Светлана Рощина
Конспект занятия в подготовительной группе «Животные зимой»
▼ Скачать
Конспект занятия в подготовительной группе "Животные зимой"
Цели: 1. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
1. Продолжать знакомить с особенностями приспособления животных к среде обитания в зимний период.
2. Подводить к пониманию того, что человек может помочь животным пережить холодную зиму.
3. Создать условия для развития связной речи, внимания, обогащения и активизации словаря.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Животные зимой“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
4. Создать условия для расширения знаний детей о диких животных и их детенышах, их повадках и образе жизни.
5. Создать условия для самостоятельности и инициативы,формулирования и аргументирования собственного мнения.
Материалы и оборудование:
- вырезанные из белого картона силуэты животных;
- письма;
- музыкальное сопровождение;
-простые карандаши;
- листы с изображением животных и их жилищ.
Ход занятия.
Дети заходят в группу.
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Что нужно сделать? Поздороваться.
-Здравствуйте.
Дети становятся в круг.
Воспитатель.
-Ребята, скажите какое у вас сегодня настроение? А как его можно сделать еще лучше? (Дети высказывают своё мнение) Ребята давайте улыбнемся друг другу и возьмемся за руки, чтобы передать тепло наших рук.
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
(садятся на стулья)
Воспитатель.
-Ребята, нам сегодня пришло письмо. (читает) Вот послушайте:
«Срочно приходите,
Срочно помогите!
Мы готовились к зиме
И вот в этой суете
Нас волшебник напугал,
Всех он нас заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Где нам жить и что нам есть.
Выручайте, приходите
И нам срочно помогите!»
Жители леса.
Ребята, как вы считаете, мы можем чем-то помочь жителям леса?
-А что для этого мы можем сделать (Надо попасть в лес и посмотреть, что же там случилось.) Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, какие животные живут в лесу? (лиса, волк, медведь, лось, заяц, белка)
- Скажите, как называют их, животных, которые живут в лесу (дикие)
А как вы думаете, почему их так называют (они живут в лесу и сами добывают себе пищу)
-Ребята, вы готовы попасть в лес? Я скажу волшебные слова, а вы закройте глаза.
-Вокруг себя повернись и в лесу очутись! Открывайте глазки. (Картинка)
Посмотрите, какой красивый лес! А какой чистый воздух.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
Давайте
подышим морозным, лесным воздухом. (Дыхательная гимнастика под
музыку.)
(По группе разложены силуэты животных)
-Ребята, посмотрите вокруг, может увидите или найдете заколдованных животных?
Д/и «Отгадай животное по очертанию»- дети находят силуэты животных и называют их. Вешают на мольберт.
(Дети садятся на стулья)
-Присядем и подумаем, как помочь зверям вспомнить себя.
(Рассуждения детей)
-Раз они забыли всё про себя, может надо напомнить им кто они такие и рассказать про них.
Я буду загадывать вам загадки про этих животных, а вы должны их отгадать. Не забываем, что загадку нужно дослушать до конца.
- Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(белка)
Молодцы, угадали. А теперь Арина нам расскажет всё, что она знает про белочку.
Ребё нок: Белочка не боится зимы. У неё очень тёплая шубка. Зимой она серенькая, а к лету станет рыжая. Она ловко прыгает по веткам. Белки едят ягоды, фрукты, орехи, грибы, могут питаться насекомыми, яйцами птиц. На зиму белка делает запасы, складывает в дупла, гнезда, под корой. Зимой она свои запасы ищет, но не всегда находит. Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
А вот и белочка! Ариша, найди её силуэт. Накрывает силуэт на доске животным.
Следующее животное
- Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся?.
(зайка)
Про зайца нам расскажет Илюша.
Илья. Заяц меняет шубку два раза в год. Летом он серый, зимой – белый. Это для того, чтобы быть незаметнее для хищников. Заяц питаются корой деревьев и кустарников. У него очень много врагов: волки, рыси, лисицы, совы. Но нелегко догнать зайца. От врагов его спасают чуткие уши, быстрые ноги, косые глаза. Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если враг его догонит, он будет отбиваться лапами и кусаться.
Илюша, найди силуэт зайца.
Следующая загадка:
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает (Лиса)
Настя, расскажи нам, что ты знаешь о лисе?
Ребенок. Лиса – хищница, она очень хитрая, у нее пушистая рыжая шерстка и длинный хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Залезает в любую нору в лесу и там живет. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой. Лиса, так же как и волк, всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи.
Этим они приносят большую пользу.
-В сказках он — всeгда злодей,
Нападает на людей
И в козлятах знает толк —
Ненасытный серый.
Коля, А ты можешь рассказать нам о волке?
Ребё нок: Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются - логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных и поэтому их называют санитарами леса. Волк может за раз съесть до 10 кг мяса. Эти животные очень выносливые и без еды могут обходиться более двух недель.
-Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берёт.
Грозно может зареветь
Косолапый зверь….
(медведь)
Дима, расскажи нам, что ты знаешь про медведя.
Ребенок: Медведь самый крупный хищник. Его высота может достигать 3 метров. Летом он хорошо питается, любит мёд, ягоды, грибы, рыбу. Накапливает жир, потом устраивает себе берлогу, устилает ее сухим мхом и листьями. Спит в ней до самой весны. Если нечаянно потревожить медведя во время зимней спячки, он будет бродить по лесу очень злой. Такого медведя называют шатун.
После каждого раздавать готовые картинки, дети раскладывают на силуэты.
Чтобы не замерзнуть в лесу. теперь, ребята, давайте разомнёмся,
Физминутка
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте.)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.)
-Молодцы ребята. Помогли животным вспомнить как они выглядят, чем питаются. Но животные говорили, что не знают, где они живут. Давайте поможем животным найти свой домик. У каждого лист с изображением зверей и их жилища.
Посмотрите на картинку и соедините карандашом кто, где живет.
Потом спросить выборочно.
-Где живет медведь? – в берлоге
-Где живет волк?- в логове
-где живет белка? –в дупле
-где живет заяц? - под кустом
-где живет лиса?- норе
-Ребята волшебник не только перепутал жилища животных, но и распугал их детенышей.
Давайте вернем детенышей родителям.
«Найди маму»
Возьмите по детенышу и найдите его маму. Что это за зверь? А как называется его детёныш (на местах у себя на листке)
- Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?
- Почему плохо? Почему хорошо?
Воспитатель
Ребята, а кому мы в детском саду помогаем зимой. Скажите, как мы помогаем птицам? Чем можно их кормить?
Ребята, я предлагаю оставить зверям угощение. На столе лежат: морковь, капуста, кость, рыба, орехи, шишки, сено, соль. Дети по очереди подходят,слаживают угощенья в корзину, говорят кому. На столе остаётся соль.
Дело в том, что соль полезна для живых организмов, в частности млекопитающих. В ее составе есть ценные элементы. Это натрий, кальций, хлор, фосфор. Они необходимы для крепкого здоровья и правильно обмена веществ.
Положить соль, спросить у детейдля кого это угощение.
Сегодня я хочу рассказать вам ещё об одном обитателе леса – лосе. (вешает на доску фото лося)
Лося легко узнать по длинным ногам, горбоносой морде. Он самый крупный представитель семейства оленевых. Ростом он выше человека. Огромные рога есть только у самцов. Лоси живут в лесах. Питается как травой, так и ветками деревьев, зимой поедает хвою деревьев, грызёт древесную кору, тонкие ветки. Лось неприхотлив в еде. Но пищи ему требуется довольно много. Зима - сложный период в жизни лося. Пищи ему в этот период сильно не хватает, передвигаться в поисках еды по снегу зверю тяжело. Он бродит вдоль проторенных тропинок, экономит силы, большую часть времени проводя в лежке. Несмотря на свои размеры, двигается он легко и бесшумно. В сильные морозы лоси зарываются в рыхлый снег.
Лоси не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Положим сено и соль для лося.
А для чего лосю есть соль? Дело в том, что соль полезна для живых организмов, в частности млекопитающих. В ее составе есть ценные элементы. Это натрий, кальций, хлор, фосфор. Они необходимы для крепкого здоровья и правильно обмена веществ.
Ну вот, ребята, животным мы помогли и нам пора возвращаться домой. Становимся в круг и я произношу волшебные слова.
-Вокруг себя повернись и дома очутись.
Рефлексия. Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что там случилось? Кому мы помогли?
Вам понравилось путешествие? Какой праздник мы ждем? Давайте украсим нашу елочку смайликами (на выбор грустный или веселый)
«Ёлочка настроения»своё настроение и прикрепляют на ёлочку.