Ольга Сорокина
Конспект занятия в средней группе на тему «Цветы» ознакомление с окружающим
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №56 «НАДЕЖДА» г. ОРСКА»
Тема: «Цветы»
Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие
Конспект составлен :
Воспитателем первой категории Сорокиной О. А.
Орск 2018г.
Публикация «Конспект занятия в средней группе на тему „Цветы“ ознакомление с окружающим» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Организационно – методическая информация
Тема образовательной деятельности: «Цветы» Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитие. (природа) Виды деятельности детей: Игровая деятельность : игра приветствие «Солнышко», наглядное моделирование (рассказ о весне, игра «Найди пару», «Загадки и отгадки». Познавательно- исследовательская деятельность: игра «Найди пару» (дети ищут пару своему цветку и цветочку, исследуем посадочный материал. (семена и внешний вид цветов «В чём отличие») Коммуникативная деятельность:, рассказ о весне «Что принесла нам весна»,, ситуативная беседа «О бережном обращении с цветами».; решение проблемной ситуации (помочь молодому цветочку как можно больше узнать о цветах) Двигательная : физ. минутка «Цветы», Игра «Найди пару»(дети ходят под музыкальное сопровождение и ищут своему цветку пару). Трудовая (посадка семян цветов, полив) Методы и приёмы реализации содержания занятия : Методы формирования сознания : Разъяснение : дидактическая игра «Загадки и отгадки»; цветы произрастают в разных условиях (бывают полевые, лесные,луговые, садовые) «В чём различие цветов Настурции и Астры» ; Беседа: ситуативный разговор о бережном отношении к цветам ; Рассказ: составление рассказа «Что принесла нам весна» ; чтение стихотворения «Солнышко»Г. Байко. Пример: доброжелательное взаимодействие с педагогом и сверстниками при решении игровых и познавательных задач. Предоставление возможности выражения собственного отношения к растениям (цветам). Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: Приучение : приучать к бережному отношению в природе к цветам. Упражнение: упражнять в умении различать цветы; в умении взаимодействовать с педагогом и сверстниками при решении познавательных задач ; Косвенное требование: учились правильно сеять семена ; выполнять правила игры; Методы стимулирования и мотивации деятельности: Наглядность: Цветок в горшочке, карточки – сигналы (приметы весны, картинки цветов первоцветов и шапочки цветов (по количеству детей) фотографии на экране, картинки цветов семян Настурции и Астры, семена цветов, оборудование для посева семян цветов. Соревнование: Дидактическая игра «Загадки и отгадки» Проблемные ситуации: Помочь молодому цветочку как можно больше узнать о цветах; Игровые ситуации слышим звуки и на подоконнике обнаруживаем что расцвёл новый цветок ; Ситуации успеха :правильно отгадали загадки, нашли свою пару (цветок, помогли цветочку узнать о разнообразии цветов в природе. Ситуация выбора: при посадке цветов (семена Настурции или Астры)
Методы и приё мы характерные для специфических видов деятельности : Словесный : Активизация словаря (первоцветы, Настурция, Астра, Мать и мачеха, Петунья, пригорки, полевые луговые, сеять, высеваем, присыпать); художественное слово (чтение стихотворения «Солнышко»Г. Байко.) ; загадывание загадок (д. игра «Загадки и отгадки»); беседа (ситуативный разговор о правилах поведения в природе и бережном отношении к цветам) ; рассказ (составление рассказа «Что принесла нам весна») Наглядный: мотивация «Цветок в горшочке», наглядное моделирование (карточки – сигналы приметы весны (оставление рассказа» Что принесла нам весна», отгадки -фотографии на экране,картинки цветов – первоцветов по количеству детей (игра «Загадки и отгадки») и шапочки цветов игра»Найди пару» (по количеству детей, картинки цветов «В чём отличия» (семена Настурции и Астры, семена цветов, оборудование для посева семян цветов. Практический: решение проблемной ситуации (помочь молодому цветочку как можно больше узнать о цветах, игра «Найди пару» (дети ищут пару своему цветку и цветочку, исследуем посадочный материал. (семена и внешний вид цветов) ; посадка семян цветов, уход. ; Интеграция образовательных областей: : Речевое развитие: выразительное чтение (стихотворение «Солнышко»Г. Байко). ; рассказ (составление рассказа «Что принесла нам весна»используя карточки- сигналы монологическая речь) ; отгадывание загадок (д. игра «Загадки и отгадки») ;,ситуативная беседа( «О бережном обращении с цветами». диалогическая речь) Художественно эстетическое: Использование музыкального сопровождения на тему «Цветы» в игре «Найди пару»; звуки «Цветка» Физическое развитие: Игра «Найди пару», физ. минутка «Цветы» ; Социально – Коммуникативное развитие: Дети исследуют посадочный материал. (семена, строение и внешний вид цветов «В чём отличие») ; взаимодействие при посадке семян цветов, уход. ; Возрастная группа : Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Цель: Расширить представления детей о природе. Задачи: - Формировать представление о разнообразии мира цветов в природе. - Знакомить с названиями цветов, их строением и способом посева семян. - Расширить представления детей о характерных признаках весны; - Развивать интерес к природному миру цветов. -Развивать умение оценивать своё эмоциональное состояние. -Умение рассуждать. –Воспитывать бережное отношение к цветам. –Доброжелательное взаимодействие с педагогом и сверстниками при решении игровых и познавательных задач. Планируемые результаты: Умеет поддерживать беседу со сверстниками и взрослыми, высказывает свою точку зрения. Может определить место произрастания цветка (луг,лес,сад, поле);Знает строение цветка и отличительные черты. Называет названия цветов. Способен произвести посадку семян в ящичках. Знает характерные признаки весны. Проявляет интерес к цветам. и бережное отношение в природе. Стремится к изучению природных объектов.
Возможные затруднения :- Составление рассказа характерные особенности сезонных изменений «Что принесла нам весна» - Сравнительные особенности посадочного материала- цветы Настурция и Астра. - Способы произведения посева семян цветов. Способы их преодоления: - Использование карточек – сигналов (приметы весны) наводящие вопросы, наглядность- картинки цветов Настурция и Астра; показ, объяснение, совет. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) : Литературный ряд: Стихотворение «Солнышко» Г. Байко; Изобразительный ряд: Книга с иллюстрациями А. Багдарин «Знакомые цветы»; иллюстрации цветов Настурция и Астра ; Музыкальный: Отрывки музыкальных произведений на тему «Цветы»; Материалы и оборудование: Фото подборка «Цветы – первоцветы» ,телевизор, музыкальный центр; магнитная доска; карточки – сигналы «приметы весны»; шапочки цветов (по количеству детей); тарелочки с набором картинок- (по количеству детей)подснежник, ландыш, мать и мачеха, одуванчик); столы, стулья (по количеству детей);, 2 ящичка с маркерами цветов для посева семян Настурции и Астры, лейки. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимных моментах : : чтение рассказов, стихов о весне, рассматривание иллюстраций с изображением цветов, наблюдение за весенними изменениями в природе, игры малой подвижности, дидактические игры, разучивание физкульт минуток, отгадывание загадок.
ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему Организационный момент: дети стоят в кругу, держась за руки.
Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Я рада видеть вас! Посмотрите, как светло вокруг, это весеннее солнышко заглянуло к нам в окно и улыбается нам. Давайте улыбнёмся солнышку Вместе читаем стихотворение «Солнышко» Г. Байко
Тучка прячется за лес, (обняли себя, показываем назад)
Смотрит солнышко с небес. (руки вверх пальцами шевеля)
И такое чистое, (приседая словно умываем)
Доброе, лучистое. (руки к груди и вверх
Если б мы его достали, (потянулись)
Мы б его расцеловали. (делаем воздушный поцелуй)
Воспитатель: Вот и пришла к нам долгожданная весна. Что принесла нам весна? А хотите составить рассказ о весне? Дети : Да! Воспитатель: А помогут нам вот эти картинки- сигналы (обращаю внимание на магнитную доску. с картинками: солнце, ручеёк, дерево с зелёными листочками, зелёная трава,птицы, подснежники.) Присаживайтесь на стульчики. Дети : выставляя картинку ребёнок объясняет весеннее явление
Воспитатель: Правильно, .ребята! Молодцы! У вас получился целый рассказ о весне. А кто хочет рассказать его? «Что принесла нам весна» Дети: (слушаем 1-2 рассказа) Весна принесла много солнечного света и тепла Растаял снег и лед: ,бегут ручьи. На деревьях набухают почки и появляются молодые листочки. Вернулись перелётные птицы. Появилась зелёная травка. Появляются первые цветы : подснежники, тюльпаны, одуванчики. Хорошо весной!
5-7 мин
1. 2 Мотивация деятельности детей Воспитатель: Ребята вы ни чего не слышите? Смотрите,здесь цветочек наш, он расцвёл расцвел, и что то хочет сказать (приглашаю детей на ковер возле цветка Рассаживаемся к телевизору)Ребята он ничего не знает о цветах и ему немного грустно и страшно ведь он появился в горшочке и рядом никого нет. Как же быть?
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Дети : (рассуждают) ему нужно показать цветы и рассказать о них.
Воспитатель: Ребята мы сегодня вспомним и расскажем нашему цветку, что мы знаем о других цветах, которые растут в разных местах и разных условиях.
II. Основная часть:
2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: А вы знаете цветы? Хотите поиграть в загадки и отгадки? Дети : Да, хотим. Воспитатель: Я загадаю загадку, а вы найдите отгадку среди картинок цветов, что лежат перед вами на тарелочках, и если правильно то на экране появится такой же цветок. (У детей тарелочки с картинками) Дидактическая игра «Загадки и отгадки»
Отгадайте, какой весенний цветок распустился самый первый.
На тонкой ножке,
Висит колокольчик,
Он первый цветет,
Весну зовет.
Дети: Самый первый распустился (Подснежник)добиваться более полного ответа
Воспитатель: Правильно, молодцы это подснежник. (картинка на экране)Если кто ошибся исправляйтесь и будьте внимательны. Появляется подснежники на проталинках, это очень нежные и красивые цветы.
Воспитатель: Какой цветок распустился на лесной полянке?
На зелёной ножке,
Фонарики, горошки,
Ароматны и милы,
Поскорей их назови!
Дети : На лесной полянке распустился (Ландыш)
Воспитатель: Правильно. молодцы Ландыши растут в лесу (.картинка на экране)
Когда солнышко прогреет землю, на пригорках появляются другие цветы, яркие, очень красивые.
Появились на пригорке желтенькие точки, Это солнцу улыбнулись первые цветочки
Дети : Это Мать – и - мачеха
Воспитатель: Молодцы Правильно (на экране картинка) они словно маленькие солнечные капельки рассыпались по пригорку. Вслед за мать - и - мачехой распускаются цветы, тоже похожие на маленькие солнышки, что это за цветы?
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
Дети : На солнышко похожи одуванчики. Цветочек : Как много разных и красивых цветов, как интересно.
Воспитатель: Это ещё не всё. Ребята, сегодня я принесла волшебную книгу, с её помощью можно заглянуть в любой уголок леса. Полянки и полюбоваться первыми весенними цветами.
(рассматривают картины в книге, ситуативный разговор о бережном обращения с цветами)
Воспитатель : Ребята хотите поиграть? (предлагаю убрать тарелочки и немного отдохнуть)
Воспитатель: Отцветут первоцветы и распустятся другие цветы. Предлагаю пойти на цветочную полянку. Идём?
(дети надевают шапочки цветов : ромашки, василька, колокольчика, мака, одуванчика, лилии, астры, петунья).
Проводится физкультминутка «Цветы»
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Говорит цветку цветок :
«Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой,
Да головкой покачай –
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка,
А теперь водой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе».
Воспитатель: Вот какие цветы на нашей полянке.
Цветочек : Очень красиво на полянке, цветов много и все они разные. Предлагаю найти свои парочки. Звучит музыка.
Проводится игра «Найди пару»
Цветок : А это я? Воспитатель : Совершенно верно. Ребята как называется наш цветочек? Кто знает? Дети: Он называется «Петунья» Цветок : Я называюсь «Петунья», спасибо вам ребята!
10-12 мин.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Воспитатель: Ребята, что бы наш цветок не скучал Я предлагаю посеять и вырастить ещё цветов. Как вы думаете? Дети : Да
Воспитатель: Цветы бывают полевые, луговые, а бывают садовые. У меня есть два пакета таких цветов, это настурция и астры.
(дети рассматривают семена и картинки цветов, сравнивают их)
Воспитатель: Чем они похожи? (стебель, листья, лепестки).
Воспитатель: Чем отличаются? (формой лепестков, цветом и т. д.).
2. 3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: Ребята, предлагаю посадить семена цветов в ящички, они в тепле начнут быстро расти, а когда подрастут мы высадим их у нас на участке. (дети подходят к столам с ящичками с землей, выбирают семена по желанию,сеют семена цветов в разные ящики с табличками, присыпают землей).
Воспитатель: Что необходимо цветам для роста?
Дети: Цветам нужен свет, тепло и вода.
Воспитатель: Правильно, польём наши будущие цветы и поставим ящики на подоконник, где тепло и много солнечного света. Не будем забывать, что их надо часто поливать.
Цветочек : Спасибо ребята, я теперь знаю почти всё о цветах. Вы молодцы! Мне очень понравилось у вас!
III.
Заключительная часть
3. 1 Анализ и самоанализ деятельности детей Рефлексия:
Воспитатель : Ребята давайте вспомним, что мы рассказали о цветах нашему гостю и чему научились сами. Дети: - Читали стихотворение «Солнышко». – Отгадывали загадки о цветах. Воспитатель: Назовите, о каких? Дети: о подснежнике, одуванчике, ландыше, мать и мачеха. – Играли в игру «Найди пару». – Делали зарядку для цветов (физ. минутка) - Рассказывали как обращаться с цветами и как вести себя в природе. – Рассматривали книгу о цветах. –Мы сказали цветочку как он называется. Воспитатель: Чему научились? Дети : Сеять семена. Воспитатель : Что вы делали? Дети: В ящике с землёй делали бороздки, туда сыпали семена и присыпали землёй. Воспитатель: Ещё чему? Дети: ухаживать за цветами, что б росли. Воспитатель: Что необходимо цветам для роста? Дети : Вода, свет, тепло.
Воспитатель: Молодцы! мне очень понравилось как вы занимались и аккуратно сеяли семена цветов. Теперь они у нас непременно вырастут. Ну а сейчас пойдём на прогулку и высадим наш цветочек в вазон к таким же петуньям.
3 мин.