Анастасия Кислицина
Конспект занятия в подготовительной группе «Сладкие опыты»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Вводная часть. Организация внимания. Актуализация знаний.
Воспитатель: Ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Сегодня у нас много гостей, но прислушайтесь мне, кажется, кто-то задержался и очень спешит… (Раздается стук в дверь и появляется почтальон)
Почтальон: Здравствуйте, дети. Это группа «Веселые пингвины»? У меня для Вас есть посылка! Примите и распишитесь!»
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Сладкие опыты“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Воспитатель: Ребята, как интересно! От кого же она? Давайте посмотрим! Оказывается, она от Профессора Знайкина! Наверное, у него для нас новое задание. ( Воспитатель читает сопроводительное письмо: письмо куар код,зашифровано.
Дорогие, ребята! Я много слышал о том, что вы интересуетесь свойствами многих веществ. Вот, я вам и собрал посылочку. И положил туда знакомое всем вещество, с которым предлагаю вам поближе познакомиться. Желаю вам удачи в исследовательской деятельности! Ваш друг Профессор Знайкин)
Воспитатель: Ну что же задание понятно. Для начала отгадаем, что же находится в мешочке.
(Воспитатель предлагает ребятам узнать на ощупь, что насыпано в мешочек.
(С помощью тактильных ощущений дети узнают содержимое мешочка)
( Дети: Сахар.)
Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку. Это сахар. Давайте вспомним, что мы знаем о сахаре. (Дети отвечают на вопросы)
- Каких видов бывает сахар? (тростниковый и свёкольный)
- Из чего получают сахар в нашей стране? (из сахарной свеклы)
- Какой путь проделывает сахар, чтобы оказаться у нас на кухне? (С поля сахарная свекла поступает на сахароперерабатывающий завод, а затем готовый сахар везут в магазины)
- Для чего нужен сахар? (Его используют для выпечки, изготовления конфет, соков и т. д.)
- В чем польза и вред сахара? ( Польза: сахар улучшает память, сахар делает нас счастливыми, сахар дает нам энергию. Вред: сладкое портит фигуру, сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса, чрезмерное потребление сахара способствует снижению уровня зрения, приводит к сонливости)
- Какие интересные факты о сахаре вам известны? (В Чехии (2 века назад) установлен памятник сахару, а если точнее, то сахару — рафинаду; из сахара научились делать топливо для автомобилей; вода с сахаром стимулирует умственное развитие ребёнка; в космосе обнаружены частицы по своим свойствам похожие на сахар; сахар входит в состав многих лекарств)
Воспитатель: Молодцы! Многое вы знаете. Прежде чем мы продолжим, давайте отдохнем.
Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов.
- Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут – топаете.
Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба, винегрет, уха, торт.
2. Основная часть
Воспитатель: Ну а теперь, ребята, наступила пора отправиться в нашу «Суперлабораторию» и познакомиться со свойствами сахара. Давайте распределим обязанности. Я буду, с вашего разрешения, главным ведущим специалистом, а вы моими помощниками научными сотрудниками, лаборантами и исследователями.
(Детям надеваются бейджики, они проходят за столы)
Воспитатель: Мы готовы к проведению исследований. А чтобы у нас все получилось, надо четко соблюдать правила безопасности в лаборатории. ( Вспоминаем правила поведения в лаборатории:
- без разрешения ничего не трогать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что требуется)
Проведение опытов.
Опыт № 1 : Сахар – сыпучее, бесцветное или коричневое вещество, без запаха.
У воспитателя на демонстрационном столе представлены образцы сахара бесцветного, а также сахара-рафинада.
У детей на столах – цветная подложка и образцы:
№1 – бесцветные сыпучие кристаллы
№2 – рафинад
- Ребята, перед вами стоят тарелочки с синим дном, пересыпьте в них немного сахара. Если он легко сыпется, то можно сказать, что он (ответы детей). Правильно: сыпучий (на доску прикрепляется соответствующая карточка).
- А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? (рассматривают через лупу) Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус? ( Ответы детей: сахар прозрачный, похож на кристаллы или крупинки льда, без запаха, сладкий на вкус). (мнемокарта 1-3)
Опыт №2 : Сахар – твердое, хрупкое вещество, легко измельчается
Воспитатель: давайте определим, хрупкие ли кристаллы сахара. Для этого нам понадобится деревянный молоток, сахар-рафинад, разделочная доска и один участник. (Опыт выполняет один участник)
Воспитатель: Для эксперимента возьми сахар-рафинад. Дети, рафинад в каком виде? (кусочек, твердый). Теперь деревянным молотком ударь по кусочку рафинада. Что произошло? (сахар рассыпался). А если мы продолжим его измельчать с помощью ступки и пестика, то мы получим сахарную пудру, которую используют для украшения кондитерских изделий. Какой вывод мы с вами делаем? (мнемокарта 4)
Опыт №3 : Сахар растворяется в воде, изменяя ее вкус.
Воспитатель: Давайте представим себе такую картину: мешок с сахаром оставили на улице, во время дождя. Как вы думаете, что произойдет с сахаром? ( предположения детей: сахар намокнет, начнет «таять»)
А теперь проверим, как быстро будет растворяться сахар в стакане воды. Сначала посмотрите на воду - какого она цвета (прозрачная, попробуйте ее на вкус (безвкусная). Возьмите ложечкой немного сахара, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте.
-Что произошло с сахаром? (Он растворился). Вода изменила свой цвет? (Нет). Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? (Сладкой) Изменил сахар вкус воды? (Да).
Вывод: сахар изменил вкус воды. Вода стала сладкой. (Мнемокарта 5-6)
Опыт № 4. Термическая обработка сахара.
Воспитатель: Что мы с вами сегодня делали с сахаром (пересыпали, растворяли). Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? (Предположения детей).
Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, немного сахара и буду его нагревать. (опыт демонстрируется в системе онлайн). Выливаю на тарелочку. Что произошло с сахаром? (Ответы детей).
- обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас? Что с ним произошло? (постучать ложкой по застывшему сахару)
- Давайте сделаем вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым.
- Что Вам напоминает твердый сахар?
- А хочется вам попробовать лизнуть? Я так и думала, поэтому дома, специально для вас приготовила леденцы.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Воспитатель: Прежде чем я раздам вам леденцы, хотелось бы узнать,
- вам нравится быть исследователями?
- Что мы сегодня исследовали?
- Что вы можете рассказать о свойствах сахарного песка? (Дети отвечают, используя мнемокартинки)
Дети: Мы узнали, что свёкольный сахар твердое вещество, сыпучее, бесцветное, без запаха, сладкого вкуса, кристаллы сахара хрупкие, сахар хорошо растворяется в воде, сахар плавится при нагревании и застывает на воздухе или в холодной воде. Выяснили, что при добавлении сока лимона в процессе варки, леденцы насыщаются витамином С и обретают лечебные свойства.
Воспитатель: Дети, я была рада с вами работать. Вы активно и успешно выполняли задания. А теперь угощайтесь!