Лучший педагог года

Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с хохломской росписью

Наталия Маклакова
Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с хохломской росписью
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по лепке

Тема «Настенное панно»

(подготовительная группа)

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ

“Детский сад № 421”

Маклакова Н. В.

г. Нижний Новгород

2017г

Конспект занятия “Настенное панно”

Задачи:

Публикация «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с хохломской росписью» размещена в разделах

Образовательные: продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить изображать элементы росписи при помощи пластилина, используя шаблоны, правильно пользоваться инструментом – стекой, закрепить приемы раскатывания и скатывания; развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте

Развивающие: развивать сенсомоторику - согласованность в работе глаз и рук, творческое мышление, фантазию, внимание;

Воспитательные: воспитывать интерес к народным промыслам и традициям, взаимоуважение, желание работать сообща.

Материал: пластилин желтого, зеленого и красного цветов, заготовка панно из черного картона, стеки, доски для лепки, шаблоны листьев, цветов и птицы, аудиозапись русских народных песен «Ой, рябина кудрявая», «Рябина», мелодии с частушками о Хохломе.

Предварительная работа: чтение стихотворений о народных промыслах, рассматривание альбомов с элементами народных росписей, разучивание пословиц о труде, народных частушек, выполнение налепов и ветки рябины – криуля из желтого воскового пластилина;

Словарная работа: пластилинография, панно, Хохлома.

Ход занятия:

Дети входят в группу и становятся полукругом.

1. Вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель обращает внимание детей на красиво украшенную группу в народном стиле.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в нашей группе. Сегодня здесь у нас - ярмарка изделий народных промыслов.

-А кто знает, что такое народные промыслы?/ответы детей/

-Верно, издавна доброй славой в народе пользовались хорошие умельцы, которые изготавливали, а затем расписывали красивую посуду, предметы быта. Как про таких мастеров говорили?

Ответ детей: - «Мастер на все руки!»

Воспитатель: - Правильно, сейчас я прочитаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать, о каких видах народных росписей идет речь.

Дети присаживаются на ковер. Воспитатель загадывает загадки о видах народных росписей.

Белоснежные ромашки

на подносы нанесли

розы, маки, незабудки

в черном поле расцвели.

Ответ детей: Жостовская роспись.

Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением изделия в стиле жостовской росписи.

Следующая загадка.

Эта посуда просто чудо,

Синий цвет бежит повсюду,

И рождается узор-

Оторвать не в силах взор.

Ответ детей: Гжельская роспись.

Выставляется картинка с изображением гжельской росписи.

Последняя загадка, слушайте внимательно.

Все листочки как листочки

Здесь же каждый – золотой,

Красоту такую люди называют…

Ответ детей: Хохломой.

Воспитатель: - Ребята, а какие элементы хохломской народной росписи вам известны?

Ответ детей: Осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики.

Воспитатель: - Есть виды росписей, о которых можно сказать одним словом. Например, Гжель называют голубой потому, что в ней много голубого цвета, а как бы вы одним словом сказали о Хохломе? Какая она?

Ответ детей: - Золотая.

Воспитатель: - Ребята, а давайте сделаем с вами осенние подарки для ваших родителей с мотивами этой росписи, ведь в Хохломе так много золотых осенних красок. Это замечательные панно - картины, которые можно повесить на стену. Давайте повторим это слово (спрашиваю несколько детей). Выполним мы нашу роспись не красками, а при помощи пластилина. Эта техника называется «пластилинография». Давайте повторим это слово вместе.

Воспитатель: - А вы знаете, что народные умельцы работали не только по одному, но и по двое, по трое, чтобы помогать и дополнять друг друга. Давайте и мы попробуем сделать панно в парах.

Дети занимают свои места. Воспитатель рассказывает и показывает пошаговое выполнения работы.

-Обратите внимание, что мы с вами уже начали оформлять панно на предыдущем занятии? Что мы с вами уже сделали?

Ответ детей: - Криуль.

-Сначала я буду делать птицу. Для этого возьму пластину желтого цвета, положу сверху шаблон птицы, обведу и вырежу при помощи стеки, прикреплю на середину круга. Затем, вырежу листочки, прикреплю на ветку рябины. Дальше возьму шарик из красного пластилина и раскатаю тонкий валик прямыми движениями руки, стекой нарежу одинаковые брусочки, скатаю ягоды рябины, приемом прижимания прикреплю на панно. Затем, используя шаблон, вырежу цветы из желтой пластины и тоже прикреплю на панно. И в завершении работы, украшу птицу, сделав крыло из шаблона листик, перья, листья и ягоды рябины при помощи стеки. Вот какое красивое панно получилось.

-А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте поупражняем наши пальцы.

2. Проводится пальчиковая гимнастика «Листья рябины»

Листья рябины тихо кружатся (сжимать и разжимать кулаки рук)

Листья под ноги тихо ложатся (круговые вращения кистями рук)

И под ногами шуршат, шелестят (растирание ладоней прямыми движениями)

Будто опять закружиться хотят (поочередное соединение пальцев)

-Ребята, сначала вы должны будете договориться, кто какие элементы будет вырезать, а если одинаковых элементов несколько, например цветы, листья и ягоды рябины, их вырезать и лепить можно вместе.

Вопросы воспитателя:

-С чего вы начнете работу?

-Затем что нужно сделать?

-Чем украсите работу?

Дети приступают к работе. Звучат русские народные песни. После окончания работы, дети выходят со своими панно, вешают на мольберт.

Заключительная часть.

Воспитатель: - Посмотрите, какие красивые панно у вас получились.

-А какие панно вам понравились больше всего? Почему?

-Мы с вами знаем, что на ярмарке поют частушки. Давайте и мы с вами их пропоем?

Дети выстраиваются полукругом и поют частушки.

Осень, осень все сама

прячет злато в закрома

Ну, какое это злато?

Все сплошная Хохлома!

Хохлома, так Хохлома

разукрашу все дома

А потом на улицу,

петуха и курицу!

Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать

ведь в красивую посуду

щи приятно наливать!

Конспект занятия по рисованию

Тема: “Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи “чудо-чудное, диво-дивное - золотая хохлома”

(подготовительная группа)

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ

“Детский сад № 421”

Маклакова Н. В.

г. Нижний Новгород

2017г

Конспект занятия “Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи «чудо-чудное, диво-дивное- золотая хохлома ”

Задачи:

Образовательные: познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи, учить рисовать волнистой линией-криуль, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением, упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти;

Развивающие: развивать чувство цвета, ритма, умение передавать колорит хохломы.

Воспитательные: продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желания их изучать, чувство патриотизма

Материал: деревянная посуда, раскрашенная хохломской росписью, образцы элементов хохломской росписи, трафареты посуды, вырезанные из бумаги, акварельные краски, кисточки для рисования №2 и№3, стаканчики для воды, салфетки на каждого ребенка;

Предварительная работа: чтение стихотворений о хохломе, рассматривание иллюстраций с хохломской росписью.

Словарная работа: элементы хохломской росписи : криуль, завиток, травинка, кустик осочка

Ход занятия:

Воспитатель: Стоит студеная зима,

Снежинки крутят буйный ветер,

А солнечная хохлома

Напоминает нам о лете.

Грустят деревья и дома,

Невесел минусовый градус,

Но сохраняет хохлома

В рюмашках, в ложках, в плошках - радость.

Ребята, о каком русском промысле сочинил своё стихотворение Н. Гладков?

Ответ детей: хохломская роспись.

Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Ответ детей: лирическое, немного грустное и немного радостное.

Воспитатель: что вы представили, слушая это стихотворение?

Ответ детей: зиму, лето, грустные деревья и дома, хохломскую посуду.

Воспитатель: - Название промысла произошло от названия села Хохлома, где традиционно изготовляли и продавали изделия хохломской росписи. Деревянная посуда с древних времё н была в повседневном обиходе: деревянную ложку и миску можно было увидеть и на боярском столе, и в семье крестьянина. Эта посуда проходила специальную обработку, расписывалась узором, а затем покрывалась лаком и закаливалась в специальной печи.

В хохломской посуде сочетаются красный, чёрный, зелёный, жёлтый и золотистый цвета.

Золотая хохлома — это краски узоров, которые складываются из завитков, травинок, ягод, цветов.

Посмотрите на предметы, расписанные узором хохломской росписи.

Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягодка клюквы поспела на поварёшке, клюёт эту ягодку птица — жар птица.

Полюбуйтесь на эту чудо-посуду! Давайте рассмотрим внимательно изделия хохломы.

Какой орнамент использует художник?

Ответ детей: - травяной, растительный, видны листья, ветви.

Воспитатель:- какие основные цвета росписи?

Ответ детей: -красный, чёрный, зелёный, жёлтый, золотистый.

Воспитатель:- главный элемент росписи -травка. Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы : ягодки,цветы,птички.

- А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду. Только не из дерева, а на шаблонах, сделанных из бумаги. Представьте, что мы с вами в мастерской, вы мастера, приступим к работе после небольшой разминки.

Физкультурная минутка

Раз и два! Раз и два! Трут ладони друг о друга

Начинается игра

Красим крылья и живот, Поглаживают ладонями живот, Красим грудочку и хвост грудь, поясницу, ноги, голову

Красим спинку, красим ножки,

Гребешок покрась немножко

Вот какой стал петушок Ставят руки на пояс, горделиво

Ярко — красный гребешок. Выпрямляясь и делают несколько

поворотов влево и вправо.

Дети приступают к работе. Звучат русские народные песни. После окончания работы, дети выходят со своими работами, вешают на мольберт.

Воспитатель:

А теперь рассмотрим выставку из наших работ и выберем самые выразительные.

Какие работы самые аккуратные?

Объясните свой выбор.

Конспект занятия по рисованию

Тема: “ Перо Жар - птицы ”

(подготовительная группа)

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ

“Детский сад № 421”

Маклакова Н. В.

г. Нижний Новгород

2017г

Конспект занятия “Перо Жар- птицы ”

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством Хохлома, учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи, совершенствовать умение свободно владеть кончиком кисти, закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома

Развивающие: развивать чувство цвета, ритма, умение передавать колорит хохломы, развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность, фантазию и творческое воображение. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношения к окружающим, желание прийти на помощь, умение общаться, договариваться, воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Материал: гуашь, кисти, стаканы с водой, салфетки, палитры и листы бумаги в форме пера. Д/игры “Разрезные картинки”, “Составь картинку. Хохлома”. Неоконченный рисунок птицы.

Предварительная работа: Беседы о народных промыслах, рассматривание иллюстраций и изделий народных мастеров,

.

Ход занятия:

Дети, стоят в кругу взявшись за руки. Ритуал приветствия «Перышко».

Воспитатель: - Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: “Варя, я рада тебя видеть”. Теперь Варя бери у меня перышко, дотронься им до своего соседа справа и скажи: “Матвей, я рада тебя видеть” и так далее.

Дети садятся на стулья

Воспитатель: - Ребята, вот держу я в руках перышко и вспомнилась мне одна интересная сказка….Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сделал, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал посыпать. Прилетела как-то к его порогу птица, которую он еще никогда не встречал, Жар - птица. Он и её угостил. Задела эта птица золотым крылом чашу с кашей, потеряла перо, и стал мужичок тем пером посуду расписывать. На всю округу разнеслась слава про умельца и его необыкновенном узоре на посуде. Прознал об этом царь и рассердился: “Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!” Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать расписную посуду.

Вам понравилась эта легенда?

Ответ детей: Очень понравилась!

Воспитатель: - Мне тоже понравилась. А вы, хотите узнать, о каком виде росписи идет речь? Какой росписи мужичок – умелец научил крестьян?

Ответ детей: городецкая, хохломская, дымковская….

Воспитатель: - Я хочу помочь вам справиться с этим непростым делом.

Д/и “Разрезные картинки”. На столах лежат конверт с игрой. В конвертах плоскостные изображения различных предметов гжели, хохломы, разрезанные на части.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему на столах остались изображения только этих промыслов? Какая же была роспись на той посуде из сказки?

Ответ детей: хохломская роспись.

Воспитатель:- Конечно хохломская потому, что ту посуду умелец вырезал из дерева, а хохлома это роспись по дереву, а гжель по глине.

Д/игра “Составь картинку. Хохлома”.

- Молодцы, вы быстро справились с заданием. Какие цвета, использовали мастера, расписывая посуду?

Ответ детей: Желтый, красный, зеленый, черный.

Воспитатель: - Какие основные элементы хохломской росписи?

Ответ детей: Завиток, ягодка, цветок, листья, травка.

Воспитатель: - А какие способы письма хохломской росписи вы знаете? Ответ детей: - Верховое и под фон.

Воспитатель: - Правильно, на этой картинке роспись положили на золотой фон,а на вашей золотые детали оставили, а фон закрасили черным (красным).

- Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Если б все на свете было вращательные движения головой

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило наклоны головы вперед – назад

Или радовало это?

Видеть мир привыкли люди руки на поясе, наклоны туловища влево -

Белым, желтым, синим, красным вправо

Пусть же все вокруг нас будет прыжки на месте на левой, правой, двух

Удивительным и разным! ногах

Воспитатель: - Молодцы! Присаживайтесь!

Дети усаживаются за столы. На столах стоят подносы с гуашью, кистями, стаканами с водой, салфетками, палитрами и листы тонированной бумаги в форме пера.

Воспитатель: - А как же выглядела Жар- птица, которая обронила перо? Правильно, Жар-птица, эта сказочная птица, на голове у неё хохолок, красивые крылья и пышный расписной хвост.

Я уже начала рисовать Жар-птицу, но не успела её закончить. Видите, у неё не хватает, чего?

Ответ детей: Красивого, пышного, хохломского хвоста.

Воспитатель: -Поможите мне дорисовать птицу?

Ответ детей: -Да.

Воспитатель:- Ребята, на столах лежат трафареты пера Жар-птицы, распишите их хохломской росписью, по окончанию работы мы разместим перья на мой неоконченный рисунок. Для того чтобы вам было легче составить узор росписи, на доске я повесила таблицу с элементами росписи.

Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь по мере необходимости.

По окончанию работы помещаем перья в хвост птицы.

Воспитатель: - Ребята, вы молодцы! Вы справились с заданиями. Выяснили, какой росписи научил мужик-умелец крестьян, и нарисовали, как выглядела Жар-птица и её красивое перо. Я хочу прочесть одно стихотворение.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входит в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

Ритуал прощания. Предложить детям взяться за руки, осторожно пожать их и работу, ведь только вместе мы смогли выполнить работу так красиво. Передать тепло своих ладоней друг другу. Поблагодарить друг друга за отлично сделанную работу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о знакомстве детей старшей группы с хохломской росписьюФотоотчет о знакомстве детей старшей группы с хохломской росписью В нашей группе мы решили организовать мини-музей, посвященный русской народной культуре. Так как настоящие экспонаты собираются с трудом,.

Конспекты занятий по трудовой деятельности Конспект по трудовой деятельности в старшей группе. 1. Вид труда: самообслуживание. 2. Содержание труда: Формировать умение самостоятельно.

Конспекты занятий Тема занятия: «День рождение клоунов Ксюши и Нюши» Цель: Налаживание эмоционального контакта. Снятие с помощью игр напряжения с ЭВС. Выработка.

Конспекты занятий .

Конспекты занятий кружка «Пластилиновая живопись» Конспект занятия с детьми средней группы по пластилинографии Тема: «Осенний букет» Вид деятельности: нетрадиционная техника «пластилинография».

Конспекты занятий по нетрадиционному рисованиюКонспекты занятий по нетрадиционному рисованию Конспект занятия по нетрадиционному рисованию Тема: «Рисуем пальчиками» (рисование на свободную тему) Старшая группа Дата проведения занятия:.

Конспекты занятий по обучению детей грамоте Тема: Гласный звук Ю, буква Ю 1. Анализ звука Ю. Звук - Ю- гласный, образуется голосом при почти полном отсутствии шума. При произношении.

Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе. Занятие 1. Тема: развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Конспекты занятий (познание, математика) Средняя группа Тема недели «Зима». НОД №1. Познание (Мир природы) Цель. Закрепление правильного поведения в лесу. Задачи. Выявить и.

Роспись деревянных досок городецкой и хохломской росписьюРоспись деревянных досок городецкой и хохломской росписью Когда я работала в одной из групп нашего детского сада в период моего совмещения, я решила расписать одиноко стоящие на полочке, ни чем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с хохломской росписью
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 22:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с хохломской росписью» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Маклакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД