Елена Мартьянова
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну родного языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну родного языка»
Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.
Задачи:
обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие в страну родного языка“» размещена в разделах
развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;
воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, толерантного отношения, умения работать в команде.
Ход занятия.
-Как люди начали говорить? Как они придумали слова?
Однозначных на эти вопросы нет, потому что от самых древних людей до нас не дошли никакие письменные памятники (книги или рукописи).А слова могут передаваться от поколения к поколению и сохраняться в неизменном виде, когда их записывают. О происхождении речи существуют разные версии – догадки. Чтобы легче было представить мир безмолвия, давайте перенесемся в древние времена. Как общались первобытные люди? (с помощью знаков, жестов, мимики). Но им было не всегда легко понять друг друга, а понимать надо было, чтобы действовать согласованно в борьбе за жизнь. Постепенно они научились общаться с помощью выкриков типа «Эй», «Стой», «Дай», «Брось» и т. п
Некоторые ученые считают, что первыми словами как раз и были такие слов команды, обозначающие действия. Так возник язык, возникла речь.
Люди научились говорить, потому что им необходимо было общаться. Речь помогала людям обсуждать свои дела, строить планы, вспоминать то, что было; решать, что делать дальше. Люди стали обмениваться мыслями, и это развивало их мышление.
Очевидно, речь появилась в каменном веке, когда первобытные люди стали делать первые каменные орудия.
Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов им не нужен? Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Он нам помогает, делает наше общение более выразительным.
- А как мы владеем с вами языком жестов? Как принято приветствовать друг друга? (Протягивать руку, махать рукой)
-Предупредить, что чего- то делать нельзя? (помахать головой или рукой)
Как одним знаком установить тишину? (Прислонить к губам указательный палец)
Однако необходимо помнить: привычка взмахивать руками, наскакивать на собеседника, толкать его, хватать во время разговора - это признак невоспитанности, неумения вести себя в обществе.
-Давайте выясним, как мы владеем с вами родной речью? Поиграем с вами в знакомые нам уже игры.
Игра «Закончи слово»
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (мыш-ка, сло-ник)
Игра «Добавки»
Ход: Воспитатель показывает слова на табличках. Дети должны добавить по одной букве в начале так, чтобы получилось новое слово. Желающие назвать буквы должны поднять руку. (К-рот, т-игры, о-лень, у-кол, м-ель)
Игры «Волшебные превращения»
Ход: Воспитатель предлагает детям образовать новые слова, заменив звонкую на глухую буквы (дочка – точка, горка- корка, дело-тело, гость-кость, бочка-почка)
Игра «Наоборот»
Воспитатель говорит слова, а дети заменяют звук твердый согласный мягким, а мягкий — твердым.
(нос — нёс).
Игра «Звуковые шапочки»
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
Игра «Подбери словечко»
Ход игры:
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать:
«Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);
«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);
«старая»(мебель, сказка, книга, бабушка);
«свежее»… (молоко, мясо, варенье);
«старое»(кресло, сиденье, окно).
Игра «Запоминай-ка»
Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)
Ход игры:
Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».
Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.
Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.
Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.
Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.
Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.
Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.
Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.
Друзья, наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы заглянули в каменный век и задумались над тем, как люди научились говорить. Вы поняли, как наши предки вырвались из мира безмолвия? Труд создал язык, потому что людям без него трудно совместно работать. Язык – величайшее достижение в развитие человеческого общества. Сотни поколений старались сделать язык таким, чтобы он служил людям, чтобы в нем были нужные слова, чтоб на нем легко было выразить любую мысль. Наш язык стал точным, богатым, выразительным. Давайте же и мы не растеряем его богатство! Овладеем его секретами, изучим его тайны! И тогда наша речь будет красивой и яркой!