Альбина Гарипова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел?» с самоанализом
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
в подготовительной к школе группе
по познавательному развитию
«Откуда хлеб пришел?»
Воспитатель:
Гарипова Альбина Ильфатовна
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательному развитию „Откуда хлеб пришел?“ с самоанализом» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Самоанализ
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Цель: формирование познавательного интереса к появлению хлеба на нашем столе. Развитие речи детей посредством словообразования.
Программные задачи:
Обучающие: Учить последовательности появления хлеба на столе, учить отличать по внешнему виду пшеничные и ржаные зерна, а так же муку, полученную из этих зерен. Учить образованию слов «молоть», «ржаная мука», «пшеничная мука».
Развивающие : Расширять знания хлебобулочных изделий, совершенствовать умение классифицировать продукты по назначению, развивать внимание и мышление.
Воспитательные: Воспитывать в детях трудолюбие.
Оборудование: картинки с последовательностью появления хлеба на столе, картинки с изображением продуктов, платок для сказительницы, ширма, пшеничные и ржаные зерна, «хлебное» дерево, ручная мельница, маски кошки и зайчика, корзинка с пряниками, тарелки для муки и зерен.
Предварительная работа: чтение малых фольклорных форм (потешки) «Кисонька-Мурысонька», «Пошел котик на торжок».
Ход занятия:
Воспитатель в образе сказительницы из-за ширмы рассказывает детям небылицу о том, как из посеянного детьми группы хлебного зернышка, выросло хлебное дерево. А растут на нем булочки и пирожки, пряники да калачи. После этого выходит из-за ширмы и демонстрирует «хлебное» дерево детям.
Воспитатель: Ребята, какие хлебобулочные изделия вы видите на дереве? (Дети перечисляют.)
А может быть на самом деле такое, что хлеб, как фрукты, растет на дереве? (Дети отвечают.) А кто знает, как хлеб к нам на стол попадает?
Дети: делают тесто и пекут хлеб.
Воспитатель: А давайте, ребята, поиграем с вами в игру «Тесто».
Тесто месим,
Тесто мнем,
Тесто лепим и печем.
(После слова «печем», дети берут по одно картинке и определяют, нужен этот продукт для приготовления теста или нет.)
Воспитатель: К нам в гости пришли герои известной вам потешки «Кисонька –Мурысонька».
Двое детей в масках кошки и зайчика и атрибутами драматизируют русскую народную потешку «Кисонька – Мурысонька».
- Кисонька - Мурысонька, ты где была?
- На мельнице!
- Кисонька – Мурысонька, что там делала?
- Муку молола!
- Кисонька –Мурысонька, что из муки пекла?
- Прянички!
- Кисонька –Мурысонька, с кем прянички ела?
- Одна!
- Не ешь одна, не ешь одна!
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас поработать парами: выложить картинки – схемы, как хлеб на стол попадает, в правильной последовательности.
Дети работают парами за столом, один ребенок – у доски. Затем дети выяснят правильность выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немного отдохнем.
Проводится физминутка.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я каждому в руки раздам зерна: в правую – пшеничные, а в левую – ржаные. А вы посмотрите внимательно, и сравните их. Чем они отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы перемелем зерна пшеницы, а потом ржи, и сравним полученную муку.
Дети высыпают сначала пшеничные зерна в мельницу, воспитатель перемалывает.
Воспитатель: Посмотрите, что я сделала с зернами, всыпав их в мельницу? (Ответы детей.) Да, я перемолола зерна пшеницы. Какая мука получилась из этих зерен?
(Ответы детей)
Воспитатель: Теперь я буду перемалывать зерна ржи. Какая мука получится из зерен ржи?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, получится мука ржаная. А теперь сравним пшеничную и ржаную муку. Чем они отличаются?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Из пшеничной муки выпекают булочки, печенье, пирожки, караваи. Раньше на Руси изделия из пшеничной муки пекли только по праздникам. А в обычные дни ели хлеб из ржаной муки.
Наше занятие подходит к концу, и сейчас я узнаю, кто из вас был внимательным и запомнил все, о чем мы сегодня говорили. Для этого у меня есть помощница:
1. Я загадку загадаю,
В огороде закопаю.
Как год пройдет –
Калач взойдет. (пшеница)
2. С неба солнце золотое
Золотые льет лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (пшеница)
3. весной – зеленое и пушистое.
Летом – желтое и ершистое. (пшеничное поле)
4. Для уборки урожая
На поля я выезжаю.
И за несколько машин
Там работаю один. (комбайн.)
5. на горе-горушке
Стоит старушка,
Руками машет, хлеба просит :
Дашь ей хлеба –
Назад отдает. (мельница.)
6. растерто, раздавлено,
Водою разбавлено,
У печки поставлено,
По стеночке движется
И липнет, и лижется –
Не ком и не жижица. (тесто.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня все были внимательными и трудолюбивыми.
Самоанализ итогового занятия по познавательному развитию.
Тема занятия «Откуда хлеб пришел?».
Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями.
Цель занятия : Формирование познавательного интереса к появлению хлеба на нашем столе. Развитие речи детей посредством словообразования.
Программные задачи:
Обучающие: Учить последовательности появления хлеба на столе, учить отличать по внешнему виду пшеничные и ржаные зерна, а так же муку, полученную из этих зерен. Учить образованию слов «молоть», «ржаная мука», «пшеничная мука».
Развивающие : Расширять знания хлебобулочных изделий, совершенствовать умение классифицировать продукты по назначению, развивать внимание и мышление.
Воспитательные: Воспитывать в детях трудолюбие.
Структура занятия представлена пятью частями.
Организационный момент (чтение небылицы в образе сказительницы) вызвал интерес к предстоящему занятию.
А представление «хлебного» дерева, активизировало знания детей о названиях хлебобулочных изделий и позволило прийти к логическому заключению о том, что хлеб нельзя вырастить на дереве.
Драматизация русской народной потешки «Кисонька – Мурысонька» подвела детей к предстоящей дидактической игре.
Разгадывание загадок позволило подвести итог занятия и закрепило новый материал.
Для снятия статического напряжения использовалась физкультминутка.
Для решения первой задачи использовалась дидактическая игра– «Что сначала, что потом», которая позволила определить последовательность попадания хлеба на стол, а так же способствовало пониманию образования слова «молоть». Рссматривание зерен пшеницы и ржи, и их измельчение в ручной мельнице, позволило найти различия во внешнем виде зерен и полученной муки. Это привело к пониманию того, что мука из пшеничных зерен белее мягче, а из ржаных – грубее и темнее. Получение муки из пшеничных зерен способствовало образованию слова «пшеничная», а из зерен ржи «ржаная».
Решение второй задачи реализовывалось посредством рассматривания «хлебного» дерева, на ветвях которого были развешаны картинки хлебобулочных изделий, хоровых и индивидуальных ответов на опорные и уточняющие вопросы («какие изделия вы видите на дереве?»). Игра «Тесто» позволила классифицировать продукты питания по признаку необходимости для приготовления теста. Разгадывание загадок по данной теме способствовало развитию внимания и мышления.
Значительное силовое усилие при перемалывании зерен в ручной мельнице, подвело к пониманию того, что получение муки очень трудоемкий процесс, и что только трудолюбивые люди могут с этим справиться, что и способствовало решению третьей задачи.
В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Были созданы гигиенические и эстетические условия для успешной деятельности детей: рационально размещено оборудование. Эстетично оформлены пособия.
Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приемов в руководстве по рисованию.
Самооценка результата итогового занятия : оптимальный уровень.