные навыки сотрудничества (работа в парах).
Оборудование:
«Книга сказок», картина с изображением сказочного и обычного леса, тропинка, Лиса, корзинка Лисы, скалочка, полоски-заместители, домики, шарики с изображением улыбающихся и грустных лиц, пары кружков разных цветов, колокольчик, деревья-декорации для изображения леса.
Ход занятия.
Мотивация. Звучит колокольчик.
-Дети, слышите, что это звучит? (Дети встают в круг вокруг педагога).
- Вы хотите отправиться в страну сказок? (Дети отвечают).
-Послушайте еще раз. Как колокольчик звенит?
- Громко, тревожно.
- А почему он так звенит? (Ответы детей).
- Что-то случилось, кому-то нужно помочь.
- Вы готовы прийти на помощь? Почему? (Ответы детей).
- Чтобы оказаться в стране сказок мы должны открыть нашу волшебную «Книгу сказок» и произнести волшебные слова: «Раз, два, три – сказка двери отвори». (Дети хором повторяют слова).
Основная часть
Беседа по содержанию сказки. Педагог открывает книгу с изображением сказочной поляны и изображением «Лисички со скалочкой».
(Дети оказываются в сказочной стране на полянке, где их ждет лиса).
-Вот мы с вами в сказочной стране на лесной полянке. Присядем на пенечки.
(садятся на стулья, расставленные полукругом).
-Кто встречает нас на полянке?
- Лиса.
-А из какой она сказки?
- Из сказки «Лисичка со скалочкой»
-Правильно. А как вы догадались?
- У нее в лапах скалочка.
-Что сделала лиса со скалочкой? - Обменяла (- Выменяла).
- Какая лиса в этой сказке?
- Хитрая, обманщица.
- Как была наказана лиса за обман и хитрость?
- Ее покусала, потрепала собака.
-Как вы думаете, какое настроение было у лисы, когда ее собака потрепала?
-Плохое.
- Ей было больно и обидно.
-Дети, по-вашему, кто виноват, что так произошло с лисой?
-Лиса сама виновата.
Проблемная ситуация
- Осталась лиса в сказке ни с чем. Хотела лиса рассказать нам новую сказку, а у неё осталась только скалочка.
- Что нам сделать, чтобы лиса рассказала нам сказку, но не такую, которую мы слышали, а другую? Ответы детей.
-Сочинить новую сказку.
-А помогут нам в этом «волшебные полоски». Короткая полоска-скалочка, подлиннее, то на что она обменяла скалочку, еще длиннее – следующий предмет.
Новая сказка начинается.
- Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку и пошла в деревню. И мы пойдем за ней.
Дети идут по «лисьим» следам, подходят к мольберту с изображением избы, встают полукругом.
-Пришла Лисичка в деревню и стучится в избу.
-Тима продолжи дальше.
- Хозяин, пусти меня переночевать.
- У нас и без тебя тесно.
- Я вас не потесню. Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, а скалочку под печку.
(Другой ребенок продолжает)
- Её пустили. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку, а после спрашивает:
- Где моя скалочка? Отдай мне за нее…
- Отдайте мне за нее…
А кого она попросила, вы узнаете тогда, когда разгадаете письмо-загадку.
Детям предлагается рисунок-схема. Описание предмета по схеме
-Опишите предмет, который попросила лиса у хозяина. (Круглый, желтый, маленький). Дети «расшифровывают» письмо-загадку.
- Этот предмет круглый, желтый, маленький.
-Ребята, выберите его из тех предметов, которые находятся в доме у хозяина и объясните свой выбор.
Дети выбирают предмет, объясняют свой выбор
-Почему именно цыпленок?
-Потому что он желтый, круглый, маленький.
- Что попросила лиса вместо скалочки? -Цыпленка.
- Как она попросила? Покажите голосом, как она строго попросила, приказала.
- Где моя скалочка? Отдайте мне за нее цыпленка.
Дети выразительно отвечают.
-Взяла лиса цыпленка и пошла в другую деревню. И мы с вами туда пойдем. Перешагиваем через поваленные деревья, высоко поднимая ноги.
Идут, перешагивая через палочки-деревья. Дети подходят к столам, где стоит несколько домов.
Упражнение в парах «Собери картинку».
-Пришла лиса в деревню и обменяла цыпленка на … А кого, вы узнаете собрав картинки.
-Закройте глазки и протяните руку. Я положу вам кружочек.
-Посмотрите, какого цвета у вас кружок. Покажите друг другу и найдите по цвету кружка себе пару.
Дети в парах собирают картинку из 4-6 частей. На картинке изображен петух (Работу выполняют, сидя за столами).
-Кого попросила лиса вместо цыпленка? -Петушка.
Физкультминутка «Петушок».
- Давайте покажем, какой это был петушок (выполняют движения).
Продолжение сочинения новой сказки.
- Хорош был Петя-петушок, кого же могла попросить лиса у хозяина вместо петуха? Как нам узнать?
-Давайте спросим об этом у лисички? (педагог дает образец высказывания с вопросительной интонацией).
- Педагог побуждает каждого ребенка спросить у лисы, кого она попросила за петушка: -Лисичка, кого ты попросила за петуха?
-Что же нам ответит лиса? - Я попросила козочку!
- А мужику жалко отдавать козочку.
- Как вы думаете, что дал хозяин лисе вместо козочки, чтобы ее проучить.
Высказывания детей : барана, свинью, сам залез и т. п.
- Положил он ей в мешок, а кого, узнаете, когда загадку отгадаете. (Загадка)
-Давайте заглянем в мешок и поверим, правильно ли мы отгадали загадку.
Рассказывание нового варианта сказки.
-Вот мы и придумали новую сказку. Давайте вернемся на нашу сказочную поляну и расскажем Лисичке.
Сначала я вам расскажу, а потом вы ее расскажите и покажите.
Идут на лесную полянку.
- А сейчас вы, ребята, расскажите Лисичке сказку. Дети цепочкой рассказывают новую сказку.
Итог:
-Давайте спросим у Лисички, понравилась ли ей новая сказка и как вы ее рассказали?
Дети слушают «Лисичку».
-Что такое? Колокольчик звенит, велит нам домой возвращаться. Попрощаемся с Лисой и отправимся в дорогу.
-Раз, два, три сказка в группу нас веди. (Дети хором повторяют слова).
Рефлексия
- В гостях у какой сказки мы побывали?
- Что мы сделали, чтобы помочь лисе? Ответы детей
- Интересно вам было сочинять новую сказку? Ответы детей
- Я очень рада, что вам понравилось в стране сказок. Закрываем «Книгу сказок» и ставим ее в книжный уголок.