Светлана Ленчик
Конспект занятия «Транспорт» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе.
Тема «Транспорт»
Воспитатель Ленчик С. В.
Цель– Уточнять и расширить знания детей о транспорте. Обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека различных средах. Продолжить знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей. Построение диаграммы и работа с ней. Закрепить счетные умения в пределах 10.
Публикация «Конспект занятия „Транспорт“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
– Развивать умение находить признаки сходства и различия и выражать их в речи. Прививать навыки исследовательской работы. Развивать внимание пространственное и логическое мышление.
– Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважительное отношение к людям разных профессий.
Материалы к занятию :
Демонстрационный: картинки с изображением всех видов транспорта и со старинными видами транспорта, цветные круги. Диаграмма – полоски вертикальные на листе ватман, расположенные по возрастающей высоте (т. е. длина полосок разная, а ширина одинаковая); карта земли, 3 рисунка – виды из иллюминатора.
Раздаточный: Д/и «Волшебные дорожки» - игровое поле и разноцветные геометрические фигуры.
Д/и «Что лишнее?» - По 5 картинок, объединенных одной темой, чтобы дети смогли отыскать «лишнюю» картинку.
Математические примеры с ошибками и без ошибок, цифры к ним для исправления ошибок.
Д/и «Найди закономерность» - цепочки из геометрических фигур, расположенных в определенной закономерности.
Ход занятия.
1. Разминка: «Блиц - опрос»
Воспитатель задает вопросы на любые темы, а дети коротко отвечают, например:
Какая твоя любимая передача?
Какая твоя любимая игрушка?
Какое самое холодное время года?
Какие твои любимые цветы?
Какое твое любимое занятие?
Любишь ли ты путешествовать?
Как ты добирался в детский сад?
А почему не на самолете?
2. Классификация транспорта.
На листе ватмана размещены картинки с изображением всех видов транспорта (сюда же можно разложить и картинки со старинными видами транспорта).
В. Как одним словом назвать то, что вы видите?
Д. Транспорт.
В. На какие группы можно выделить весь транспорт?
Д. Воздушный, водный и наземный.
В. Какими цветами можно обозначить каждый вид транспорта?
Дети предлагают варианты. Можно остановиться на следующих символах:
Синим цветом – «Водный» транспорт.
Белым цветом – «Воздушный».
Коричневым – «Наземный».
В. Разложите картинки с изображениями транспорта вокруг этих символов – разноцветных кругов.
Дети выполняют задание.
3. Лента времени.
В. А всегда ли машины были таким, какими мы их привыкли видеть?
Д. Не всегда.
В. Выберите картинки с изображением старинных средств передвижения и разложите их так, чтобы ясно было видно, как создавались и развивались средства передвижения.
Дети выполняют задания и получают «Ленту времени», коротко рассказывают о том, как создавались и развивались средства передвижения.
4. Диаграмма «Скорости транспортных средств»
В. Транспортных средств очень много. А скорость у них одинаковая?
Д. Нет.
В. Чтобы сравнить скорости разных средств передвижения, обратимся к схеме.
На листе ватмана – вертикальные полоски разной длины (ширина одинаковая) в порядке возрастания.
В. Каждая полоска символизирует скорость какого-либо средства передвижения. Найдите картинку с самым «медленным» средством передвижения.
Дети выполняют задание.
В. Какой полоске будет соответствовать эта картинка и почему?
Ответы детей.
В. Положите эту картинку на соответствующую полоску.
Дети кладут картинку на самую короткую полоску.
В. Затем найдите картинку с более быстрым средством передвижения. Куда мы ее должны положить и почему?
Дети кладут картинку на следующую полоску и объясняют свое решение. Так постепенно дети находят самое быстрое средство передвижения и одновременно составляют диаграмму скорости средств передвижения.
5. Беседа о путешествиях.
В. Любите ли вы путешествовать? Зачем люди путешествуют? Хотите ли вы отправиться в путешествие? А куда мы отправимся и почему?
Дети рассматривают карту и предлагают свои варианты путешествий.
В. Пришло приглашение к путешествию на «остров ошибок» - исправить ошибки. Вы согласны?
Д. Да.
В. А на чем мы отправимся на остров?
Д. На корабле, лодке, паруснике.
В. Но нам надо побыстрее попасть на остров, чтобы вернуться обратно вовремя. Как быть?
Ответ на эту вопрос детям помогает найти диаграмма скорости средств передвижения – нужен самый быстрый транспорт.
Дети анализируют: почему им для путешествия не походит ракета, а подходит самолет, и, окончательно выбирают самолет для путешествия на «остров математики».
В. Кто уже летал на самолете? Сейчас мы представим, что мы в самолете.
6. Полёт в самолете.
Д/и «Что изменилось?»
Стюардесса (воспитатель) предлагает детям посмотреть в иллюминаторы и показывает три рисунка:
Первый – вид города из самолета: дома сверху кажутся большими (крупными).
Второй – дома сверху видны уже намного меньшего размера.
Третий – дома кажутся крошечными, видно море, песок (якобы подлетаем к острову).
Анализ:
В. Почему картинки разные?
Почему рассматриваем их именно в такой последовательности?
Ответы детей.
В. Сначала мы летаем на низкой высоте, потом поднимаемся повыше, затем ещё выше. Чем «выше» мы поднимаемся на «самолете», тем «меньше» по величине нам кажутся дома, реки, деревья, которые мы видим. Но зато, мы можем увидеть с большой высоты намного большую площадь земли, проплывающую под крылом самолета.
Дети представляют, как они летят в самолёте.
В. Мы прилетели на «Остров ошибок». Теперь можно начинать исправлять ошибки.
7. Д/и «Волшебные дорожки»
(Эта игра может проводиться и как подвижная на полу, на большом игровом поле.)
Игровое поле расчерчено на квадраты.
Вертикальные дорожки – разбиение по цвету, горизонтальные дорожки – разбиение по форме (форма обозначена геометрическими фигурами белого цвета).
Ход игры.
Разноцветные геометрические фигуры в беспорядке разложены вокруг игрового поля. Дети раскладывают фигуры на пересечение вертикальных и горизонтальных дорожек, например: овал красного цвета надо положить на пересечении вертикальной красной дорожки и горизонтальной дорожки с символом «овал».
8. Д/и «Что лишнее?»
Перед каждым ребёнком ряд картинок. Надо найти лишнюю картинку и обосновать свой выбор, например:
Лишняя картинка под номером 3, т. к. на ней изображена замкнутая линия, а на всех остальных картинках изображены незамкнутые линии. Здесь же можно отыскать лишнюю картинку по цвету, например: Лишняя картинка номер 2, т. к. на ней линия красного цвета, а все остальные линии - синего цвета.
Поэтому очень важно, чтобы ребенок не только отыскал лишнюю картинку, но и обосновал свой выбор.
9. Д/и «Найди ошибку».
На карточках – математические примеры (в пределах 10, в которых допущены ошибки. Требуется отыскать эти ошибки (если они есть, исправить их, например:
3+2=5 – верно
3-1=1 – неверно, значит, этот пример надо исправить, написав правильный ответ.
10. Д/И «Построй цепочки»
Перед каждым игроком цепочка из геометрических фигур разного цвета, выложенных в определенной последовательности (закономерности).
Требуется заметить эту закономерность и исправить ошибку (если она была допущена, например:
Рисунок.
В. Молодцы! Все ошибки исправлены, можно отправиться обратно в детский сад.
11. Полет в самолете.
Д/и «Что изменилось?»
В. Наш самолет набрал нужную высоту и начинает снижение.
Посмотрим в иллюминаторы. Как надо разложить картинки, чтобы стало понятно, что мы начинаем снижение высоты.
Дети должны сами догадаться и разложить в обратном порядке картинки, изображающие иллюминаторы.
12. Итог
В. Наше путешествие завершено. Что вам понравилось больше всего? Какое задание показалось очень трудным? Что нового вы узнали? А ещё путешествовать будете? Куда бы вы ещё хотели отправиться?