Загребина Екатерина
Конспект занятия по экологии «Климатическая зона — пустыня» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе по экологии.
Тема: «Климатическая зона – пустыня».
Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня».
Задачи: Изучить животный и растительный мир пустыни.
Сравнить особенности жизни в пустыне с другими климатическими зонами.
Учить ориентироваться на карте.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Климатическая зона — пустыня“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пустыня
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Закреплять навыки работы со знаками.
Развивать активный и пассивный словарь.
Ход занятия.
Дети входят в группу и останавливаются полукругом.
Воспитатель: Ребята, вы сейчас уже взрослые или еще маленькие?
Дети: Еще не взрослые.
Воспитатель: А вот когда вы станете взрослыми, к вам и обращаться станут по-другому. Будут называть вас по имени отчеству. Меня, например, зовут Ольга Анатольевна, а вас?
Дети: (называют себя по имени и отчеству).
В дверь стучат.
1 Воспитатель: Тише, ребята, мне показалось, что кто-то скребется!
Дети: Не скребется, а стучится.
Воспитатель: Посмотрите, кто там.
Почтальон вносит письмо.
Воспитатель: Что это нам принесли?
Дети: Конверт.
Воспитатель: А что в нем может быть?
Дети: Письмо, открытка, фотография.
Воспитатель: Для того чтобы узнать что внутри конверта, что мы сделаем?
Дети: Откроем конверт и посмотрим что там внутри.
Вскрывается конверт и в нем находят рисунки : верблюда, черепахи и змеи.
Воспитатель: Интересно, что это значит?
Дети: Это животные.
Воспитатель: А где же они живут?
Дети: Они живут в пустыне.
Воспитатель: Я предполагаю, что вам что-то известно о пустыне, по этому предлагаю вам объединиться в компании и обсудить в них все что знаете,а уже потом поделиться со всеми.
Как же нам это сделать? Давайте посмотрим на сигналы светофора: красный, желтый, зеленый. Возьмите себе один и найдите свою компанию.
(дети собираются по компаниям)
Назовите свою компанию.
Воспитатель: Пообсуждайте в компаниях, что вы знаете о пустые и когда будете готовы – подайте сигнал.
(Компании поочереди рассказывают)
Воспитатель: А на карте вы бы смогли найти пустыню?
Дети: Да.
Воспитатель: Каким цветом она обозначена?
Дети: Коричневым.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что песок, который там есть - коричневого цвета.
Воспитатель: Давайте подойдем и найдем все пустыни на карте. (дети показывают пустыни)
Воспитатель: А мне кажется, что пустыня – вот это (показывает на леса, моря; дети опровергают эти предположения и обосновывают свои утверждения)
Воспитатель: Ну, чтож, на карте мы с вами пустыню отыскали, а теперь можно отправиться в путешествие по ней. Кстати, кто такие «путешественники»?
Дети: Это те, кто посещает разные города и страны.
Воспитатель: Для путешествия нам понадобятся фотографии и картинки о жизни в пустыни.
Каждая компания получит свои задания – картинки, подготовится рассказать о них. Вся компания выберет того, кто расскажет об этом. Другие компании их внимательно выслушают и, если надо, дополнят.
1-я компания рассказывает о климате пустыни (мнемо- таблицы)
Вопросы по климату : Почему вы отобрали эти значки? Там вообще не выпадает осадков? У нас в Сибири светит солнце, а в пустыне оно также светит или кА-то по-другому? Какие там дуют ветра? Что такое «барханы»? Где люди берут воду?
2-я компания рассказывает о животном мире пустыни (найти их среди других животных)
Вопросы о животных: Как верблюд может жить долго без воды? Почему ящерицы и змеи не сгорают на солнце? Как животные приспособились прятаться в пустыне? Где они берут воду?
3-я компания рассказывает о растительном мире пустыни (найти и отобрать среди других растений)
Вопросы о растениях: Какие должны быть корни у растений в пустыни? Почему у растений листья маленькие или колючки? Когда у них появляются семена?
Воспитатель: А люди в пустыне живут? Чем они могут там заниматься?
Дети: Люди в пустыне живут, но им там очень трудно т. к. там всегда жарко и не везде есть вода. Они занимаются сельским хозяйством – выращивают верблюдов и перевозят на них грузы через горячие пески. Роют глубокие колодцы для воды.
Воспитатель: Действительно, людям в пустыне очень трудно, но они там живут, занимаясь скотоводством, добычей полезных ископаемых. Как вы это понимаете?
Дети: Скотоводство – это выращивание домашних животных, а полезные ископаемые – это то, что человек находит нужного для своей жизни под землей (нефть, газ, уголь и т. д.)
Воспитатель: Также люди в пустыне работают в заповедниках, где сохраняют животных, находящихся на грани исчезновения. Пустыни, находящиеся ближе всего к нашей стране – это Каракумы и Кызылкум. (показывает на карте) Знаменитая пустыня Сахара самая жаркая в мире. (показывает на карте) Каракумы и Кызылкум менее жаркие и в них хоть и редко, на выпадают дожди и тогда пустыня оживает прямо на глазах. Люди поддерживают в порядке источники воды, стараются не дать пустыне расшириться, высаживая кусты и деревья, которые задерживают движение песков.
2 Воспитатель: Ребята, вы, наверно, устали? Давайте поиграем в одну интересную игру «Что бывает, что не бывает в пустыне?»
3 Воспитатель подбрасывает вверх разноцветные квадраты – зеленые, пестрые, белые. Дети берут по одному и рассматривают.
Воспитатель: На что похожи эти квадраты? (дети высказывают свои предположения) А на какую природную зону они могут быть похожи?
Дети: Белые - зона Арктики, зеленые – зона лесов и тайги, пестрые – зона степей, как в нашем Красноярском крае.
Воспитатель: Ребята, найдите свои семейки (дети объединяются).Объясните, почему вы так объединились?
Дети: Мы собрались в семейки по климатическим зонам.
Воспитатель: Ваше следующее задание – тихонько в своих семейках сравнить вашу природную зону с зоной пустыни. Кто-то один, выбранный вами, рассказывает, а остальные, если нужно, дополнят. (Рассказы детей)
4Воспитатель: Да, много мы услышали о пустыне, значит загадки отгадаете легко.
«Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге
Голова торчит да ноги».(черепаха)
«Зверь я горбатый
А нравлюсь ребятам!» (верблюд)
«Вьется веревка,
На конце – головка».(змея)
«Она как змейка
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оторвет –
Другой наживет».(ящерица)
«Он сети как рыбак готовит,
А рыбы никогда не ловит».(паук)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете пустыню. Я предлагаю вам теперь слепить обитателей этой интересной зоны и разместить их в «песках.». (дети лепят и расставляют поделки на листе ватмана, выкрашенного «под песок».
Лепка проходит под музыку «Болеро» Равеля.
По окончании лепки дети делятся своими впечатлениями.