Надежда Грязева
«Знакомство со свойствами льда». Конспект занятия экспериментальной деятельности по в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать у детей среднего дошкольного возраста способность к
экспериментальной деятельности.
Задачи:
обучающие:
- знакомить детей со свойствами льда (прозрачный, бесцветный, твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).
- формировать знание о явлениях природы.
воспитательные:
- воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к своему здоровью.
развивающие:
- развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Снег и лед
- Снег и лед. Зимняя экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
-формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности.
Материалы и оборудование: Кусочки льда для каждого ребенка; лед с предметом внутри; теплая вода; тарелочки на каждого ребенка; картинки с зарисованными свойствами льда; игрушка-сорока на руку: салфетки, цветная бумага: стаканчик со льдом: формы для заготовки льда, презентация «Скульптуры изо льда»
Словарная работа: активизация словаря (прозрачный, скользкий, твердый, ледяной, изо льда, льдинка).
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за снегом, игры со снегом; опыты с водой; беседа «Кто такие учёные»; беседы с детьми о зимних явлениях природы, чтение и разучивание стихотворений о природе: просмотр мультфильма «Снегурочка», игры-экспериментирования со снегом.
1. Организационный момент.
(Стук. Влетает сорока.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка, кто к нам залетел.
Воспитатель: К нам прилетела сорока, давайте с ней поздороваемся.
Она вам тоже говорит: здравствуйте. ?. Сорока любит все красивое, блестящее. Вот и сегодня, летела сорока, увидала за окном стаканчик, а в нем что-то блестит, хотела достать, чтобы украсить свое гнездо, но сама она не смогла, поэтому она обратилась к нам за помощью. Давайте попробуем помочь ей.
Воспитатель: Ребята, что в стакане? Как вы думаете? (вода замерзла, стала льдом).
Воспитатель: Уважаемая, сорока, в стакане лед.
Воспитатель: Ребята, Сорока спрашивает: «А что такое лед? Ей хочется узнать про него».
Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, что такое лед? И помочь в этом сороке. (Да, хотим.)
Воспитатель. А для этого нам необходимо провести настоящее исследование, как это делают настоящие ученые. Давайте перевоплотимся все в ученых и пойдем в нашу научную экспериментальную лабораторию.
2. Основная часть
Игровая экспериментальная деятельность со льдом.
Воспитатель. Вот мы с вами в лаборатории. Приступим к нашей исследовательской работе. Мы будем изучать свойства льда. Давайте, выясним, что такое лёд? (Это замершая вода).
ОПЫТ № 1:
Воспитатель: Ребята, возьмите по кусочку льда, потрогайте и скажите: теплый он или нет? Какой же он? (холодный).
Значит первое свойство : лед холодный. Сорока запоминай
Воспитатель: Ребята, а можно лед брать в рот? (лёд холодный).
ОПЫТ № 2:
Воспитатель: У вас находится два предмета - лед и поролон. Определите, какой предмет мягкий, какой твердый? Как определили? (постучали, подавили, сжимали). Лед какой?
Определили второе свойство льда–лед твердый.
Так как лед твердый им нельзя бросаться. Сорока запоминай.
Молодцы, а теперь я вам предлагаю отдохнуть и разогреть свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Наши ручки замерзают (кулачки прижать)
Поиграем мы немножко
Да похлопаем в ладошки.
Хлоп –хлоп-хлоп
Пальчики,
чтоб их согреть,
Сильно надо растереть.
1,2,3,4,5 (на одной руке трем)
1,2,3,4,5 (на другой руке растираем)
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, разжимаем.
ОПЫТ № 3:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках льдинка, какая она интересная, волшебная, там что-то внутри есть, давайте рассмотрим (дети рассматривают внутри льдинки предмет). Ребята, так какое же свойство льда мы здесь обнаружили? Лед прозрачный.
Воспитатель: А теперь сами убедитесь, что он прозрачный (У вас у каждого есть рисунок. Положите ваши льдинки на рисунок. Вы его видите? (Да.) Значит, что можно сказать про лед? (Прозрачный.) Сорока запомнила.
ОПЫТ № 4:
Воспитатель:. Посмотрите, что здесь у нас лежит? Ой, какие интересные полосочки. Давайте проведем пальчиком по ним. Что вы ощущаете? Какая она (шершавая)
Проведите пальчиком по льду, что можно сказать про лед (пальчик скользит, лед скользкий).Правильно, лед выскальзывает из рук, его трудно удержать.
Выявили еще одно свойство льда–лед скользкий (ребенок выкладывает символ)
ОПЫТ № 5: Лед скользкий это хорошо или плохо? (ТРИЗ)
Воспитатель: Зимой людям нужно быть особенно осторожными на льду, подскажите, почему (можно подскользнуться и упасть).А что можно сделать, кто догадался, чтобы лед был не таким скользким и опасным для человека?
(Дети высказываются, предлагают посыпать лед песком, как посыпают дворники на улицах поселка)
Воспитатель: Правильно, возьмите щепотку соли, или песка и посыпьте сверху на льдинку. Теперь потрогайте, каким стал лед (не скользким, шершавым)
А когда: Лед скользкий – хорошо?
Физкультминутка.
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
ОПЫТ № 6:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои тарелочки, что на них появилась? (вода). Откуда она появилась? (лед начал таять). А почему он начал таять (потому что тепло).Правильно, выявили следующее свойство льда–лед в тепле тает.
Воспитатель: Ребята, в какой сказке у лисы была избушка ледяная? (в сказке «Заюшкина избушка»). Что с ней стало весной (она растаяла).А почему она растаяла? (Солнце стало пригревать).
3. Заключительная часть (продуктивная деятельность детей) :
Воспитатель:
Ребята, вы сегодня хорошо поработали в нашей лаборатории. Молодцы. Давайте подведем итоги нашего исследования. (повторить свойства льда)
4. Просмотр презентации «Скульптуры изо льда»
Воспитатель: Ребята, свойство льда : твердость позволяет из него делать очень красивые ледяные фигуры (скульптуры). Хотите посмотреть? Мы вас с Сорокой приглашаем в наш кинозал. Занимайте места на стульчиках.
Рефлексия:
Воспитатель: Понравилась вам презентация? А я хочу узнать, понравилось ли вам занятие.
У меня в корзинке льдинки. Я предлагаю вам выбрать что-то одно: если в ваших исследованиях и экспериментированиях не возникло никаких трудностей, если вам были понятны и интересны вопросы и задания, выберете веселую льдинку. А если что-то не понравилось, было трудно или неинтересно, выберете просто льдинку.
(Выбранные рисунки прикрепляются на доску магнитами.)
-Посмотрите, ребята, а зима не такое уж грустное время года.
-Вы очень порадовали своим трудолюбием и любознательностью. Спасибо всем исследователям!
Воспитатель: Сорока вас благодарит, она узнала много нового и полезного о свойствах льда. Ей очень понравилась льдинка с предметом внутри, ей очень хочется такие для украшения своего гнезда. Вы сможете сделать для нее такие украшения?
Сорока мы с ребятами обещаем, сделать такие украшения в группе. Когда пойдем на прогулку, вынесем на участок, где ты сможешь их забрать.
Воспитатель: Ребята, сороке пора возвращаться к себе домой. Она вам говорит спасибо вам, ей было с вами интересно, она узнала много нового. Говорит вам до-свидание.
Воспитатель: Ребята, скажем Сороке до-свидание. Нам тоже пора возвращаться в группу. Цель: развивать у детей среднего дошкольного возраста способность к
экспериментальной деятельности.
Задачи:
обучающие:
- знакомить детей со свойствами льда (прозрачный, бесцветный, твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).
- формировать знание о явлениях природы.
воспитательные:
- воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к своему здоровью.
развивающие:
- развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы.
-формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности.
Материалы и оборудование: Кусочки льда для каждого ребенка; лед с предметом внутри; теплая вода; тарелочки на каждого ребенка; картинки с зарисованными свойствами льда; игрушка-сорока на руку: салфетки, цветная бумага: стаканчик со льдом: формы для заготовки льда, презентация «Скульптуры изо льда»
Словарная работа: активизация словаря (прозрачный, скользкий, твердый, ледяной, изо льда, льдинка).
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за снегом, игры со снегом; опыты с водой; беседа «Кто такие учёные»; беседы с детьми о зимних явлениях природы, чтение и разучивание стихотворений о природе: просмотр мультфильма «Снегурочка», игры-экспериментирования со снегом.
1. Организационный момент.
(Стук. Влетает сорока.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка, кто к нам залетел.
Воспитатель: К нам прилетела сорока, давайте с ней поздороваемся.
Она вам тоже говорит: здравствуйте. ?. Сорока любит все красивое, блестящее. Вот и сегодня, летела сорока, увидала за окном стаканчик, а в нем что-то блестит, хотела достать, чтобы украсить свое гнездо, но сама она не смогла, поэтому она обратилась к нам за помощью. Давайте попробуем помочь ей.
Воспитатель: Ребята, что в стакане? Как вы думаете? (вода замерзла, стала льдом).
Воспитатель: Уважаемая, сорока, в стакане лед.
Воспитатель: Ребята, Сорока спрашивает: «А что такое лед? Ей хочется узнать про него».
Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, что такое лед? И помочь в этом сороке. (Да, хотим.)
Воспитатель. А для этого нам необходимо провести настоящее исследование, как это делают настоящие ученые. Давайте перевоплотимся все в ученых и пойдем в нашу научную экспериментальную лабораторию.
2. Основная часть
Игровая экспериментальная деятельность со льдом.
Воспитатель. Вот мы с вами в лаборатории. Приступим к нашей исследовательской работе. Мы будем изучать свойства льда. Давайте, выясним, что такое лёд? (Это замершая вода).
ОПЫТ № 1:
Воспитатель: Ребята, возьмите по кусочку льда, потрогайте и скажите: теплый он или нет? Какой же он? (холодный).
Значит первое свойство : лед холодный. Сорока запоминай
Воспитатель: Ребята, а можно лед брать в рот? (лёд холодный).
ОПЫТ № 2:
Воспитатель: У вас находится два предмета - лед и поролон. Определите, какой предмет мягкий, какой твердый? Как определили? (постучали, подавили, сжимали). Лед какой?
Определили второе свойство льда–лед твердый.
Так как лед твердый им нельзя бросаться. Сорока запоминай.
Молодцы, а теперь я вам предлагаю отдохнуть и разогреть свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Наши ручки замерзают (кулачки прижать)
Поиграем мы немножко
Да похлопаем в ладошки.
Хлоп –хлоп-хлоп
Пальчики,
чтоб их согреть,
Сильно надо растереть.
1,2,3,4,5 (на одной руке трем)
1,2,3,4,5 (на другой руке растираем)
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, разжимаем.
ОПЫТ № 3:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках льдинка, какая она интересная, волшебная, там что-то внутри есть, давайте рассмотрим (дети рассматривают внутри льдинки предмет). Ребята, так какое же свойство льда мы здесь обнаружили? Лед прозрачный.
Воспитатель: А теперь сами убедитесь, что он прозрачный (У вас у каждого есть рисунок. Положите ваши льдинки на рисунок. Вы его видите? (Да.) Значит, что можно сказать про лед? (Прозрачный.) Сорока запомнила.
ОПЫТ № 4:
Воспитатель:. Посмотрите, что здесь у нас лежит? Ой, какие интересные полосочки. Давайте проведем пальчиком по ним. Что вы ощущаете? Какая она (шершавая)
Проведите пальчиком по льду, что можно сказать про лед (пальчик скользит, лед скользкий).Правильно, лед выскальзывает из рук, его трудно удержать.
Выявили еще одно свойство льда–лед скользкий (ребенок выкладывает символ)
ОПЫТ № 5: Лед скользкий это хорошо или плохо? (ТРИЗ)
Воспитатель: Зимой людям нужно быть особенно осторожными на льду, подскажите, почему (можно подскользнуться и упасть).А что можно сделать, кто догадался, чтобы лед был не таким скользким и опасным для человека?
(Дети высказываются, предлагают посыпать лед песком, как посыпают дворники на улицах поселка)
Воспитатель: Правильно, возьмите щепотку соли, или песка и посыпьте сверху на льдинку. Теперь потрогайте, каким стал лед (не скользким, шершавым)
А когда: Лед скользкий – хорошо?
Физкультминутка.
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
ОПЫТ № 6:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои тарелочки, что на них появилась? (вода). Откуда она появилась? (лед начал таять). А почему он начал таять (потому что тепло).Правильно, выявили следующее свойство льда–лед в тепле тает.
Воспитатель: Ребята, в какой сказке у лисы была избушка ледяная? (в сказке «Заюшкина избушка»). Что с ней стало весной (она растаяла).А почему она растаяла? (Солнце стало пригревать).
3. Заключительная часть (продуктивная деятельность детей) :
Воспитатель:
Ребята, вы сегодня хорошо поработали в нашей лаборатории. Молодцы. Давайте подведем итоги нашего исследования. (повторить свойства льда)
4. Просмотр презентации «Скульптуры изо льда»
Воспитатель: Ребята, свойство льда : твердость позволяет из него делать очень красивые ледяные фигуры (скульптуры). Хотите посмотреть? Мы вас с Сорокой приглашаем в наш кинозал. Занимайте места на стульчиках.
Рефлексия:
Воспитатель: Понравилась вам презентация? А я хочу узнать, понравилось ли вам занятие.
У меня в корзинке льдинки. Я предлагаю вам выбрать что-то одно: если в ваших исследованиях и экспериментированиях не возникло никаких трудностей, если вам были понятны и интересны вопросы и задания, выберете веселую льдинку. А если что-то не понравилось, было трудно или неинтересно, выберете просто льдинку.
(Выбранные рисунки прикрепляются на доску магнитами.)
-Посмотрите, ребята, а зима не такое уж грустное время года.
-Вы очень порадовали своим трудолюбием и любознательностью. Спасибо всем исследователям!
Воспитатель: Сорока вас благодарит, она узнала много нового и полезного о свойствах льда. Ей очень понравилась льдинка с предметом внутри, ей очень хочется такие для украшения своего гнезда. Вы сможете сделать для нее такие украшения?
Сорока мы с ребятами обещаем, сделать такие украшения в группе. Когда пойдем на прогулку, вынесем на участок, где ты сможешь их забрать.
Воспитатель: Ребята, сороке пора возвращаться к себе домой. Она вам говорит спасибо вам, ей было с вами интересно, она узнала много нового. Говорит вам до-свидание.
Воспитатель: Ребята, скажем Сороке до-свидание. Нам тоже пора возвращаться в группу.