Римма Хасанова
Конспект занятия в рамках кружка «Солнечный Орфей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в рамках кружка «Солнечный Орфей»
Цель:
Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов музыкальной деятельности.
Задачи:
• Развивать умение у детей в многоголосной музыке слышать разные инструменты.
• Закреплять знания о музыкальных инструментах. Учить играть на различных детских инструментах индивидуально и в оркестре.
• Развивать музыкальную память, чувство ритма.
Публикация «Конспект занятия в рамках кружка „Солнечный Орфей“» размещена в разделах
• Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
• Расширять словарный запас детей.
• Способствовать развитию связной речи.
Оборудование:
Музыкальный центр, CD диск «Музыкальные инструменты», набор музыкальных инструментов (деревянные ложки, бубны, трещотки, картинка с изображением контрабаса, колокольчик или звук колокольчика в записи.
Ход занятия.
Под веселую музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.
Педагог. Сегодня я предлагаю вам отправиться в необыкновенную страну музыкальных инструментов. И в этом нам поможет волшебный колокольчик. Он превратит нас в фантастических птиц, и мы полети в страну прекрасных звуков.
(Звенит колокольчик. Под музыку дети выполняют упражнение для рук, изображая птиц).
Педагог. Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Звуки можно воспроизвести голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры персонажей, звуки флейты очень похожи на пение птиц, переливы арфы напоминают волнение воды. (Звенит колокольчик). Слышите, это волшебный колокольчик приглашает вас послушать как звучат некоторые музыкальные инструменты и угадать, какой же музыкальный инструмент прозвучал.
Проводится Викторина «Музыкальные инструменты».
На музыкальном центре в записи воспроизводятся звучания музыкальных инструментов: скрипки, арфы, бубна, рояля, барабана. Дети называют музыкальные инструменты.
(Звенит колокольчик)
Педагог. Ребята, а к нам в гости, пришел музыкальный инструмент, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, как же его зовут.
Братишка у скрипки
Огромного роста!
Вам вспомнится имя его
Очень просто:
Он боссам поет,
А еще любит джаз.
Ну, вспомнили?
Брата зовут (контрабас)
Давайте посмотрим как он выглядит (показ картинки с изображением инструмента). Этот инструмент относится к струнно-смычковой группе. Ведь звук извлекается с помощью смычка, которым водят по струнам. Есть у контрабаса две сестренки виолончель и скрипка. Они очень похожи, только размерами отличаются.
(Звенит колокольчик)
Педагог. Колокольчик приглашает вас поиграть на музыкальных инструментах.
Дети с инструментами участвуют в играх:
«Ветер – ветерок – ветрище», «Посвящение в дирижеры»
Дети с инструментами в руках выходят под музыку на середину зала и встают полукругом. Перед игрой дети отвечают на вопросы: «что такое оркестр», «кто такой дирижер».
Игра «Ветер – ветерок – ветрище» (игра с динамикой) :
Педагог складывает ладони перед собой горизонтально так, чтобы средние пальцы были направлены к детям: это знак тишины и внимания. Затем рассказывает историю про ветерок, сопровождая свой рассказ показом жестов, означающих громкость звучания музыки, усиление или ослабление звучания, временную остановку (паузу) или окончание музыки.
Утром проснулся ветерок и пошевелил травинку (едва заметное колебание пальцами – очень тихо). Она задела соседние травинки – и вот уже по лесу полетел легкий шорох (педагог шевелит пальцами более интенсивно – тихо).
Ветерок поднялся выше – и вот уже задышали кусты (педагог медленно поднимает кисть правой руки и опускает ее в ритме дыхания – небольшое крещендо и диминуэндо). Ветерку надоело сидеть внизу, и он быстро залетел на саамы верхушки деревьев, устроив там настоящую бурю (педагог резко разводит руки на большое вертикально и делает энергичное тремоло кистями – очень громко). Неожиданно ветерок устремился вниз и затих, спрятавшись на земле под листиком (педагог резко смыкает ладони – тихо, пауза). Потом ветерок решил забраться наверх постепенно, как по лесенке, но добравшись до середины, упал (педагог постепенно разводит руки в стороны – крещендо, тихо).
Затем педагог просит детей сыграть историю про ветерок на своих инструментах, следуя за его жестами. Действия педагога руками в пространстве моделируют динамику с помощью объема: много-мало, больше-меньше.
Игра: «Посвящение в дирижеры» :
Педагог предлагает детям побыть дирижерами и придумать свою сказку про ветерок и передать ее жестами, чтобы музыканты исполнили ее.
(Звенит колокольчик)
Педагог. Слышите, дети это колокольчик подсказывает, что пора возвращаться обратно.
Дети опять превращаются в волшебных птиц – выполняют упражнение для рук.
Подводится итог занятию, дети под музыку уходят.