Олеся Ивашута
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
«Путешествие в шахматное королевство».
Разработала Воспитатель; Ивашута О. А
Цель: Продолжать закреплять знания детей о шахматной доске и фигурах.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие в шахматное королевство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Образовательная: Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости доски, продолжить знакомить с названием и видом шахматных фигур. Активизировать мышление за счет загадок. Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.
Развивающая: развивать интерес к игре в шахматы
Воспитательная: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах.
Словарная работа:
Активизация словаря : шахматы, доска, пешка, король, ферзь, ладья, конь, слон, путешествие, шахматная. разморозились, заморозила.
Методические приё мы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, дидактические игры, загадки, объяснения.
Наглядный: показ слайдов, разгадывание загадок.
Практический: расстановка фигур.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: конверт с письмом, конверты с заданиями, карточки с шахматными адресами, шахматная доска, 6 шахматных фигур (для размораживания).
Раздаточный: черные квадраты для игры «Собери доску», разрезные картинки с изображением фигуры «Ладья» для игры «Собери картинку», маски с черными и белыми фигурами, самодельные шахматные фигурки, для расстановки на поле.
Оборудование: компьютер, проектор для показа презентации, динамики, для подключения музыки к игре.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня я получила письмо в шахматном королевстве случилось беда, нужна помощь. Объявилась Снежная Королева и говорит, что она самая главная. Она заморозила все вокруг. Чтобы помочь разморозить шахматное королевство и его подданных, нужны смелые, умные и находчивые ребята, которые согласятся попутешествовать и спасти всех. Для этого нужно выполнять задания, от королевы. Если мы все выполним, королевство вновь вернется к жизни. Отправимся в шахматное королевство и поможем им?
Дети: Да, отправимся!
2. Основная часть.
Воспиаттель: Чтобы попасть в волшебный мир шахмат, нужно ответить на несколько вопросов. Вы готовы?
Дети: Да, готовы
1. В какой стране родились шахматы?
2. Дети: в Индии
3. Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур?
4. Дети: шахматными фигурами
3. Что означает на русском языке «ШАХМАТЫ»
Дети: смерть королю или король погиб
5. А где же происходят шахматные сражения?
6. Дети: на шахматной доске.
5. Какой формы шахматная доска?
Дети: квадратная
Воспитатель: Все верно отгадали, Молодцы!
Идем дальше.
(Дети перед собой видят замороженную(cпустыми, белыми полями) шахматную доску.
Воспитатель: Ребята, по смотрите, королева заморозила и шахматную доску! Ребята скажите, сможем ли мы играть в шахматы без доски?
Дети: Нет, не сможем.
Воспитатель: Предлагаю вам разморозить шахматное королевство и поможем шахматным фигурам избавиться от Снежной Королевы! Дети: Да, поможем
Воспитатель: И так первое задание. Как мы его выполним, доска будет разморожена.
Задание 1.
Игра «Собери доску».На столе лежит шахматная доска из пустых полей и набор черных квадратов. По команде дети кладут черные квадраты на свои места, собирают шахматную доску.
Воспитатель: Вот и готова наша доска, мы ее разморозили.
Воспитатель: Ребята, а сможем ли мы играть в шахматы, без шахматных фигур?
Дети: Нет, не сможем.
Воспитатель: тогда нужно еще разморозить шахматные фигуры.
А сделаем мы это при помощи загадок (презентация)
Задание 2
1. Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку-
Прекращается игра.
Дети: шахматный король
2. Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой-…
Дети: слон
3. Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это? Это…
Дети: конь
4. Восемь дружных стали в строй
Стерегут они покой.
Дети: пешки.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы помогли выполнить задания и разморозить 4 фигуры (конь, король, слон, пешка).
Воспитатель: Вы наверно устали от тяжелого путешествия, давайте немного отдохнем.
Физминутка
Превратимся все в пешки:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За работу вновь спешим. (садятся)
Дети садятся на свои места.
Задание 3. Для следующего задания нужны 4 помощника
(дети сами договариваются кто идет на задания)
Игра «Собери картинку». Собрать картинку фигуры ладья (белая и черная)
Воспитатель: Что за фигурка у вас получилась?
Дети: Ладья черная и белая.
Воспитатель: молодцы!
Воспитатель: А теперь следующее задание. Ребята, нам осталось разморозить королеву (ферзя, а Снежная королева узнала, что мы помогаем шахматному королевству и хочет нам помешать, Снежная королева хочет нас заморозить, поэтому давайте энергично двигаться, согреваться, чтобы у нее ничего не получилось. Слушайте внимательно!
Задание 3. Сейчас мы с вами поиграем в шахматы. Но не в обычные шахматы. Мы с вами будем шахматными фигурками. Я раздам каждому маски с определённым цветом. Кто-то будет белой фигуркой, а кто-то чёрной. На полу разложены листочки белых и чёрных цветов – это ваши домики. Но двух домиков не хватает. Вам нужно танцевать, двигаться, передвигаться пока не остановиться музыка, после того как музыка остановилась, вам нужно быстренько занять свой домик. Белая фигурка - встаёт в белый домик, чёрная – в чёрный. Та, фигурка, которая не успеет занять своё место – выбывает из игры.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились и с этим заданием.
Воспитатель : Снежная Королева очень хитрая, перед тем как заморозить фигуры, она стерла им память, и теперь они не помнят адреса своих домов. Чтобы совсем ее прогнать, давайте покажем королеве, как мы знаем адреса шахматного поля и расставим наших друзей, шахматные фигурки, по своим местам. Для этого выполним последнее задание, от Снежной королевы.
Задание 7.
Воспитатель: Игра “Почта”. Снежная королева приготовила для вас конверты с адресами, но не простыми, а шахматными. На конверте написана цифра, она обозначает номер горизонтали, на которой находится адресат, а буква- номер вертикали адресата. Вы должны будете правильно отнести письма адресату. Превратимся в почтальонов?
Влспитатель: Молодцы! Ребята. жители шахматного королевства благодарят вас за помощь. Сейчас вы можете спокойно помочь им вернуться к себе домой (расставляют шахматные фигуры на большое поле).
3. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вы освободили королевство и его жителей.
1. Вам понравилось путешествовать?
2. Что было самым интересным для вас?
3. Запомнили шахматные фигуры?
4. Вы хотите дальше учиться играть в шахматы?
Большое спасибо, ребята, за вашу активность, внимательность, любознательность. Теперь вы можете каждый день тренироваться в игре в шахматы.