Светлана Юрьевна Ромашина
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
Задачи:
1. Обобщить представления детей об осени, как времени года, её признаках.
2. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных.
3. Закрепить представления детей о связи живой и неживой природы.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Осень золотая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Развивать внимание, память, улучшить общую моторику, активизировать словарь: листопад, заморозки, ненастье, слякоть, осадки, облачность.
5. Воспитывать желание наблюдать за красотой природы, воспитывать бережное отношение к природе.
Дидактический материал:
Кукла Незнайки, иллюстрации и картинки с изображениями осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире, картинки «Деревья», «Птицы», «Животные», «Времена года», «С какого дерева лист».
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц, про осень. Рисование на тему «Золотая осень», дидактические игры.
Ход занятия
Звучит классическая музыка Чайковского (времена года) «Осень».
Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел Незнайка и мы расскажем об осени. Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П. И. Чайковский так и назвал «Осень».
Чтобы не запутаться вам помогут Схемы-подсказки.
Неживая природа.
Растительный мир.
Животный мир.
Воспитатель: Когда приходит осень? Какие осенние месяцы вы знаете? Что мы относим к неживой природе (это явления природы6 осадки, ветер, долгота дня, погода).
Назовите признаки осени в неживой природе. Каким становится день? (день короче – ночь длиннее). Почему становится прохладно? (солнце светит не так ярко и горячо, как летом). Какие осадки бывают осенью? (дожди, сильнее дует ветер).
Незнайка: Ой, мне скучно!
Воспитатель: Да, Незнайка, осень грустная пора. Знаменитый русский поэт А. С. Пушкин написал об осени много красивых стихов.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье.
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы….
Воспитатель: Ребята, а чтоб Незнайке не было скучно, попросим его собрать листочки.
Дидактическая игра «С какого дерева лист?».
Дети собирают с пола листочки: Егор-клена, Алена- березы, Карина-рябины, Андрей- тополя, Незнайка- осины.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Ой, Незнайка, разве это листья осины? Давайте покажем Незнайке собрать листья осины.
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я запомнил! А я предлагаюпоиграть в мою любимую дидактическую игру «Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.
Дуб – дубовый,
Клён – кленовый,
Осина – осиновый и т. д.
Рябина, береза, тополь, калина.
Воспитатель: Молодцы! Правильно.
Дети усаживаются на стулья.
Воспитатель: А теперь мы будем говорить о растениях! Что мы относим к растительному миру? (деревья, кустарники, травы, цветы, грибы). Какие изменения происходят с деревьями с приходом осени? И почему? (осенью опадают листья, потому что от холода сок в стволе и веточках движется медленнее и листочкам его недостаточно. Листья меняют свой цвет и начинают опадать.)
Полина П. читает загадку (заранее приготовить).
Под ногами летают,
Зашагаешь-шуршат,
Яркие, цветные,
Красные резные. (листья)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер северный подул (подуть на пальцы С-СС)
Все листочки с липы сдул (С-СС).
Полетели, закружились и на землю опустились. (ладони зигзагами плавно опустились)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап (2 раза) (постучать по пальцам)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил. (постучать кулачками по коленям)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил. (плавные движения руками вперед-назад).
Одеялом их накрыл (ладони крепко на колени).
Воспитатель: Вот теперь мы приблизились к животному миру. Богатому и разнообразному. (смена картин)
Воспитатель: Кого мы относим к животному миру? (звери, птицы, насекомые, земноводные). Что происходит с ними с приходом осени? (они готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубы, впадают в спячку).
А птицы? (есть которые улетают на юг). Как их называют? (перелетные).
Назовите некоторых из них. (грач, скворец, жаворонок, ласточки и т. д.)
А те, которые остаются как называются? (оседлые или зимующие)
Назовите их. (ворона, галка, воробей и т. д.).
Зимой холодно, насекомых нет, поэтому птицы улетают.
Воспитатель: А тем, которые остаются, как им помочь? (нужно их подкармливать, строить кормушки)
Дидактическая игра «Улетают, не улетают».
Воспитатель: Вы встаете около стульчиков и машете крыльями, если названная птица улетает на юг. А если птица остается – приседаете.
(Ворона, грач, воробей, скворец, утка, галка, голубь).
Воспитатель: Молодцы! Очень внимательны.
Незнайка: Отгадайте загадку!
Болтлива птичка – спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? Длиннохвостая (сорока).
Эта птица перелетная или зимующая?
Воспитатель: А теперь посмотрите на схему подсказку: о чем мы будем говорить теперь! (о заботах человека осенью). Незнайке наверное не терпится узнать о заботах ваших родителей и знакомых осенью? (выставляются картины).
А какие работы выполняются в садах и огородах? (деревья белят, проливают водой. А еще собирают урожай яблок, груш, картофеля, моркови, капусты).
А чтобы урожай сохранился, что делают? (убирают в погреб, картофель. морковь, капусту; сушат; солят; варят варенье, компоты.)
Воспитатель: Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Чтобы все дары сохранить нужно их переработать: законсервировать. Засушить, сварить.
Ну а мы с вами как трудились осенью? (мы убирали листья на участке, чтобы помочь дяде Саше, нашему дворнику).
Воспитатель: А сейчас мы приглашаем Незнайку поиграть с нами.
У вас на столе лежат карандаши и листочки с заданиями. Нужно обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы едим вершки (листья, зелень). А красным цветом те овощи, у которых мы съедаем и то и другое.
Воспитатель: Молодцы! Каждый постарался на славу.
Незнайка, тебе понравилось? Как ты думаешь, мы ничего не упустили? Чьи ртветы тебе понравились больше? Почему?
Ответы Незнайки.
Воспитатель: Спасибо, что пришел к нам. Приходи еще к нам в гости! До свидания!
Дети: До свидания.