Лучший педагог года

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Жемчужины феи Красивой речи»

Светлана Сабирова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Жемчужины феи Красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание: продолжать формировать представление о грамматическом понятии «предложение»;

Материал: интерактивная доска, презентация, массажные мячики, пособие для составления схем предложений, мяч, карточки для составления предложений

Цель: формировать знания о предложении как единице речи, вспомнить правила о предложении. Обучение навыку расширения предложения путем добавления разных членов;

Задачи:

Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Жемчужины феи Красивой речи“» размещена в разделах

- систематизировать знания о предложении. Развивать умения и навыки в составлении предложений, выделять в нём главные члены.

- формировать грамматический строй речи : упражнять детей в образовании различных падежных форм существительных (Р. п., Д. п.); согласование существительных с прилагательными,

- Совершенствовать произношение слов сложной слоговой структуры (инопланетянин, метеорит, велосипед, бутерброд, кастрюля)

- упражнять в подборе прилагательных и слов-антонимов;

- формировать связную речь детей: упражнять в составлении распространенных предложений;

- Закреплять знания о Дне космонавтики, о названии планет Солнечной системы.

- упражнять детей в согласовании слов в предложении;

- с помощью моделирования упражнять детей в составлении предложения из заданного количества слов и расширение предложений. За счет добавления разных членов ;

- развивать мелкую моторику, интонационную выразительность речи, мышление, внимание, память, усидчивость.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Орг. момент.

Приветствие.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнётся. –

- ДОБРОЕ УТРО!

- Ребята, какой скоро будет праздник? (День космонавтики.)

1 слайд. Космическое пространство с созвездиями и звучат сигналы далёкой планеты.

- Космонавты находясь в космосе изучают планеты, звёзды. И наши космонавты часто слышали сигналы с другой планеты, но не могли понять и расшифровать их.

2 слайд. Появляется инопланетянин.

- Но совсем недавно к нам прилетел… Кто ребята? (инопланетянин).

Космонавтам удалось понять, что инопланетяне очень хотят общаться с землянами, но не умеют говорить как мы. Инопланетянин прилетел изучить правила нашего русского языка.

Слайд 3. Фея красивой речи с раковинами, в которых лежат четыре разные жемчужины.

- Он обратился к фее Красивой речи. Чтоб она научила его говорить правильно и красиво.

У феи есть волшебные жемчужины, которые содержат главные правила красивой речи.

Слайд 4. Волшебница холодного космоса.

- Но злая волшебница космоса не захотела чтоб инопланетянин подружился с нами и заколдовала жемчужины. Раковины закрыли свои створки. Теперь они никак не могут открыться и подарить знания заключенные в них.

Слайд 5.

Логопед. Ребята, Инопланетянин просит помочь ему научиться красиво говорить и помочь фее расколдовать жемчужины.

Давайте поможем инопланетянину, научим его красиво и правильно говорить, строить предложения и тогда раковины откроются и жемчужины будут свободны. Готовы? (Да.)

II. Уточнение знаний о речи, предложении, слове.

- Для чего нужна человеку речь? (с помощью речи мы общаемся друг с другом, рассказываем новости, просим о чём-то, рассказываем истории, объясняем, ….) Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Да ребята, все, что мы с вами говорим, это наша речь. А из чего состоит наша речь? (из слов) Вы считаете, из слов? Если скажем слово «книга», нам понятно о чем хотели сказать? Мы назвали предмет, но ничего о нем не сказали. А вот так: «Книга лежит на столе». Стало ясно? Что я произнесла? (предложение). Значит, наша речь состоит не из отдельных слов, а из… предложений.

Вывод. Предложение – это законченная мысль.

Ну что ж готовы учить инопланетянина? Для начала надо подготовить свой речевой аппарат.

- Все космонавты говорят чётко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.

Артикуляционная гимнастика.

Наш весёлый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево. Смотрит вправо (Часики)

Язычок наш потянулся (Иголочка)

Широко нам улыбнулся (Улыбка)

Зубки он почистил. (Почистим зубы)

Блинчик он покушал (Блинчик)

Выпил чая чашку (Чашечка)

Запачкался вареньем (Вкусное варенье)

На качелях покачался (Кчели)

И на горке покатался (Горка)

Логопед.

-А чтобы говорить длинные предложения, нам нужно делать сильный выдох. Для этого нужны дыхательные упражнения.

Дыхательная гимнастика.

А теперь поможем смелым космонавтам выйти из ракеты в открытый космос.

Возьмите ракеты с космонавтом, поставьте ее ровно в ямку под нижней губой. Носом вдох - Наполнили баллоны кислородом - и длинный выдох вдоль «шланга», таким образом, чтобы космонавт оставался по центру ракеты и не упал с нее в сторону.

-А теперь заведем моторчик.

Дети проговаривают чистоговорки:

Ра-ра-ра - всем поможет детвора

Ро-ро-ро- будем делать мы добро

Ры-ры-ры – лучше нету детворы

Ры-ры-ры- будем мы всегда добры

Слова-предметы.

Слайд 6

«Найди лишний предмет».

Ребята, что мы видим на экране. (Предметы) Какой предмет лишний? (Лишний предмет жук) Почему здесь жук лишний? (потому что он живой, а все остальные предметы не живые) Жук исчезает.

Ребята какой вопрос мы поставим ко всем этим предметам? Что это? Или Это что? Дети задают вопрос к словам и отвечают полным ответом. (Это что? Это велосипед,)

Слайд 7

- А здесь какая картинка лишняя? (Лишняя кепка, потому что она не живая, а все остальные предметы живые) Кепка исчезает.

- Какой вопрос мы зададим про живые предметы? (Кто это? или Это кто? Вопросы и ответы детей. (Это кто? Это слон,)

- Как на схеме мы изображаем слово-предмет? (одной линией) выставляем на доску карточку-фишку, круг с одной линией.

Слайд 8

- Помогите инопланетянину выбрать нужное слово-предмет. (дети называют нужные слова)

А теперь давайте покажем как в играх могут меняться слова-предметы.

Игра с мячом «Назови ласково»

Дом – домик, кот- котик…

Игра «Один – много» (по цепочке)

Ракета – много ракет Звезда – … много …

Планета – … много … Спутник – … много …

Комета – … много … Метеорит - … много…

Игра на внимание «Скажи правильно». Карточки.

Работа у доски. Надо выбрать картинку, прикрепить ее в окошко и проговорить предложение, правильно произнося окончание существительного в родительном, творительном падежах.

- Молодцы. Скажите ребята, а какие слова пишутся с большой буквы? (Имена, названия городов, улиц,)

- Правильно. А еще с большой буквы пишутся названия Планет.

Давайте встанем и расскажем инопланетянину какие планеты есть в нашей Солнечной системе.

Пальчиковая гимнастика. О космосе.

По порядку все планеты

Назовё т любой из нас:

(Сжимают и разжимают пальчики)

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три - Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран.

За ним – Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

(Поочередно загибать пальчики)

Молодцы ребята. Первая раковина открылась.

Слова-признаки

Слайд 9 Цвет.

- Что здесь изучают дети? (Цвет предметов).

- Все предметы имеют цвет. Цвет - это признак предметов. Какой вопрос мы поставим? Лягушка какая? (Лягушка зелёная). Автомобиль какой? (фиолетовый, … (Дети задают вопрос и отвечают на него). К словам-признакам мы ставим вопросы Какой, Какая? Какое? Или Какие?

Слайд 10. Признаки.

Какие ещё признаки бывают у предметов? (величина, форма, материал, вкус, запах, качества)

Вопросы: Доска какой формы? (квадратная). Стол сделан из дерева, он какой? (деревянный). Банан на вкус какой? (сладкий) и т. п.

Игра «Скажи наоборот». Ребята, покажем инопланетянину, что признаки предметов могут иметь противоположное значение. Игра с мягким кубиком.

Грустный – веселый, Старый – Мокрый –

Сильный – Далёкий - Высокий –

Большой – Длинный – Широкий –

Слайд. 10 Игра «Назови как можно больше признаков»

-Ребята, каждый предмет может иметь много признаков. Поможем инопланетянину назвать как можно больше признаков предметов.

(слова яблоко, кошка)

- Молодцы ребята. А как на схеме мы обозначаем слова-признаки?

(волнистой линией). Выставляем фишку с волнистой линией на доску.

Открылась вторая жемчужина.

Слайд 11. Инопланетянин с метеоритом.

Посмотрите инопланетянин устал и предлагает вам поиграть с метеоритами.

Игра с массажным мячом «Метеорит»

Взяли мы метеорит.

Он колючий, и горит. (хлопнуть ладошкой правой, затем левой)

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю браво. (катаем мяч между ладонями вперёд-назад)

Поверну, а ты проверь –

Сверху правая теперь. (катаем мяч между ладонями вперёд-назад)

Сжали крепко: раз, два, три. (сжимаем в кулаке)

И ещё раз: раз, два, три. (сжимаем другой рукой)

Покрутили (круговые движения между ладонями левая сверху)

Повернули (поменяли ладони – правая сверху)

И назад его вернули.

Слайд 12

- Ребята, посмотрите пожалуйста на картинки и скажите, как вы думаете какой вопрос надо задать? (Что делает? Что делала) Поставьте вопрос и ответьте на него. (девочка что сделала?. Девочка поймала бабочку. И т. д.) Что обозначают слова, которые мы добавляли? (слова-действия).

- Правильно, каждый предмет выполняет какое-нибудь действие.

- Как мы обозначаем слова-действия? (двумя линиями). Выкладываем фишку с двумя полосками на доску.

- А сейчас давайте покажем инопланетянину, какие действия можете выполнять вы.

- поиграйте со мной в игру «Как живешь».

Ритмопластические упражнения. Дети отвечают «Вот так» и показывают соответствующие движения жестами.

Как живешь?

Как плывёшь?

Как бежишь?

Вдаль глядишь?

Ешь обед?

Машешь вслед?

Ночью спишь?

А шалишь?

А молчишь?

Слайд 13. Рассыпавшееся предложение.

Инопланетянин постарался сказать предложения, но у него не очень получилось. Слова перепутались. Помогите ему и исправьте ошибки, скажите предложения правильно.

Красивого дети попугая увидели.

Одному ребёнку предлагается выложить схему предложения.

- Молодцы, открыли ещё одну жемчужину

Маленькие слова-предлоги.

Упражнение «Вставь предлог»

Я буду читать предложения, а вы найдите ошибку. (Дети проговаривают предложения целиком)

Птенцы вылетели … гнезда. (из)

Ёжик живёт …лесу. (в)

Ручка упала … стола. (со)

Ваза стоит … столе. (на)

Бабочка летает … цветком. (над)

Крот живет … землей. (под)

Логопед:

- Вы правильно «подружили» слова. Какие слова я спрятала? (Дети перечисляют предлоги). Это маленькие слова помощники.

- Как мы их называем одним общим словом?

- Предлоги.

Логопед: О чем помогают узнать предлоги?

- О месте (в лесу, на крыше, под ёлкой)

- О причине (из-за ветра, из-за болезни)

- О чем или о ком мы хотим рассказать (о маме, о зиме)

- К кому или к чему мы идём (к бабушке, к дереву)

- Предлоги дружат не со всеми словами. Они выбирают слова — предметы.

Слайд 14. «Кто где?»

- Расскажите о том, где что или кто находится и выберите нужную схему.

Дети составляют предложения с предлогами по картинкам. И находят нужную фишку с предлогом.

Слайд 15.

Составление схемы предложения по картинкам с дополнением слов. Дети выкладывают схемы предложений.

Повторение правил. С какой буквы начинается первое слово а предложении? (С большой буквы). Что надо ставить в конце предложения? (Точку).

- А теперь давайте сами составим предложение и выложим его схему. Дети называют главное слово, затем постепенно добавляют слова и выкладывают схему.

- Молодцы ребята.

Игра «Живые слова».

-Теперь ребята, словами будете вы. Дети называют своё слово и встают на нужное место. Когда предложение будет считаться законченным., предложить детям взяться за руки.

-Посмотрите как дружно стоят слова в предложении и каждый на своем месте. Слова как будто нанизаны на нитку как жемчужины в бусах. Молодцы, ребята, вы правильно и красиво научились строить предложения и выкладывать их схемы.

Слайд 16. Инопланетянин благодарит ребят человеческими словами.

Слайд 17. Спасибо.

Ребята, фея Красивой речи тоже благодарит вас и предлагает вам поиграть в игру, где можно придумать шуточное предложение или историю.

Итог.

- Ребята, вам понравилось помогать инопланетянину. Что больше всего вам понравилось? (ответы детей). - Из чего состоит наша речь? - Что такое предложение?

А раз вам так понравилась игра по придумыванию историй, фея дарит вам игру, где вы еще много можете придумать разных интересных историй.

Игра Мерсибо. «Крути колесо»

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: – учить детей согласовывать имена существительные.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект отрытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие на передачу «Моя семья» Задачи: формировать элементарные представления о родословной; закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях; совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Иван-царевич и Серый Волк» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Продолжать.

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной к школе группы «Профессии» Цель: Обобщить знания детей по теме «Профессии». Задачи: Образовательные: • Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группеКонспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.

Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна в подготовительной к школе группе «Приключения Капельки»Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна в подготовительной к школе группе «Приключения Капельки» Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна в подготовительной к.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие во владения Снежной Королевы» для подготовительной к школе группы Конспект занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие во владения Снежной Королевы" Для подготовительной к школе группы Конспект разработан.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина» Цель: обобщение знаний детей о сказках А. С. Пушкина. Задачи: - развивать связную речь, внимание, мышление, активизировать словарь детей;.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц» Цель: учить дифференцировать буквы с-ц при чтении; учить дифференцировать звуки с-ц в слогах, словах и предложениях. Развивать слуховую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Жемчужины феи Красивой речи»
Опубликовано: 3 октября 2023 в 14:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Жемчужины феи Красивой речи»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сабирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД