Ахмадеева Светлана
Конспект занятия в подготовительной группе «Заповедники Кузбасса»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Яйский детский сад «Солнышко»
Конспект образовательной деятельности в подготовительной
к школе группе на тему «Заповедники Кузбасса»
Конспект составил : воспитатель Ахмадеева С. Н
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Заповедники Кузбасса“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Природа Кузбасса: животные, растения
- Темочки
Цель: Формирование представлений о роли человека в охраняемых территориях в сохранении природы Кузбасса.
Задачи:
1. Закрепление представлений о заповедниках и национальных паках;
2. Развитие связной речи, мышления, умения устанавливать причинно- следственные связи, обогащение словарного запаса;
3. воспитание патриотических чувств, бережного, ответственного отношения к природе и её объектам.
Предварительная работа: Беседы с детьми о национальных парках, заповедниках Кузбасса, просмотр презентаций «растительный и животный мир Кузбасса», «Красная Книга Кузбасса».
Оборудование: Мультимедия, проектор, следы животных, кочки, пеньки, фотоаппарат, карандаши, детские блокноты, детские рюкзаки,аудиозаписи «Шум водопада». Слайды с изображением: достопримечательностями Кузнецкого Алатау (растения, деревья); достопримечательности национального парка Шорский, Азасская пещера, дидактические игры: «Угадай животного по следу», «Угадай профессию», «Узнай дерево по его описанию», достопримечательности Томской писаницы, животные, загадки о животных.
Ход:
Воспитатель: добрый день уважаемые коллеги, я очень рада видеть вас на очередном заседании клуба «Почемучки». На предыдущем заседании мы с вами совершали экспедицию в горы,были вулканологами. А сегодня я вам предлагаю побывать зоологами. Как вы думаете, кто такие зоологи? (ответы детей).
Воспитатель: Верно это люди, которые занимаются изучением животных, изучают их жизнь, среду обитания и охраной редких пород и видов.
Воспитатель: А как вы думаете, как человек может охранять природу, животных, растений? (ответы детей)
Воспитатель: Вы правы, человек создает охраняемые места, их так и называют «Заповедники». В нашей стране очень много таких охраняемых мест и даже в нашей Кемеровской области то же есть заповедники. Вы когда ни будь, были в таких местах? (ответы детей).
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в путешествие по заповедным местам Кузбасса. Но мы не просто путешественники, а ещё и зоологи, будем изучать, наблюдать, поэтому как, вы думаете, что нам нужно взять с собой? ( ответы детей: блокноты, фотоаппарат, компас, аптечку, карту). Верно, все это нам пригодиться. Собирайте свои рюкзаки и в путь.
Воспитатель: Где- то туту меня была карта Кузбасса. Ой её кто то порвал. Что, же теперь делать? ( ответы детей: склеить).Давайте её соберем и склеим. Ну вот наша карта и готова. Оправляемся в путь.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения во время похода:
-Идем строго друг за другом,
- Если кто, то отстал нужно подождать,
- В лесу не шумим, нечего не ломаем.
Ну вот и пора в путь.
Воспитатель: Ребята смотрите перед нами непроходимое болото. Его можно перейти строго по этим кочкам, идти нужно след в след строго за мной. Что все переправились? (ответы детей).
Воспитатель: Смотрите ребята, какие красивые горы, это заповедник называется Кузнецкий Алатау. Давайте посмотрим, чем же богаты эти места. Самая главная достопримечательность Кузнецкого Алатау это – Поднебесные Зубья. (показ слайда). Это самые высокие горы в Кузбассе. Среди этих гор протекают три реки. Горы представляют собой хребет, отдельные его вершины достигают огромной высоты.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему эти горы называют Поднебесные зубья? (ответы детей). Правильно ребята. Они действительно похожи на зубья, царапающие облака и самые высокие из них вершины называют : Старая крепость, Верхний Зуб, Большой Зуб. Здесь очень красиво. На склонах этих гор очень много растений, деревьев, в том числе и редких. Давайте с вами посмотрим, может быть некоторые из них нам знакомы. Проводится дидактическая игра «Узнай дерево».
Воспитатель: Ребята вы знаете как называются эти оранжевые цветы? (показ слайда (ответы детей).Этот цветок называется альпийский мак (показ слайда, а что это за ягода (ответы детей черника). Посмотрите, как много деревьев растет у подножья гор (показ слайда,какие это деревья? (хвойные). Правильно – здесь есть и сосна и кедр и пихта. Посмотрите, какие красивые камни у подножья гор. Это скалистые камни называют курумники. В горах очень красиво, зимой очень много снега, поэтому на Поднебесных зубьях всегда очень много туристов, зимой они катаются на лыжах, летом просто путешествуют, любуются природой, сплавляются по горным рекам. Я вам предлагаю сделать не большие зарисовки в ваших блокнотах и отправиться дальше.
Воспитатель: Смотрите ребята,путь нам перегорожен тропой из пней. Нужно идти высоко поднимать ноги, чтобы не травмироваться. Молодцы все прошли. Смотрите, какая красивая поляна здесь можно отдохнуть, присаживайтесь, снимайте с плеч рюкзаки.
Воспитатель: Слышите шум воды? (звучит аудиозапись шума водопада).Это шумит водопад, а находимся мы с вами в национальном парке Шорский. Этот водопад называется «Сага», он самый большой водопад в Горной Шории. Высота этого водопада 15 метров, вода впадает в маленькое студеное озеро. Хотите ощутить прохладу этого озера, подойдите поближе к краю и опустите руки в воду (дети вместе с воспитателем осторожно подходят к краю воды и пускают руки в воду, какая чистя, призрачная вода можно даже увидеть дно и маленьких рыбок.
Воспитатель: Национальный парк Шорский, ещё богат и пещерами, смотрите перед нами пещера (показ слайда, можете подойти поближе и зарисовать или сфотографировать (пока дети зарисовывают, воспитатель рассказывает). Мы с вами попали в Азасскую пещеру - одно из самых удивительных и загадочных мест в Кузбассе. Находиться она в Таштагольском районе, в скале на берегу реки Азасс. Это самая глубокая пещера, для изучения этой пещеры были проведены экспедиции ученые установили, что в этой пещере могут жить йети- снежный человек.
- А как вы думаете, какой он - снежный человек (ответы детей). Говорят, ято он очень лохматый и целых три метра высотой. Азасская пещера – его дом, в ней он скрывается от людей.
Воспитатель: - Ну что же в пещере побывали, пора и дальше, вы случайно не устали? Давайте отдохнем. Вставайте в круг, беритесь за руки.
Физкультминутка
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли, (идут друг за другом)
Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками (встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели (поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали, («машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла. (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу на носочках)
И скакали по оврагам. (прыжки на двух ногах)
Мы скакали, мы играли
И несколько не устали. (идут друг за другом, останавливаются и гладят ноги).
Воспитатель: Смотрите ребята пока мы с вами играли здесь кто –то побывал. Как вы думаете чьи это следы? (ответы детей).
Проводится дидактическая игра «Угадай животного по следу».
Воспитатель: Молодцы всех животных отгадали. А давайте пойдем по следу. (дети друг за другом идут по следам).
Воспитатель: Ребята смотрите, куда мы с вами попали? (ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами находимся в музее- заповеднике «Томская писаница» (показ слайда). Как вы думаете, что значит музей- заповедник, что такое заповедник мы с вами знаем, а что, значит музей ( ответы детей: место где хранятся старые вещи, различные экспонаты).
Воспитатель: Абсолютно верно. Свое название Томская писаница получила из- за того, что находится на берегу реки Томь, а на скалах сохранились следы древней письменности (показ слайда). Посмотрите внимательно на эти наскальные рисунки, что на них изображено? Как вы думаете, при помощи чего древние люди рисовали на скалах? (ответы детей).
Воспитатель: - Да, ребята, изображения выполнялись при помощи палок, камней, древних металлических инструментов. Их выбивали,прорезали, пришлифовывали люди прямо на скалах.
Воспитатель: Природа музея- заповедника очень разнообразна, давайте посмотрим (показ слайда). На территории заповедника много трав, кустарников, которые занесены в красную книгу, что это значит (ответы детей).Посмотрите, а эти растения вам знакомы? Это папоротник орляк и лилия кудреватая. На территории заповедника большую площадь занимают сосновые леса.
Ещё в Томской писанице есть единственный зоопарк в Кузбассе. Как вы думаете какие животные в нем есть? На этот вопрос нам помогут отгадки на следующие загадки, слушайте внимательно.
1. Ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув высоко? (лось)
2. Зимой спит, а летом улья ворошит? (медведь)
3. Чутко спит большая кошка, уши в кисточках- сережках, ей не скажешь слово брысь, потому что это? (рысь)
4. На овчарку он похож, что ни зуб- то острый нож! Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть? (волк)
5. У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода кора? (заяц)
6. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, в сарай попала,кур пересчитала? (лиса).
Воспитатель: Молодцы ребята всех животных отгадали. Именно этих животных можно встретить в местах заповедника. А ещё здесь обитают косули, соболь, глухари, козы, белка, тетерев, рябчики и множество других мелких зверьков и птиц (показ слайдов этих животных).
Воспитатель: - Ребята скажите, а как вы думаете, какую пользу человек приносит этим животным в заповеднике? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно вы совершенно правы, работники заповедника ухаживают, кормят и иногда даже лечат ведь в заповедник чаще всего животное попадает раненное, пострадавшее от рук браконьеров, а вы знаете кто такие браконьеры? ( ответы детей: это люди не законно убивают животных или вырубают леса).
Воспитатель: все верно, а как вы думаете, какие профессии можно встретить в заповеднике? Дидактическая игра «Назови профессию». Молодцы все профессии вы назвали.
Воспитатель: А ещё ребята в Томской писанице находиться резиденция сибирского деда мороза. Каждый желающий может посетить её, встретиться с дедом морозом.
Воспитатель: - Ну вот ребята, мы с вами и побывали в заповедниках нашего Кузбасса. И нам пора возвращаться. Но на прощанье мне бы хотелось прочесть это стихотворение И. Мазнин :
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как травы с лугом.
Как ветер- с морем.
Поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам
Как самым верным своим друзьям.
Давайте, люди,
Беречь планету-
Во всей Вселенной
На всех одна.
Что будет делать
Без нас она?
Воспитатель: На этом наше путешествие подошло к концу, возвращаемся тем же путем, через болота, пеньки, через лес.
Воспитатель: Вот мы и вернулись с вами. Ребята мы ведь не просто так ходили, а наблюдали, рассматривали, изучали. Я предлагаю вам создать книгу» Заповедники Кузбасса», в которой можно разместить ваши фото, рисунки, которые вы делали п ходе нашего путешествия, а книгу эту мы поместим в музей нашего сада и каждый раз будем её пополнять новыми рисунками, фотографиями. Вы согласны?
Воспитатель: Тогда рассаживайтесь за столы, дети вместе с воспитателем изготавливают книгу.