Татьяна Быкова
Конспект занятия в средней группе «Знакомство с железной дорогой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе «Знакомство с железной дорогой».
Цель: Расширять знания детей о железной дороге.
Задачи:
- Расширять представление детей о видах железнодорожного транспорта (пассажирский и грузовой).
- Познакомить с профессиями машинист и проводник, воспитывать интерес и уважение к людям данной профессии.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Знакомство с железной дорогой“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
- Познакомить детей с правилами поведения на железной дороге и знаками сопутствующими железной дороги.
Активизация словаря: платформа, шлагбаум, цистерна, вагон-платформа.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о железной дороге и железнодорожном транспорте, профессиях, чтении стихов о железной дороге Н. Кнушевитская «Переезд», «Проводник», С. Маршак «Багаж», загадывание загадок, игра «Железная дорога».
Материал: иллюстрации и картинки поездов, вагонов, карточки с правилами поведения на железной дороге и знаками, карточки с разными видами грузов и заготовки из цветного картона двух цветов (зеленый, синий) и двух форм (прямоугольной и овальной) для игры «Каждому вагону свой груз», игра-пазл (поезда 4 вида) для игры «Собери поезд из частей», мольберт, рули для игры «Железнодорожный переезд» (для автомобилей).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости приехал паровозик и привез нам загадки (читает загадку).
Лестница стальная
На земле лежит,
А по ней железной
Чудо-конь бежит.
Дети: Железная дорога!
Воспитатель: Правильно! (читает стихотворение)
Впечатлений дарит много,
Нам железная дорога.
И, покуда не темно,
Будем мы смотреть в окно.
А вот еще загадка:
Пятнадцать братцев
Любят кататься,
Первый с трубой
Везет всех за собой.
Дети: Поезд!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете поезда все одинаковые?
Дети: Нет!
Воспитатель: Да, все поезда отличаются друг от друга. Одни возят людей, а другие грузы. Поезда, которые возят людей, называются пассажирские. (показывает картинку)
Воспитатель: Кто из вас ездил на пассажирском поезде? (ответы детей) Куда вы ездили на поезде? (другой город, в гости к бабушке, на море)
Воспитатель: Ребята, а что можно делать в поезде? (сидеть, лежать, кушать, смотреть в окно)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называется поезд, который перевозит грузы?
Дети: Грузовой!
Воспитатель: Грузовой поезд возит разнообразные грузы, поэтому у него различные вагоны (открытый вагон, цистерна, вагон-платформа). (показывает картинки вагонов)
Воспитатель: А какие грузы можно перевозить на грузовом поезде?
Дети: Бревна, камни, песок, горючее, военную технику.
Воспитатель: Так чем же отличается пассажирский поезд от грузового? (Пассажирский возит людей, а грузовой имеет разные вагоны и перевозит грузы).
Игра «Собери поезд из частей» (дети должны собрать целое изображение поезда из нескольких частей (4 поезда)
Игра «Каждому вагону свой груз» ( дети должны разместить на мольбертах карточки с разными видами груза в разные вагоны: вагон-платформа, цистерна, открытый вагон).
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам следующую загадку.
Кто по рельсам по путям
Поезда привозят нам.
Дети: Машинист!
Воспитатель: Правильно! У машиниста ответственная работа, он должен быть внимательным, ответственным, собранным, смелым. (показывает картинку машиниста и читает стихотворение)
Мчит по рельсам поезд скорый,
Поезд скорый, тот который
Мне послушен как дитя-
Управляю им шутя!
За рычаг тяну я ловко,
Значит скоро остановка!
А вот еще загадка:
С нами он в вагоне едет
И в пути за все в ответе.
Чай и свежее белье
Пассажирам выдает,
Остановки объявляет,
Вагоны чисто подметает
На колесах жить привык,
Потому что - ….
Дети: Проводник! (Воспитатель показывает картинку с проводником)
Воспитатель: Ребята, у проводника тоже очень ответственная работа. Он проверяет билеты у пассажиров, следит за порядком и чистотой в поезде, предлагает пассажирам еду и напитки.
Физкультминутка «Поезд»
Еле-еле, еле-еле от вокзала поезд едет
Средь лесов и средь полей
Мчится поезд все быстрей.
(Дети встают друг за другом держась за плечи, двигаются сначала медленно, постепенно ускоряя темп ходьбы)
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся с правилами поведения на железной дороге и в поезде. (читает стихотворение)
Правила эти железнодорожные –
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно
В жизни помогут они обязательно.
(Воспитатель читает правила и показывает картинки)
Правила:
- в поезде и на платформе нельзя: бегать, кричать, приставать к другим пассажирам
- нельзя высовываться из окна во время движения поезда
- нельзя ходить по путям и лазать под вагоны
- переходить железную дорогу по мосту или по специально отведенным переходам
- нельзя подлезать под шлагбаум, если он опущен
Воспитатель: Ребята, надеюсь, вы запомнили правила. Будете их соблюдать?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а еще есть знаки на железной дороге. Есть такой знак, как «железнодорожный переезд» - это место, где железная дорога соединяется с автомобильной дорогой. По железной дороге ездят поезда, а по автомобильной дорог - различные машины.
Воспитатель: Ребята, что может случиться, если поезд столкнется с машиной?
Дети: Авария!
Воспитатель: Случится беда, могут пострадать люди. А для того, чтобы это не случилось, есть такое устройство на переезде, которое преграждает путь машине, оно называется - шлагбаум. (показывает картинку шлагбаум)
(читает стихотворение)
Поезд мчит по рельсам скоро, слышен стук его колес.
Лишь мелькают светофоры, подал голос тепловоз.
Подъезжает к перекрестку, он зовется – переезд!
Сколько здесь машин! Ну, просто. Нет уже свободных мест.
Может кто-то опоздает, или ждут его друзья,
Но при этом каждый знает: торопиться здесь нельзя.
Помахали вслед составу, тепловоз гудит
Поднимается шлагбаум! Путь открыт!
(показывает картинку со знаком)
Воспитатель: На некоторых переездах нет шлагбаума, там есть другой знак (читает стихотворение)
Если знак на переезде! Паровоз дымок пустил.
Это значит в этом месте, без шлагбаума пути.
Знак показывает нам, посмотри по сторонам.
(показывает знак «паровозик с дымком»)
Воспитатель: Кроме знаков на железнодорожном переезде стоя светофоры, если на нем горит красный свет, значит приближается поезд, путь закрыт, а если зеленый – открыт. Светофор стоит на железной дороге на подходе к станции, он – это сигнал для машиниста поезда.
Игра «Железнодорожный переезд» (часть детей будут изображать автомобили, а часть – поезд. Воспитатель – светофор. Дети выполняют действия в соответствии с сигналом светофора.)
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, что поезда бывают пассажирские и грузовые, знакомы с такими профессиями как машинист и проводник, с правилами поведения на железной дороге и поезде, и знаками сопутствующими железной дороге. Вы все молодцы, хорошо играли, были внимательные, отвечали на все вопросы, и выполняли задания.
Занятие окончено.
Воспитатель предлагает детям построиться паровозиком друг за другом и покататься под музыку «Чух-чух, чух-чух паровозик».