Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия в средней группе «Наш помощник — нос»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательные компоненты «Самопознание. Здоровье и личная гигиена. Безопасность жизнедеятельности») в средней группе по теме «Наш помощник – нос»
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Наш помощник — нос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Средняя группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Программное содержание: продолжать формировать у детей представлений о роли органов чувств – помощников в жизни человека. Познакомить детей со строением носа, его функциями, развивать обонятельное восприятие. Закреплять правила безопасности дыхательных путей. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье, сохранять его, показать важность заботы о здоровье.
Оборудование: вода, настоенная на апельсиновых корках, игрушка заяц, мультимедийный проектор, интерактивная игра «Узнай нос животного», таблицы – схемы «Строение носа», «Путь запаха в носу», зеркала по количеству детей, пластиковые стаканчики закрытые марлей с различными пахучими веществами,
игрушка – заяц, схемы ухода за носом,
квадрат из картона, пластилин.
Предварительная работа: беседа «В мире животных», «Полезные и опасные запахи», чтение рассказа В. Бианки «Чей нос лучше?», познавательно - практическая деятельность «Запахи вокруг нас», дидактическая игра «Узнай по запаху», рисование «Нарисуем запах».
Начало занятия :
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в группе. Давайте поздороваемся друг с другом.
Коммуникативная игра «3дравствуйте».
Цель: создать положительное микроклимата.
Дети становятся в круг и произносят вместе с воспитателем:
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают 3 раза в ладоши)
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ! (топают 3 раза ногами)
Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх» (хлопают слегка ладошками по щекам 3 раза)
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок! («чмокают» губами 3 раза)
Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип! (дотрагиваются указательным пальцем руки до кончика носа)
Здравствуйте, ребята! (протягивают руки друг ругу и берутся за руки)
Воспитатель. Ребята, мы с вами уже знакомы с помощниками человека – глазами и ушами. Давайте повторим правила ухода за ними.
Игра «Да – нет».
Цель: повторить правила безопасного ухода за глазами и ушами.
Воспитатель называет правило, дети отвечают «да» если правило выполняют, «нет» если нельзя так делать, объясняют причины по которым нельзя следовать таким советам.
- делай гимнастику, которая поможет отдохнуть глазам;
- сиди близко перед телевизором;
- не читай лёжа при слабом освещении;
- тереть глаза грязными руками;
- береги глаза от острых предметов;
- ковыряй в ушах;
- если болит ухо, обратись к врачу;
- слушай громкую музыку;
- кричи громко в ухо товарищу;
- очень сильно не сморкайся;
- не допускай попадания воды в уши;
- никогда не засовывай в уши острые предметы.
Ход занятия:
Воспитатель: Молодцы. Вы знаете правила ухода за этими помощниками. Сегодня мы познакомимся ещё с одним помощником. Каким? Отгадаете загадку и узнаете.
Что растёт у нас
Между глаз?
Извините за вопрос. Это… (нос)
Воспитатель: Правильно. Отгадали мою загадку. А теперь закройте глаза.
Дети закрывают глаза, а воспитатель разбрызгивает воду, в которой замачивала апельсиновые корки.
Воспитатель: Что вы чувствуете? (запах апельсина) Кто вам помог почувствовать этот запах? (нос)
Воспитатель: Послушайте, ребята, какую историю я вам расскажу. Пошли как – то раз дети в гости к деду Лесовичку. Пошли и заблудились. Встретили они зайца (показывает игрушку) и попросили его показать дорогу к дедушкиной сторожке. «В сторожку?», - переспросил заяц. – Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами, потом заячьей капустой, потом запахнет лисьей норой. Вы обскачите этот запах слева или справа. Когда он останется позади, вдохните очень глубоко и услышите запах дыма. Скачите прямо на него. Это дедушка Лесовичок самовар ставит». Как вы думаете, смогут ли ребята по такому описанию найти дом Лесовичка? (ответы) Почему? (ответы)
Воспитатель: Да, ребята, это у животных очень чувствительные носы на запах. Кошки, собаки, лошади узнают запах знакомого человека задолго до того, как он приблизится к ним. Оленя и кролика выручает острый нюх. Почувствовав запах хищника, они успевают убежать или спрятаться. У человека нос не такой чувствительный. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, птицы – очень слабо, а дельфины совсем не различают запахи. Вообще у диких животных нюх развит лучше, чем у домашних.
Интерактивная игра «Узнай нос животного».
Цель: закрепить представление о внешнем виде животных.
Воспитатель обращает внимание детей на экран и объясняет правила игры. Если дети правильно определят нос животного, это животное появится на экране.
Слайды 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22
На экране картинки с изображением носов животных. Дети называют, какому животному он принадлежит.
Слайды 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23
При правильном ответе, на экране появляется данное животное.
Воспитатель: Способность различать запах называется обоняние. Обоняние служит животным для выбора или поиска пищи, выслеживания добычи. Человеку тоже необходимо обоняние. Для чего человеку обоняние, как вы думаете? (ответы)
Воспитатель выставляет на доске таблицу-схему «Строение носа». Дети под руководством воспитателя рассматривают схему,
находят у себя все указанные части: переносицу, кончик носа, крылья носа, ноздри, носовую перегородку. Затем рассматривают свой нос с помощью зеркала.
Воспитатель. Посмотрите, воздух попадает в нос через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы сможете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркало. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос ни пылинки, ни соринки. Далее воздух проходит через лабиринт, стенки которого покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которым пытаются вместе с воздухом проникнуть в наш организм. Кроме того, проходя через лабиринт, воздух согревается так, что в лёгкие он попадает уже тёплым и очищенным от микробов. Когда слизи с микробами набирается много, мы чихаем и наш нос очищается.
Воспитатель: Какие вы знаете запахи? (ответы детей).
Воспитатель. Правильно. Нос очень важный помощник человека.
1 ребенок: Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
2 ребенок: Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки,
На полянке – землянику,
В грядке – спелую клубнику.
3 ребенок: В огороде чует нос,
Где чеснок и лук подрос.
Дыхательное упражнение «Розочка и одуванчик».
Цель: упражнять детей в правильном носовом дыхании, развивать дыхательную систему ребенка, укреплять защитные силы организма.
Воспитатель предлагает детям стать прямо, расправить плечи и глубоко вдохнуть носом воздух, будто бы они вдыхают аромат розочки, а потом «дуют на одуванчик», максимально выдыхая ртом воздух. Упражнение повторить 4 – 5 раз.
Воспитатель выставляет на доске следующую схему «Путь запаха в носу» и рассматривает ее с детьми.
Воспитатель: Человек может различать около 400 различных запахов. В носу есть 10 миллионов специальных луковичек, от них, как провода, тянутся 10 миллионов нервов, которые передают в наш мозг специальный сигнал о каждом запахе.
Графическая работа «Нарисуй путь запаха».
Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепить представления о пути проникновения запахов в нос.
Дети под руководством воспитателя зарисовывают схему передачи запахов на листе бумаги.
Игра «Узнай по запаху».
Цель: упражнять в определении запахов.
пластиковых стаканчиках, закрытых марлей, содержатся различные вещества, имеющие запах (жевательная резинка, корка апельсина, ветка ели или сосны, чеснок, туалетное мыло, укроп, лук и т. п.). Воспитатель предлагает детям отгадать, что внутри стаканчика. Объясняет правило: сначала надо глубоко вдохнуть носом запах несколько раз, а затем отгадать, что это за запах.
Воспитатель: Кто помог вам отгадать, что в стаканчике? (нос) Вот какой хороший у вас помощник – нос. Запахи могут предупреждать человека об опасности, могут помогать человеку избавиться от простуды, победить болезнь.
Игра «Вредные запахи и полезные».
Цель: закрепить представления о вредных для здоровья запахах.
Дети называют полезные и вредные запахи. За правильный ответ – фишка. В конце игры дети подсчитывают количество фишек.
Воспитатель. Мы опять убедились, какой хороший помощник нос. Но чтобы он помогал нам различать запахи, его нужно содержать в чистоте.
Воспитатель: Почему же правильно дышать через нос? (ответы детей) Правильно. Нос согревает и очищает воздух, волоски в носу задерживают пыль, с выдыхаемым через нос воздухом выходят микробы из организма, холодный воздух, проходя через нос нагревается.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Буду - не буду». Я проверю, как вы запомнили правила ухода за носом.
Игра «Буду – не буду».
Цель: закрепить правила ухода за носом, учить внимательно относиться к своему здоровью.
Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают её словами «буду, не буду».
- одеваться по погоде…
- держать ноги в тепле…
- пить холодную воду…
- при чихании пользоваться носовым платком…
- закалять организм…
- при простуде обращаться к врачу… и другие.
Воспитатель: Вы правильно ответили на все мои вопросы.
4 ребенок: Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы, сон когда придёт,
Тихо спать, закрывши рот.
Воспитатель: Ещё хочу вам пожелать –
Пальцем в нос не залезать,
День на солнце не сидеть –
Носик может обгореть!
А зимой, в большой мороз
Не высовывай свой нос!
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?
Окончание занятия :
Я дарю вам вот этот носовой платок. Он совершенно белый, а я знаю, что вы любите все яркое. Давайте украсим наш платочек разноцветными горошинами.
Желтую горошину приклеит тот, кто сегодня узнал что-то интересное и полезное.
Красную горошину приклеит тот, кто чему-то научился.
Черную горошинку приклеит тот, кто ничего не узнал на занятии.
Дети приклеивают выбранные кружочки.
Дети с воспитателем повторяют правила ухода за носом с помощью картинок.
Воспитатель подводит итог.