светлана веряскина
Конспект занятия «В прошлое города Саранска»
▼ Скачать + Заказать документы
"В прошлое города Саранска»
С. А. Веряскина, воспитатель
МДОУ Детский сад №116 комбинированного вида»
Программное содержание: Закрепить и обобщить знания детей о городе Саранске.
Дать детям общее представление об истории его возникновения.
Познакомить с мордовскими обычаями, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.
Совершенствовать умение детей вести небольшой диалог на мордовском языке.
Ввести в словарь детей новые слова: Поселенцы, остроги, набег кочевых племён, земляной вал, глубокие рвы.
Публикация «Конспект занятия „В прошлое города Саранска“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Оборудование: Слайдовый рассказ о прошлом г. Саранска, горшочек, костюм эрзянки, макет крепости старого г. Саранска, схемы г. Саранска, красочные картинки к схемам, смайлики, музыкальное сопровождение
Ход занятия
Воспитатель. Дети, посмотрите сколько гостей пришло к нам на занятие. Давайте поздороваемся.
Дети. Здравствуйте!
Воспитатель. Ребята, я сегодня получила очень необычное электронное письмо из прошлого. Давайте посмотрим, что там.
(На экране мордовочка и текст электронного письма)
Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Татюня. Вы живёте в чудесном месте, где леса, поля, реки, прекрасные и добрые люди. Я, как и вы родилась в Саранске, но жила в то время, когда не было ни телефонов, ни машин. Я предлагаю Вам отправиться в путешествие в прошлое Саранска. Вот вам старинный горшочек, он перенесёт вас ко мне.
Воспитатель. (смотрит по сторонам и ищет горшочек)
А, где этот горшочек? Давайте поищем его (горшочек стоит на видно месте, и дети находят его).
Воспитатель. Ну, что ребята, вы согласны перенестись в прошлое и узнать, как жили наши предки?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда давайте все встанем в круг, и дотронемся до горшочка (дети становятся в круг и дотрагиваются до горшочка) -звучит мелодия.
Воспитатель. (перевоплощается в мордовочку).
Шумбратада! Здравствуйте! Мира вам и добра! Вот вы и оказались в прошлом. Я очень люблю свой край и могу столько интересного рассказать о нём. Послушайте и посмотрите, как всё начиналось.
Рассказ о Саранске.
Давным –давно на том месте, где находится Саранск, была небольшая мордовская деревенька. Вокруг неё были леса, где люди собирали мёд, охотились. Первые поселенцы умели выращивать зерно и печь хлеб, держали овец, коров, кур, свиней. Мирный труд крестьян нарушали набеги кочевых племён, которые жгли дома и уводили жителей в плен. И тогда мордовский народ решил объединиться с русским народом для защиты от набегов.
И путь врагу преградили заграждениями из поваленных деревьев и (остроги) крепости. И вот один из острогов был построен на месте мордовской деревеньке, где сливались две реки: Саранка и Инсар.
Так возник острог Саранск в 1641 году, как военная крепость на южных рубежах Русского государства.
Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости. Со всех сторон крепость была окружена земляным валом с угловыми деревянными башнями. С наружней стороны вала тянулись глубокие рвы. С внутренней возвышались ещё и деревянные стены с приспособлениями для обороны. Не всякому врагу было под силу завоевать такую крепость.
Со временем Саранск из города- крепости превратился в торгово- ремесленный город. Ежегодно здесь проводились крупные базары и ярмарки.
Проходили годы, город рос и развивался и сейчас наш город входит в список лучших городов России. Вам повезло, что вы живёте в одном из самых замечательных и красивых городов России.
Воспитатель. Ребята, а расскажите мне о новом Саранске.
Ребенок. -Мне нравиться музей С. Д. Эрьзи. Там много картин мордовских художников, красивые скульптуры С. Д. Эрьзи.
Ребенок. -А мне нравиться в Саранске зоопарк. В зоопарке можно увидеть много зверей и птиц.
Ребенок. -А я люблю гулять в парке А. С. Пушкина. Мне нравиться там кататься на каруселях, гулять по парку, с колеса обозрения наблюдать за городом.
Воспитатель. Ребята, а что это за силуэты зданий.
Ребенок. Это тоже наш Саранск.
Воспитатель. Ребята на столе лежат необычные, красивые места нашего города Саранска, с которыми вы уже знакомы. Давайте попробуем найти их по схеме.
Воспитатель. -У мордовского народа бала традиция играть в народные игры на всех праздниках и гуляньях. Предлагаю вам отдохнуть и поиграть в мордовскую народную игру, которая называется «Горшочки».
Игра заключается в том, что вы должны разделиться по парам, один из вас горшочек, другой хозяин, тот кто остался без пары, покупатель. Покупатель, выбирает себе горшочек и спрашивает у хозяина:
Покупатель: Продашь (мисак) горшок (чакшот)
Хозяин отвечает: Продам (мисан)
Далее каждый из них, коснувшись ладонью головы горшка, а остальные считают: Вейке (один, кавто (два, колмо (три, чийть (беги) бежит по кругу в разных направлениях, стремясь раньше добежать до «товара» и встать за его спиной. Прибежавший раньше становится хозяином, а другой-покупателем.
-Вот видите ребята, оказывается старые народные игры интересны и в современном мире.
-Ребята мне очень приятно, что у нас растут замечательные потомки, которые хотят знать историю своего края и любят его. А наше путешествие подошло к концу вам пора возвращаться в детский сад. Мне хочется подарить вам этот горшочек. Если вам захочется попасть ко мне снова, милости прошу. А сейчас встаньте в круг и дотроньтесь до горшочка и вы окажетесь у себя в группе (звучит музыка снимаю головной убор).
Воспитатель. Ребята, а где вы были.
Дети. Мы были в прошлом города Саранска и видели крепость.
Воспитатель. Да! Как интересно, а давайте построим макет крепости, чтобы другие ребята смогли увидеть старый Саранск.
Дети. (выстраивают крепость прошлого Саранска)
Воспитатель. Молодцы! Хорошую крепость вы построили. А сейчас подойдите и возьмите смайлики. Если вам понравилось, чем мы сегодня занимались возьмите улыбающегося смайлика, если что-то не понравилось возьмите грустного смайлика.
Дети. Мой город основан давно.
Он старинный.
Саранск имеет историческое прошлое.
Сегодня город развивается и входит в список лучших городов России.
Нам повезло, что мы живём в самом красивом городе Росси.
Литература: 1. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,1993; №4,1993г.
3. Н. В. Иполитова «Патриотическое воспитание дошкольников» : учебное пособие. 2004г.
4. Д. Б. Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе».1973г.
5. Т. В. Поляков «Знакомим детей с малой родиной»
6. М. Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - методические рекомендации.