Сагандыкова Алия
Конспект занятия в подготовительной группе по финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк», «зарплата», «кредит», «карта», «пенсия», «стипендия» и др. ;
2. Расширять знания детей об истории возникновения денег;
3. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по финансовой грамотности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Расширять представления о профессиях, связанных с финансами;
5. Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
3. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
4. Расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги;
5. Способствовать развитию внимания, логического мышления
Воспитательные:
1. Воспитывать основы финансовой культуры;
2. Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по финансовой грамотности, понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
3. Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги;
4. Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.
Предварительная работа:
1. Беседы:
-Что лучше - копить или тратить?
- Совместное составление правил обращения с деньгами.
- «Осторожно - деньги!», составление рассказов на тему.
- «Кем работает моя мама».
2. Чтение художественной литературы:
- Чтение пословиц и поговорок;
- сказок «Приключение Буратино, «Муха – Цокотуха», «Как старик корову продавал», «Жадный мельник», «Кот в сапогах», «Добрый жаворонок», «Скупой» и др. ,
- отгадывание загадок.
3. Дидактические и сюжетно - ролевые игры:
- Дидактические игры «Кто кем работает?», «Можно и нельзя купить», «Разложите товар», «Товар или услуга», «Где живут деньги?» «Доход – расход».
- Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Рынок», «Банк», «Семья».
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей в магазин.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам придут гости. Чтобы встретить гостей, нужно купить угощения. Где мы можем их купить? (в магазине).
В: Правильно, всё необходимое мы купим в магазине. Предлагаю сейчас всем вместе отправиться в магазин.
Дети «идут в магазин».
В: Дети, можем ли мы сейчас в магазине взять всё, что нам необходимо? (нет).
В: Почему? (просто так мы не можем взять всё, что захотим. За товар нужно заплатить деньги).
В: Правильно, совершенно верно. Ну, тогда, доставайте свои деньги и будем делать покупки.
Проблемная ситуация – денег у детей нет.
В: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и каждый скажем, для чего нам нужны деньги.
В: Ребята, денег у нас нет. А у кого есть деньги? (родители, бабушка, дедушка и т. д.).
В: Откуда берутся деньги в семье?
Родители – получают зарплату (они каждый день ходят на работу и получают за это зарплату)
Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи?
Бабушка и дедушка – получают пенсию (пожилые люди уже не могут работать, но им необходимо покупать продукты, оплачивать коммунальные услуги, проезд, покупать лекарство – поэтому государство платит им пенсию)
Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.
Брат или сестра – стипендия (если старший брат или сестра учатся в институте или в колледже, то они получают стипендию)
Детские пособия – государство поддерживает семьи, в которых есть дети и выплачивает детские пособия (мама кроме зарплаты получает ещё детские пособия)
Подработка – кроме основной работы папа работает ещё на другой работе – подрабатывает.
Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет)
В: Ребята, посмотрите, сколько мы перечислили способов, как пополняется семейный бюджет.
Как одним словом можно назвать поступление всех денежных средств? (доход).
Д/игра «Доход – расход»
В: Ребята, сложите в мешочек картинки, на которых изображена ситуация, приносящая доход семье.
Дети складывают.
На столе остались картинки.
В: Ребята, почему эти картинки вы не положили в мешочек? (на картинках изображено, на что мы тратим деньги, т. е. расход).
В: Ребята, вот пришли мы с вами в магазин. Денег нет. Как правильно поступить? Послушайте варианты:
- начать плакать и уговаривать маму;
- попросить денег на у бабушки;
- подождать, когда мама получит зарплату;
- попробовать заработать самим.
В: Давайте сегодня представим, что мы взрослые и можем сами заработать деньги для того, чтобы купить угощения. Давайте закроем глаза, посчитаем в обратном порядке от 10 до 0.
Дети закрывают глаза.
В: Молодцы. Найдите себе пару по цифре и стол.
Дети на жетонах находят цифру на задней стороне (по 2 одинаковых, делятся по парам и находят стол с такой же цифрой.
За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает 1 рубль.
Первое практическое задание: «Подсчитайте семейный бюджет»
В: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.
Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10)
Второе практическое задание: Дети выбирают конверт с заданиями.
1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар.
2–й вариант. Дети должны найти два разных товара по одинаковой цене.
3–й вариант. Дети с помощью знаков больше меньше и равно определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
4–й вариант. Детям надо выбрать карточки с товарами первостепенной потребности и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.
Третье задание: «Доход, расход».
- Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются (доход, а то, что мы тратим на определённые нужды, называется (расход).
- Я начну говорить, а вы мне отвечайте: доход или расход
1. Родители получили зарплату. (доход)
2. Бабушка заболела (расход).
3. Потеряли кошелёк… (расход).
4. Нашли клад (доход).
5. Купили новую игрушку (расход).
6. Заплатили за воду… (расход).
7. Получили вознаграждение (доход).
8. Отправились в путешествие (расход)
Четвё ртое практическое задание: «Найди российские деньги».
В: Молодцы. Все справились с заданием. Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?
В: А за покупками, в магазин, с чем ходят?
- Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.
Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)
- Как называются наши деньги? (Рубль).
В: Ой, почему среди денег оказалась ракушка? соль? мех?
В: Совершенно верно. Это древняя денежка. Ракушку, соль и меха использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Ответы детей
В: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
В: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
В: А может мы это проверим? Давайте пройдем в мини лабораторию. Напомните мне правило – как надо вести себя в лаборатории? Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
- как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.
- Посмотрите на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей купюры, для эксперимента?
-Сначала разомнем наши пальчики.
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет.)
В: Какой вывод можно сделать?
В: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент: Что будем дальше? Посмотрите в карту.
В: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
В: А если она намокнет, что произойдёт?
В: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.
ВЫВОД плюс монетке.
А теперь поделитесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
В: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.
4 Эксперимент
В: Положите купюру и монету в кошельки. (купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. ВЫВОД.
В: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
В: А что значит ничья?
В: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
В: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?
В: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?
(Дети спрашиваю гостей удобно ли им пользоваться картой.)
В: Молодцы! За проделанную работу все получаете по монетке.
В: Давайте подсчитаем, сколько вы заработали монет за сегодняшний день. Теперь вы можете смело идти в магазин и купить то, что вы захотите. Сначала рассмотрите товар, определите вместе с напарником, что бы вам хотелось купить и хватит ли у нас на всё это денег. Каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание, в нашем магазине есть товар с разными ценами. Почему? Как вы считаете? (два яблока красное яблоко 5 рублей, зелёное 2) Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую цену? Почему? Да, конечно за меньшую цену, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.
Проводится игра «Магазин» после покупок дети выполняют вычисления, и объясняют свой выбор и как им удалось сэкономить.
В: Ребята, а как вы думаете, за что садик платит деньги?
Ответы детей (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).
В: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?
Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).
В: Правильно, а как это сделать?
Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги).
В: Если вы это будете делать, то вам удается сэкономить деньги детского сада. Ребята нам пора возвращаться обратно в группу, беремся за руки, закрываем глаза и считаем от 0 до 10.
Итог. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и у меня для вас сюрприз. (Достаю из копилки шоколадные монетки)