Прохоренко Ольга
Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебная кладовая»
в подготовительной группе «Волшебная кладовая»
Образовательная область: познавательное развитие
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Волшебная кладовая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Цель: знакомство детей со свойствами почвы эмоционально-практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающие у детей вопросы в решении проблемных ситуаций.
Программное содержание:
• Дать детям первоначальное представление о почве, ее составе (песок, глина, перегной, экспериментальным путем установить наличие в ней воды, воздуха, перегноя, примесей песка и глины.
• Познакомить детей с разными видами почв (песчаной, глинистой, дать понятие перегноя.
• Ввести в активный словарь слова «почва», «перегной», «песчаная», «глинистая».
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
• Активизировать мыслительную деятельность детей.
• Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Ход занятия
I. Организационный и сюрпризный моменты
1. Отгадывание загадки и чтение письма от крота, мотивация
Воспитатель: - Ребята, к нам пришло письмо, а вот от кого оно, вы узнаете, отгадав загадку:
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю.
Кто найдет мой длинный ход
Сразу скажет – это … (КРОТ)
- Молодцы, ребята, сразу отгадали загадку. Письмо пришло от крота, а вот и его фотография, послушайте, что он нам пишет:
«Я живу всегда под землей, у меня здесь дом. Есть у меня и кладовка, где я храню свои запасы, она тоже под землей. А земля и почва - одно и тоже? И что такое почва, я не знаю, помогите мне разобраться». Воспитатель: Ребята, поможем кроту? Что же это за вещество - почва? Из чего состоит? Какими свойствами обладает? Попробуем сегодня разобраться.
2. Установка работу в опытной лаборатории
- Отправляемся в нашу лабораторию и проведем разные опыты, чтобы все узнать о почве.
II. Основная часть
1. Предварительные сведения о почве
- У вас на столах есть небольшие емкости с почвой, можете посмотреть, потрогать, понюхать.
- Что такое почва? Для чего нужна почва? На что она похожа? (Ответы детей)
Воспитатель: - Почва бывает разная, она питает и кормит растения, а из чего она состоит, мы узнаем, проведя следующие опыты.
2. Проведение опытов, их анализ и обобщение полученных сведений
1 опыт: в почве есть воздух.
- Ребята, возьмите немного почвы, положите на лист бумаги и посмотрите через лупу. Что вы увидели? Как вы думаете, на что это похоже? С чем можно сравнить? Что может быть в почве?
Воспитатель помогает детям сформулировать наблюдения: через лупу хорошо видны, как ниточки корешки, обломки травинок, листьев, разные песчинки, мелкие соринки.
- А что же еще есть в почве, мы узнаем, если опустим небольшой комочек почвы в стакан с водой.
- Что вы видите? Что стало с почвой? Что появилось на комочке? (На комочке появились пузырьки, побежали вверх). Как вы думаете, что это? Правильно, это воздух,
Делаем вывод: в почве есть что? - воздух.
2 опыт: в почве есть вода.
Воспитатель: - А теперь размешайте почву в воде палочкой и посмотрим, что произойдет. Какая стала вода в стакане? (мутная, грязная) А почему?
(Дети озвучивают то, что наблюдают: мелкие соринки, травинки поднялись наверх, часть земли осела, и вода стала мутной. Ребята, мы немного подождем, пока вода посветлеет, а пока посмотрим, что произойдет с почвой, если ее нагреть.
(Опыт проводит воспитатель, комментируя свои действия с помощью ребят: в небольшую емкость (можно использовать жестяную или стеклянную банку) положим немного почвы и нагреем на спиртовке. Сверху закроем чистым, сухим стеклом).
- Что появилось на стеклышке? Небольшие капельки - оно запотело. Как вы думаете, что это? (Ответы детей)
Воспитатель: - Конечно, вода (небольшие капельки). А откуда она взялась? (из почвы). Расскажите, что сейчас происходило? ( Дети с помощью воспитателя комментируют опыт: «Под действием нагревания вода в почве превратилась в пар, а наше стеклышко преградило пару дорогу, пар осел на стекле, и мы увидели капельки воды».
- Какой же вывод мы можем сделать?
Делаем вывод: в почве есть вода.
3 опыт: в почве есть перегной.
Воспитатель: - Уберем наше стекло и будем смотреть дальше, что произойдет. Что происходит? (идет сероватый дым)
- Чем пахнет почва? (костром, дымом)
- Почему? Да, в почве перегорают те травинки, остатки листьев, что мы видели через лупу и в стакане воды. Как можно назвать содержащиеся в почве травинки, остатки листьев одним словом? Это перегной.
Делаем вывод: в почве есть перегной.
Подбор слов-признаков почвы: воспитатель демонстрирует, а дети описывают почвы разных цветов
- Перегной черного цвета, в одной почве его больше, в другой меньше, поэтому и почвы бывают разного цвета. А если в почве будет больше песка - то какая это будет почва? Она называется песчаная.
- Теперь мы с вами знаем, что в почве есть воздух, вода, перегной.
4 опыт: в почве есть песок и глина.
Воспитатель: - А что еще есть в почве, мы узнаем, проведя следующий опыт. Посмотрите, что стало с водой и почвой в наших стаканах? Какая стала вода? (Ответы детей) Что стало с почвой?
Воспитатель: - Вода стала светлее, а почва осела на дно. Осторожно сольем воду из наших стаканов.
Палочкой возьмите немного вещества, который осел на дне.
- Помните его пальцами, на что он похож, как вы думаете? Правильно, это глина. И в почве, которую вы наблюдаете, больше глины. Значит, какая это почва? (Глинистая).
- А под глиной, на самом дне внизу, вещество другого цвета, давайте и его рассмотрим. Как вы думаете, что это за вещество? На что оно похоже? Это песок, который осел на дно.
Вывод: в почве есть еще песок и глина, значит, почвы бывают песчаные и глинистые.
III. Заключение
1. Анализ работы на занятии
Воспитатель: - Ребята, что нового вы узнали о почве? Какой опыт вам понравился больше всего?
- Теперь мы можем написать кроту письмо и все рассказать о почве. Только как это сделать? Верно, наш рассказ мы можем оформить в виде схем.
2. Зарисовка схем для крота
Дети самостоятельно зарисовывают схемы.
3. Оценка работы детей
-Молодцы, все сегодня хорошо потрудились.
Наведем порядок в нашей научной лаборатории.
До новых открытий.