Дидич Елена
Конспект занятия в подготовительной к школе группе (6–7 лет) компенсирующей направленности с ТНР на тему «Зимний городок»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
• Речевое развитие (развитие речи).
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие (мир природы, мир человека).
• Физическое развитие
Виды детской деятельности:
Образовательная область Виды детской деятельности
Речевое развитие Игровая
Познавательное развитие (мир природы, мир человека).
Игровая
Социально-коммуникативное развитие
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками)
Физическое развитие
Игровая
Двигательная
Формы работы с детьми:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе (6–7 лет) компенсирующей направленности с ТНР на тему „Зимний городок“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Игровая Игровые ситуации
Обсуждение
Игровые упражнения
Коммуникативная
Ситуативный разговор
Отгадывание загадок
Постановка вопросов
Словесные игры
Двигательная Путешествие
Формы организации детей: групповая
Цель: Применение и закрепление детьми ранее полученных знаний.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимующих птицах.
Упражнять в составлении предложений.
Развивать звукослоговую структуру слова.
Расширять и активизировать словарь.
Коррекционные:
Закреплять четкое произношение ранее изученных звуков.
Развивать у детей слуховое и речевое внимание, общую моторику, артикуляционные движения, фонематическое восприятие.
Развивать правильную воздушную струю при длительном выдохе.
Развивать речевые и мимические движения, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: снежинка, веревка, следы птиц, кормушки, корм для птиц (семечки, крупа, деревья (лес, медведь (в берлоге, речка, «зимний городок» (ворота, снежинки, замок, снежки.
Раздаточный: шапочки (птицы, схемы предложений, ключи (звуковой анализ слов ЗИМА).
Словарная работа: закреплять в речи детей зимующих птиц, их питание.
Индивидуальная работа: активизировать на занятии Лену, упражнять в произношении звука «ш» Ваню.
Методические приемы: игровой, наглядно-действенный (демонстрация, иллюстрация, словесный (беседа, практический.
Ход занятия.
I. Игровая мотивация
Дети заходят в группу. Встают в круг.
- Ребята, какое сейчас время года. (Зима).
- Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль).
- А вы любите зиму?
II. Объявление темы занятия.
- Какой праздник бывает зимой, и он был совсем недавно. Да, ребята, недавно был праздник «Новый год» и Зимушка-зима из зимнего городка хотела вам принести новогодние сюрпризы. Она отправила нам письмо, написанное на снежинке, в котором рассказывалось, где её можно разыскать, но, к сожалению, во время пути снежинка разлетелась, и ко мне попала только частичка. На ней написано размытыми буквами, что проказница вьюга закрыла ворота зимнего городка.
- Нам нужно найти частички снежинки, по которым мы сможем разыскать «Зимний городок».
- А пойдет с нами тот, кто назовет слово, которое начинается с первого звука вашего имени. (А, И, С, К и т. д.)
- Молодцы, правильно выполнили задание, нам нужно отправляться в путь.
- Нас в дороге ждет много неожиданностей, интересного. Давайте возьмем угощения, может быть мы встретим кого-нибудь из животных или птиц. Ведь им сейчас очень холодно, и трудно найти себе пищу. Да и мы с вами немного подкрепимся.
-Ребята, что это? (клюковка). Для чего она нужна? (Чтобы подготовить горлышко к холодному воздуху).
- Ну что, в путь. На снежинке указано, что нам нужно идти прямо, никуда не сворачивая. Следующая частичка снежинки находится на участке, около детского сада. Чтобы выйти из детского сада на улицу, нам нужно тепло одеться. В чем мы пойдем на улицу. (Дети имитируют движения: одевание, помогают друг другу завязывать шарфы, надевают валенки, возьмем бинокли).
- Прежде чем отправиться, вспомним, как надо правильно дышать морозным воздухом. Дышать нужно через нос (объясняют почему). Можно есть снег? Почему?
III. На участке. Закрепление знаний о птицах. Работа над слоговой структурой.
- Впереди нас ждет «Тропинка Загадок».
- Посмотрим в бинокли и увидим, где она находится.
- Идем аккуратно – «след в след», чтобы не провалиться в сугробе (руки на поясе).
Дети идут по следам по узенькой тропинке, на которой видны следы птиц.
- Ребята, что вы видите на тропинке? (Следы).
- Как вы думаете, чьи это следы? (Птичьи).
- Правильно – это птичьи следы. Сейчас я загадаю вам загадки про птиц, а вы угадайте, как они называются?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Даже кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей).
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел)
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)
Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать вам новость хочет? (Сорока)
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (Клест)
Дети разгадывают загадки, им на шею надеваются шапочки с картинкой той птицы, которую они разгадали.
- Ребята, как одним словом назвать этих птиц? (Зимующие).
- Птицы зимой селятся поближе к людям. Как вы думаете почему? (Проще найти корм, люди подкармливают птиц)
- Чем можно покормить птиц зимой (Семенами, хлебом, зерном, кусочками сала).
- Куда мы кладем корм для птиц (В кормушку).
- Ребята, посмотрите, на дереве тоже висят кормушки, давайте насыплем в них угощение, которое мы взяли.
Дети по парам берут из корзинки корм, кладут в кормушки.
- Ребята, нашим птицам тесно будет в одной кормушке питаться, насыплем корм во все кормушки. Посмотрите, одинаковые кормушки или разные? (Разные) Чем они отличаются? (У одной кормушки одно окошечко, у другой – два, у третьей – три).
- Те птицы, у которых в слове один слог, будут питаться в первой кормушке, с двумя слогами – во второй кормушке, с тремя – в третьей. Давайте поможем птицам занять свои места. (Дети определяют слоги в словах и расселяют птиц по кормушкам).
- Молодцы, справились с заданием, а вот и вторая частичка снежинки (Показывается часть снежинки, которая лежит под деревом (укрытая ватой).
- На снежинке написано: Идите прямо по тропинке, никуда не сворачивая, вы придете в лес и там вы найдете еще одну частичку снежинки. Ребята, нам нужно спешить дальше. Мы сейчас отправляемся в лес.
- Посмотрели в бинокли – куда нам надо идти? (Прямо в лес)
- Ребята, все тропинки замело снегом, намело сугробы. Чтобы снег не попал в валенки, и мы не замерзли, не заболели, а были сильными, пойдем высоко поднимая ноги, спинки прямые. (Идут, поднимая ноги).
IV. В лесу.
1. Развитие фонематического слуха, артикуляционных движений.
- Вот мы и оказались в лесу. (дети усаживаются на полянке, на пеньки. Обращается внимание на осанку).
- Подул легкий ветерок и у нас сразу засвистело над ушками. Как свистит легкий ветерок? С-с-с-с-с-с
- Ветер окреп и подул сильнее, в вышине сразу зашумели деревья. Как они зашумели? Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
- Звонко зазвенели сосульки на веточках деревьев, как они звенят? Дз-дз-дзынь, дз-дз-дзынь.
- А вот перелетает с ветки на ветку синичка и весело цокает! Как она цокает? Ц-ц-ц-ц-ц-ц.
- А вот и проворная белочка. Прыгает с ветки на ветку, взобралась высоко и щелкает орешки. (Лошадка).
- А под деревом – ой, что же это может быть. Вы не знаете? Давайте заглянем и посмотрим что же это может быть? Да, это берлога медведя. Что он делает? (спит).
2. Развитие мимических движений.
- Когда мы заглядывали в берлогу, вместе с нами в берлогу заглянула и проказница вьюга, которая очень захотела разбудить медведя. Решила она сесть медведю на язычок, но он стиснул зубы, сделал губы трубочной и стал ими дергать вправо-влево; влево-вправо. Как задвигал губами медведь? (Показывают). Решила вьюга пощекотать мишке щечки. Но он стал надувать их так сильно, что вьюга не смогла разбудить медведя. «Дай-ка, - думает вьюга, - я покатаюсь на лбу у медведя, может, тогда его разбужу». Но не тут-то было, сердито задвигал медведь бровями во сне: вверх-вниз, вверх-вниз. (Показывают). Вьюга покаталась на бровях у медведя, но он так и не проснулся. Тогда решила вьюга открыть берлогу, раздвинула она ветки; в берлоге стало светло от дневного света. Но мишка еще сильней зажмурился, сморщил свой носик. Покажите, как зажмурился и сморщил носик медведь. Вьюге-проказнице так и не удалось разбудить медведя. Как вы, думаете, ребята, почему не проснулся медведь? (он впадает в спячку и спит до самой весны).
- Ребята, давайте оставим угощение для медведя. Что же любит медведь? (мед). Когда он проснется, то будет рад такому лакомству. А белочку чем мы можем угостить? (шишками, орехами).
VI. На речке. Составление предложений по схеме.
- Ребята, посмотрите, что я нашла. Ведь это же частичка нашей снежинки. В ней говорится: «Ребята, вам нужно выйти из леса и пойти вправо. На пути вам попадется…». Опять оборвалось письмо Зимушки-зимы. Посмотрите ребята в свои бинокли, куда нам идти? (Направо, к речке).
- Подошли к речке. Чем покрыта речка зимой? (льдом). Чтобы ее перейти, надо каждому из вас пройти по своему мостику. Но мостик не простой. На нем что-то написано. На что похоже (на схему предложения). Вот вам задание: каждому надо составить предложение о зиме по схеме, после этого вы сможете перейти речку. (Составляют «зимнее» предложение и переходят по мостикам речку). Молодцы, вы хорошо справились с заданием, а вот и следующая частичка снежинки.
- На частичке снежинки указано, что дальше нам нужно идти влево, но где находится зимний городок, ничего не сказано. Посмотрим в наши волшебные бинокли и отправляемся дальше. Поправим наши шарфики, завяжем их покрепче.
- Стало холодно, подул сильный ветер нам в лицо. Давайте повернемся спиной к ветру и пойдем.
VII. В «Зимнем городке». Звуковой анализ слова «Зима»
- Вот мы и пришли к зимнему городку.
Перед воротами лежит частичка снежинки.
- Еще одна часть снежинки. На ней написано: «Чтобы попасть в зимний городок, нам нужно открыть ворота».
- Ребята, чем мы сможем открыть ворота? (Ключом).
- На снежинке написано: «Подойдет только тот ключ, где спрятано слово «ЗИМА»
- Посмотрите, сколько здесь ключей, выберите тот ключ, с помощью которого мы откроем ворота и попадем в городок.
Перед детьми несколько ключей, выбирают тот ключ, который соответствует слову ЗИМА.
- Почему вы выбрали именно этот ключ. (Первый звук в слове ЗИМА согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом, второй-гласный, красный, третий – согласный твердый, обозначается синим цветом, последний звук в слове ЗИМА – а: это гласный звук, он обозначается красным цветом).
- Вот, ребята, мы с вами и пришли в зимний городок. Давайте попробуем собрать из частичек одну снежинку.
- Теперь мы с вами сможем открыть ворота зимнего городка. Посмотрите, ворота все покрыты снежинками. Давайте наберем воздуха побольше в грудь, выдохнем на снежинки, чтобы они разлетелись и быстро пройдем в городок, чтобы снежинки нас не заморозили.
VIII. Игра в снежки.
- Ребята, посмотрите, в какой зимний городок мы пришли с вами. А какие зимние забавы вы знаете? (Можно кататься с горки, лепить снежную бабу, кататься на санках, коньках, лыжах и. т. д.)
- Ребята, вы, наверное, немного замерзли. Давайте согреемся и поиграем в «снежки».
- Молодцы, хорошо поиграли, подняли себе настроение, стали сильными, здоровыми. Покажите, какие вы силачи. Пора нам возвращаться в детский сад. Встанем на лыжи, возьмем мешок с сюрпризами от Зимушки-зимы и пойдем за мной. Идем на лыжах, спинки у всех прямые, головки подняли, идем улыбаемся.
IV. Итог занятия.
Подходим к выходу, садимся на стульчики.
- Вот и закончилось наше путешествие в «Зимний городок». Что вам запомнилось больше всего на занятии. (Ответы).
Детям раздаются сладкие снежки.