Екатерина Скороходова
Конспект занятия «Комнатные растения «Фиалка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.
Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.
Создать композицию «Фиалка»
Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.
Публикация «Конспект занятия „Комнатные растения „Фиалка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Фиалка, комнатное растение
- Темочки
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о комнатных растениях.
2. Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.
3. Закрепить навыки работы с акварелью и восковыми карандашами.
4. Совершенствовать умение правильно держать кисть.
Развивающие:
5. Расширять словарный запас детей.
6. Развивать чувство цвета и композиции.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.
Материалы: альбомный лист ФА-4,кисти белка №2, №5, гуашь.
Простой карандаш, салфетка для кисти, баночка с водой, тонкая бумага для оттиска.
Иллюстрации с изображением комнатных растений : бегонии, фиалки, герани, кактусов, орхидеи, алоэ, каланхоэ, глоксинии и др.
Музыкальное сопровождение: песня «Волшебный цветок».
Организационный момент:
- Ребята, вставайте в кружочек мы с вами поиграем «Закончи предложение»
-чашка стоит на ….
-стол стоит у ….
- картина висит на …
-мышка живет в ….
-машина едет по ….
- цветок растет в ….
Ребята сегодня к нам в гости пришли педагоги из других детских садов, давайте мы с ними поздороваемся, пожелаем им здоровья и подарим свою улыбку.
Сегодня мы поговорим с вами о том, а о чем именно подскажет вам загадка.
Загадка:
Воздух очищают
Создают уют
На окнах зеленеют
И зимой цветут.
Дети: Комнатные растения
Воспитатель: Ребята, а зачем людям нужны комнатные растения?
Дети: Это украшение помещения, растения создают уют, очищают воздух, обогащают его кислородом, очищают и увлажняют воздух, положительно влияют на настроение людей,
Воспитатель: да, трудно представить нашу жизнь без цветов, т. к. было бы не красиво и скучно. Вы даже представить себе не можете жизнь без цветов. Ценили их и наши предки. Многие народы издавна проводили праздники в честь цветов. Так древние греки и римляне отмечали праздник гиацинтов и лилий, англичане – незабудок и анютиных глазок, голландцы – тюльпанов. (презентация)
- Мы сегодня поговорим о комнатных растениях, почему же их называют комнатными?
Дети: Потому что растут и цветут эти растения в помещении.
Воспитатель: А у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает? Какие комнатные цветы вы знаете?
(Ответы детей) дать домашнее задание- подготовить рассказ о комнатном растении
Ребята, а вы знаете, у меня дома растет растение Толстянка и оно очень меня удивило. Комнатное растение Толстянка относится к лекарственным растениям, тенелюбивое, не любит частый полив. размножается не только черенками но и листочками. упав листочек в горшок он прирос и начали расти новые побеги. А если опадают листочки, значит в семье кто- то очень болен.
Воспитатель: У нас в детском саду тоже много комнатных цветов. Есть цветы и в вашей группе. Но, ребята, чтобы комнатные растения приносили нам столько пользы, были красивыми и хорошо цвели, что для этого нужно?
Дети: за ними необходимо ухаживать.
Кто знает, как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Дети: их нужно поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки от пыли, мыть, обрывать сухие листья, совершенно верно, но и для благоприятного роста им нужна любовь и с ними нужно разговаривать.
Воспитатель: Как вы думаете, растения относятся к живой или неживой природе?
Дети: к живой природе.
Да, растения живые, так как они дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, пьют, растут.
Поэтому за растениями надо ухаживать.
Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.
Воспитатель: Ребята, а какой водой нужно поливать растения?
Дети: Талой, комнатной температуры.
Воспитатель: Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова.
Воспитатель: Знаете ли вы, что есть растения лекари, их называют домашним доктором.
Это растение алоэ, и каланхоэ. Возьми листик алоэ, выдави из него сок и закапай в нос - сразу чихать перестанешь, раздели лист алоэ на две половинки, приложи мякотью к больному пальцу и привяжи - боль утихнет.
Листья каланхоэ лечит ангину, снимает зубную боль.
Понюхав цветы герани перестанет болеть голова.
Самая непривередливая из всех растений это фиалка.
Физминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания - руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Потягивания - руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(Махи руками)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(Наклоны)
А потом опять встают,
И по-прежнему цветут.
Существует множество разновидностей фиалок.
Самые красивые из них фиалки с махровыми листьями (махрово –бахромчатая, волнисто-кружевная)
Рассмотрим их внимательно.
Край лепестка как бы обведён другим цветом. Синие листья обведены белой бахромой, красные фиолетовой и т. д.
Воспитатель: Каким цветом обведены белые цветы?
Дети: Синим.
Воспитатель:
Я предлагаю нарисовать фиалку, используя нетрадиционный метод в рисовании – «оттиск»(«печать») смятой бумагой. С помощью этого способа у нас должно получиться много красивых махрово –бахромчатых цветов, которые смотрятся, можно сказать «пушистыми».
А где у нас растут цветы и в том числе наша фиалка?
Дети: В горшочке.
Воспитатель: Правильно. Давайте назовём форму горшка?
Дети: Трапеция перевёрнутая.
Воспитатель: что больше горшок или наше растение?
Дети: Растение.
Воспитатель: То есть большая часть нашего альбомного листа будет занимать растение.
Объяснение последовательности выполнения рисунка воспитателем: Воспитатель: Располагаем лист вертикально. Делаем набросок карандашом. Как мы работаем простым карандашом?
Дети: Сильно на карандаш не нажимаем, по несколько раз не обводим.
Воспитатель: С нижней части альбомного листа нужно отступить небольшое расстояние - рисуем стол: проводим горизонтальную линию слева направо. На столе делаем набросок горшка в форме трапеции: у нас нижняя часть горшка – дно - уже, чем верхняя его часть.
После того, как сделан набросок карандашом, выполняем работу в цвете. Воспитатель: Какие цвета будем использовать?
Дети: Для горшка – коричневый, для листьев – зелёный, цветы - фиолетовым с желтой серединкой.
Воспитатель: Берем бумагу для оттиска – сминаем её, одну сторону смятой бумаги красим фиолетовым цветом кистью, и способом «оттиска» («печатания») рисуем цветы. Их много, поэтому делаем много отпечатков цветов.
Листья дорисовываем кистью зеленым цветом, и горшок, соответственно, коричневым.
Воспитатель: Как получить яркий цвет?
Дети: Нужно использовать меньше воды, больше краски.
Воспитатель: стол и фон разукрашиваем разными цветами на ваш выбор.
Самостоятельная работа (дети самостоятельно рисуют цветы)
Итог:
Воспитатель: Какие комнатные цветы вы знаете?
Дети: Бегония, фиалка, глоксиния, герань, кактус.
Воспитатель: Какие цветы называют домашним доктором?
Дети: Алоэ, каланхоэ, толстянка
Воспитатель: Какой цветок мы сегодня нарисовали?
Дети: Фиалка.
Воспитатель: А ещё мы узнали новый способ изображения в рисовании, который называется?
Дети: Оттиск смятой бумагой.
Воспитатель: Да, верно, молодцы! И у вас получились замечательные фиалки! А как вы думаете, какие еще комнатные растения можно изобразить таким же способом? («оттиском»)
Дети: герань, бегония, цикломен, азалия и др.
Воспитатель: да, верно, но что будет их основным отличием друг от друга?
Дети: величина, форма, цвет листьев и цветов (соцветий) комнатных растений.
Воспитатель: Да, молодцы, дети! Всем спасибо.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе.
Аппликация «У нас расцвела фиалка»
Цель: Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними. Рассказать о комнатном растении фиалке.
Создать композицию «Фиалка».
Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления детей о комнатных растениях.
Закрепить навыки работы с ножницами и бумагой.
Развивающие:
Расширять словарный запас детей.
Развивать чувство цвета и композиции.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.
Методы и приемы: рассматривание, объяснения, беседа, показ.
Материалы: альбомный лист ФА-4,цветная бумага, ножницы, клей, кисточки для клея, подставки для кисточек, подложки, салфетки, одноразовые тарелки для заготовок.
Цветы в горшках фиалки.
Музыкальное сопровождение: песня «Волшебный цветок».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у вас дома растут комнатные цветы?
Ответ детей.
Воспитатель: Для чего мы выращиваем цветы дома?
Дети: Цветы создают уют, красоту и насыщают воздух кислородом.
Воспитатель: А какие цветы растут у нас в группе?
Дети: Фикус, хлорофитум, бегония, фиалка.
Воспитатель: Давайте посмотрим, из каких частей состоит цветок.
Дети: Стебель, листья, цветки, корни.
Воспитатель: Какие условия нужны для того, чтобы цветок хорошо рос и цвел?
Дети: Нужен свет, нужно цветок поливать.
Воспитатель: правильно, ребята. А еще нужно удобрять растение, рыхлить землю, не ставить цветок на сквозняки и на прямые солнечные лучи. Тогда цветок будет хорошо расти и цвести, как наша фиалка. Наступила весна и фиалка подарила нам красивые цветы. Давайте рассмотрим нашу фиалку. Какие у нее листья?
Дети: округлые, зеленые, плотно прижаты друг к другу.
Воспитатель: какие у фиалки цветки?
Дети: яркие, фиолетовые, с желтыми тычинками.
Воспитатель: Какие еще бывают цветки у фиалок?
Дети: Белые, розовые, пестрые.
Воспитатель: Правильно, ребята, фиалки бывают разных цветов.
Физкультминутка:"Цветок"
Вырос красивый цветок на поляне,
Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.
Утром весенним раскрыл лепестки.
Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье
Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки.
Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
Воспитатель: Сегодня мы с вами выполним аппликацию «Фиалка».
Напоминаю о технике безопасности при работе с ножницами: ножницы лежат на краю стола. Когда приступаем к вырезыванию, ножницы держим от себя над столом и не поднимаем их на уровень лица и глаз.
Провожу показ выполнения аппликации «Фиалки» :
Сначала вырезаем горшок и поддон из гофрированной бумаги;
листья вырезаем из квадрата, срезая углы, способом «гармошка»;
стебли для цветов: нарезаем по прямой несколько заготовок, чтобы потом на них разместить цветы;
лепестки вырезаем способом «гармошка»;
из желтой бумаги вырезаем серединки по количеству цветов;
составляем изображение из отдельных частей;
развиваем композиционные умения в составлении изображения в ходе работы.
Звучит песня «Волшебный цветок» Сергея Шишкова.
Выполнение работы детьми за столами. Дети вырезают заготовки, выкладывают рисунок на бумаге.
Воспитатель: Мы выполнили самую сложную часть работы – вырезали детали и выложили рисунок. Давайте отдохнем, наши пальчики разомнем!
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Вырос красивый цветок на поляне (руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, округлить пальцы)
Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальчики в стороны).
Всем лепесткам красоту и питание (ритмичное движение пальцами
вместе - врозь).
Дружно дают под землей корешки. (Положить ладони тыльной стороной на
стол, пальцы развести).
Дети продолжают работу. Наклеивают заготовки в соответствии с выложенным рисунком.
Провожу индивидуальную работу с отдельными детьми: упражняемся в вырезывании деталей, наклеивании.
Итог занятия :
- Ребята, глядя на ваши фиалки, хочется прочитать стихи о них
Фиалки цветут на окне
Сиреневым ярким цветом,
С утра улыбаются мне -
Они солидарны с летом.
Фиалки цветут для души,
Как раз на мои именины
Свежи и так хороши,
Еще по-детски ранимы.
Цветочки, как мягкий шелк,
Листочки - зеленый бархат,
Кусочки нежности – в долг.
Красиво, приятно и ярко!
- Вы хорошо потрудились! Все молодцы! Давайте повторим, что мы узнали сегодня.
Дети: Мы узнали, как ухаживать за комнатными растениями. Назвали цветы, растущие у нас в группе. Описали фиалку и сказали, какого цвета бывают цветки у нее. У нас была интересная физминутка и зарядка для пальчиков. Мы слушали песню про цветы, сделали красивую аппликацию «Фиалка».
Выставка детских работ.