Лариса Анатольевна Воронова
Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебница соль»
▼ Скачать +Заказ
МБОУ «Паутовская СОШ» Петропавловского района Алтайского края, структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Конспект занятия по теме «Волшебница – соль»
(Экспериментальная и познавательно -исследовательская деятельность для подготовительной группы).
Составила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Воронова Л. А.
с. Паутово, IV квартал 2022г.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Волшебница соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Схема конспекта занятия
Образовательные области: познавательное развитие
Возрастная группа : подготовительная
Тема занятия : «Волшебница – соль»
Цель: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка подготовительного дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Цель эксперимента: Закрепление представления детей о свойствах соли и о разных ее состояниях, встречающихся в природе и в жизни.
Образовательные задачи:
-Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
-Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.
- Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека.
Развивающие задачи:
-Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
-Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
-Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
-Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
-Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.
-Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкальная.
Планируемые результаты:
-дети узнают разные виды соли, где можно использовать соль (кроме пищи) и будут делиться своими знаниями с другими;
-у ребят будет совершенствоваться умение проводить опыты, отбирать необходимые материалы, определять последовательность действий, радоваться процессу и результату;
-появится интерес к использованию соли в продуктивной деятельности;
-будут иметь простейшие представления о свойствах соли, её применении.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал: презентация по теме, видеофрагмент.
Раздаточный материал: стаканчики и тарелочки с солью разного вида, бокалы с питьевой водой, ложки, яйцо, прозрачные ёмкости, клей, заготовки из картона (звёзды, салфетки.
1. Организационный момент
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
-Здравствуйте!
-Здравствуйте!
- Соль.
- О соли.
- Ответы детей
- Ответы детей: да, видели.
Цель: Мотивировать детей на развитие познавательного интереса.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лариса Анатольевна. Ребята у меня сегодня хорошее настроение и я хочу с вами им поделиться.
Ребята, давайте за руки возьмемся, В круг скорее соберемся.
«Ходит солнышко по кругу, Дарит деточкам свой свет, А со светом к нам приходит, Дружбы пламенный «привет».
К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- А теперь, ребята, передайте своё хорошее настроение гостям и улыбнитесь им.
Я к вам пришла из страны «Науколандия» принесла с собой много знаний и экспериментов. Отгадав загадку, вы узнаете, с каким веществом мы сегодня с вами познакомимся!
Постановка проблемного вопроса
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.
И становится вся пища несъедобной вдруг,
Если в ранку попадает - испытаешь боль,
Вы, конечно, догадались, ну конечно это…
- Ребята, вы догадались, о чем идет речь?
- Теперь я вам расскажу немного о соли!
Ребята, может кто-то знает, откуда берется соль?
Соль добывается разными способами, посмотрите на картинку
. Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали вручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время соль добывают с помощью специальных комбайнов.
- Соль просто необходима человеку, в любом органе человека, так же как и в крови, слезах содержится соль. Соль одна из самых распространенных специй, которая усиливает вкус блюда. Без нее вся наша еда была бы безвкусной и пресной. Соль также нужна и для консервирования блюд, для того чтобы овощи хранились очень долго. Вы видели, как мама солит? Много соли она добавляет?
Соль просто необходима для жизни человека ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания.
А когда у вас болит горло?
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите как красиво в этой комнате, она вся состоит из соли.
А сейчас мы с вами отправимся в лабораторию проводить опыты.
2. Основной момент
Дети встают в круг.
В случае затруднения с ответом воспитатель помогает детям.
Демонстрация картинки.
Демонстрация видеофрагмента.
Проходят в лабораторию.
-У морской соли более крупные частицы.
- Ответы детей.
- Соль может растворить лед.
- Белая.
- На кристаллы.
- Запах не имеет.
- Да. Она соленая.
- Соль сыпучая.
- Соль белая, соленая, не имеет запаха, сыпучая.
- Вода.
- Воду.
- Вкус не имеет.
- Соль исчезла, растворилась.
- Вода стала соленой.
- Была без вкуса.
- Соль сделала воду соленой.
- Куриные яйца.
- Банки с водой.
- У меня яйцо утонуло, а у меня нет.
- В соленой.
- Она белая, без запаха, имеет вкус, растворяется в воде, делает воду плотной и соленой. - Прежде чем нам начать эксперименты, давайте повторим
правила, которые нужно соблюдать в лаборатории. Подойдите поближе, перед вами картинки, изображающие, что можно делать во время эксперимента, а что нельзя!
Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам!
Опыт 1:
Давайте рассмотрим соль, перед вами поваренная, морская и каменная соль. Рассмотрите,чем они отличаются и чем похожи.
Морскую соль используют как косметическое средство. Может быть у кого - то дома есть такая соль.
- Что вы с ней делаете? .
- Правильно, ее добавляют в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.
- Ребята, а еще соль незаменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдце лежат кусочки льда, посыплем их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.
Вывод: свойство соли растворять. И поэтому в гололед пешеходные и проезжие части дорог посыпают солью и лед растапливается.
Отдельно остановимся на поваренной соли!
Перед вами стаканчики с поваренной солью, внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать наше вещество.
Какого цвета соль?
Какую имеет структуру? На что похожи ее частички?
Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли запах соль?
Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой?
Давайте возьмем щепотку соли и пересыпаем ее обратно в баночку! Какая соль?
Сыпучая не сыпучая?
Давайте сделаем вывод, соль она какая?
Опыт 2.
Перед вами стоят стаканчики с жидкостью, предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике.
Так что вы попробовали?
Имеет ли она вкус?
Теперь давайте попробуем растворить соль в воде. Погружаем одну маленькую ложку соли в стакан с водой, и размешиваем! Смотрим, растворилась или нет!
Пробуем на вкус, какой стала вода?
А какой была? Делаем вывод.
Опыт 3:
Скажите, что вы видите перед собой?
Погружаем яйцо в банку и наблюдаем.
Что произошло?
А как вы думаете, в какой воде яйцо не утонуло?
Правильно, соленая вода, более плотная чем пресная, по этому вытолкнула яйцо на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что на в морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас держит на плаву.
Давайте подведем итог, что мы узнали о соли?
А теперь давайте немного отдохнем.
Музыкальная физминутка:
Перед детьми картинки, изображающие действия: кричать, трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать, помогать друг другу, думать, задавать вопросы. Задача воспитанников, что делать можно, а что нельзя. Картинки пробовать, нюхать, трогать окажутся между этими двумя группами, нужно объяснить что не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать.
Дети пробуют воду.
Перед детьми в миске лежат куриные яйца, и стоят 1л банки: 4 с пресной водой, 4 с соленой.
Дети выполняют движения под музыку. (Включение муз. разминки)
- Да.
- Картон, бумага, ножницы, клей.
- Соль.
- Перечисляют все изученные свойства.
- Экспериментировали.
- Ответы детей.
3. Заключительный момент. Рефлексия.
Ребята, любите ли вы аппликацию?
Какие материалы вы используете для создания аппликации?
Сегодня нам с вами поможет соль, что бы выполнить аппликацию. Перед вами заготовки звезд из картона.
Для того что бы выполнить аппликацию необходимо нанести клей на поверхность нашей с вами звезды, а затем засыпать ее солью. Прижмем соль к картону используя салфетку.
Посмотрите, какие прекрасные звезды у нас получились! Теперь мы их сможем прикрепить на небо.
Мы с вами украсили небо, посмотрите, каким звездным оно получилось!
Каждый зажег свою звезду!
Рефлексия:
-Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество мы изучали?
-Какие свойства у этого вещества?
-Чем мы занимались?
-Вам понравилось экспериментировать? Тогда я вам предлагаю, продолжить опыты, я оставлю вам стаканчик с соляным раствором, в нем стоит карандаш, вам нужно поставить его на окно, где часто бывает солнышко и немного подождать и пронаблюдать, что произойдет когда вся вода испариться!
Ну а мне пора в свою страну «Науколандию», спасибо до свидания!
На столе заготовка из ватмана, изображающая небо.