Елена Отинова
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с дымковской росписью
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с дымковской росписью, с материалами Дымковского искусства, с историей дымковской игрушки.
Воспитатель: Отинова Елена Александровна г. Пермь
Публикация «Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с дымковской росписью» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Цели и задачи:
Дать детям знания об этом виде искусства, о мастерах Дымки, об истории, о технологии изготовления игрушек, об игрушке, как скульптуре малых форм, как украшение в качестве декора.
Закрепить знания об основных элементах дымковской росписи, развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, умение передавать элементы дымковской росписи на разных формах.
Совершенствовать умение создавать узор из элементов дымковской росписи с помощью тычков ватными палочками.
Воспитывать интерес к народному творчеству.
Демонстрационный материал:
Дымковская игрушка, ветрушка, короб, свисток.
Раздаточный материал:
Бумажные силуэты, козлики, барашки, бараны, индюки, кони, гуашь основных цветов дымки, кисти и ватные палочки.
Словарная работа:
новые слова – ярмарка, водоносы, грунт.
Закрепление – выставка, торговля.
Активизация: козлики, барашки, индюки, кони.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, альбомов с узорами, занятия по ознакомлению с элементами дымковской росписи.
ХОД:
Дети сидят полукругом. Стук в дверь. По звон бубенцов со свистом забегает Петрушка.
Воспитатель - "А, кто это к нам гости пожаловал! Здравствуй, Петрушка. Посмотрите, дети, какой он нарядный, весёлый, озорной. А что это за коробки принёс?
Петрушка – а я с ярмарки к вам. Там качели, карусели, голосистые гармошки, разноцветные игрушки, свистульки, вот какие (свист).
Воспитатель – Да погоди свистеть, так громко. Расскажи, что ещё там на ярмарке интересно.
Петрушка – вот такие игрушки продают там на ярмарке. (Достает из коробки дымковские игрушки).
Воспитатель – дети, посмотрите, какие интересные игрушки. Кто это? (Дети перечисляют).
Петрушка – их очень много на ярмарке, я слышал, что их делают весёлые мастера и затейники. Очень бы мне хотелось узнать о них, вы о них ничего не знаете? (нет).
Воспитатель – дети, а я знаю, где и кто делает такие забавные игрушки. Послушайте. Я вам расскажу.
Эти игрушки делают из глины. А делают их очень добрые люди, большие затейники. Делают для того, чтобы порадовать детей и взрослых. Посмотрите на барышень. Какие важные, тут и водоносы, няньки – кормилицы, модницы собачками на руках (показ игрушек).
А всадники то удальцы – молодцы. Вот сейчас тронут коня за поводья и понесутся, стуча копытами. Дети, как называются эти игрушки (это дымковские игрушки).
Знаете, почему эти игрушки называются дымковскими? (Ответы при наличии знаний)
Название свое они получили от того места, где изготовляют. А делают их мастера в селе Дымково, рядом с городом Кировом. Много труда надо затратить, чтобы получилась такая игрушка. Мастер лепит фигуру из жирной глины, потом игрушки сушат, а после покрывают раствором масла в молоке. На глиняной поверхности образуется прочный белоснежный грунт – покров.
Давай хором скажем это новое слово – покров. Посмотрите все игрушки белоснежные и очень прочные. После того как нанесли грунт можно приступать к раскраске. Элементы узоров очень просты.
Дети, какие вы знаете элементы узора дымки? (Круг, прямая и волнистая линия, точки, кольца, кольцо в кольце, кольцо проблемное точками.
Правильно, дети, вот посмотрите, и эти дымковские мастера нанесли на игрушки такие же узоры. А, какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушку? (Красный, жёлтый, оранжевый, малиновый, чёрный).
Правильно, дети. Мастера подбирают эти элементы и ритмично их располагают, получается вот такой красивый рисунок. А чтобы получился такой яркий рисунок мастера подбирают яркие, сочные краски тех тонов, которые вы сейчас назвали.
Когда фигурка раскрашена её покрывают яичным белком – закрепляют краски. Игрушка становится ещё ярче, выразительнее, прочнее. Краски не смываются водой. Физкульт- минутка «конёк».
Петрушка – ой, а я что-то придумал, хотите быть художниками – мастерами?
Воспитатель – я буду учителем, а вы учениками, я приглашаю вас в мастерскую, но сперва покатаемся на карусели на весёлой ярмарке. Встаньте друг за другом по кругу, мы удобно сели на коней, оленей и карусели закружились…
Воспитатель – В нашей мастерской разные игрушки: кони, барышни, водоносы, козлики - выберите ту игрушку, которую вы бы хотели расписать, посмотрите какой кистью вы будете работать, выберите себе необходимые кисточки. (Дети выбирают заранее приготовленный форму дымковской игрушки).
Воспитатель – А сейчас расскажите друг другу о том, какой вы будете делать узор? (Дети, сидящие за столом рассказывают друг другу о своей композиции, воспитатель прислушивается к тому, чем говорят дети).
Воспитатель – Я слышала, что у Саши будет очень интересный узор. Саша расскажи для всех, как ты будешь расписывать свою игрушку.
Петрушка – дети, вы сейчас будете расписывать игрушки, а я посмотрю, поучусь у вас.
Воспитатель - можно приступать к работе.
Индивидуальная помощь и указания.
Воспитатель – Посмотри, Петрушка, у нас тоже много игрушек, как на настоящей ярмарке (воспитатель предложила детям разложить все игрушки на стол).
Петрушка – понял, понял, все понял. Я знаю, как надо рисовать: надо взять синюю краску, белую, нарисовать валы, квадраты и получится дымковская роспись.
Воспитатель – Дети, прав Петрушка?
Петрушка – ой, неужели я чего-то напутал?
Воспитатель - конечно, Петрушка, ты все перепутал. Дети, расскажите Петрушке ещё раз, где делают такие игрушки и каких украшают.
Петрушка – ну, теперь я все понял. Спасибо, ребята, что научили меня узнавать и рисовать дымковские узоры.
Дети ещё раз рассматривают работы на выставке и выбирают лучше.