Ферида Гасанова
Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС «Моя земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование толерантного отношения к собственной этнической культуре и культуре других народов.
Задачи:
— обогащать первоначальные представления о планете Земля, людях, ее населяющих, их равноправии;
— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям планеты Земля;
— формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС „Моя земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: проектор, слайды с изображением планет Солнечной системы, планеты Земля, государственных флагов разных стран (России, Америки, Японии, Египта, природы России, глобус, аудиозапись песни «Мы — дети Галактики» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского, настольно-печатные игры «Кто где живет?», «Одень куклу», флаги разных стран, иллюстрации с изображением природы и животного мира России и других стран.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, к нам за помощью обратилась библиотекарь Людмила Николаевна. Она попросила помочь в подготовке и проведении праздника для маленьких читателей, посвященного Дню Земли. Она уже подобрала много книг и энциклопедий с картинками для выставки о нашей планете. Но маленькие читатели, посещающие ее библиотеку, так любят играть в разные игры и слушать интересные истории! Людмила Николаевна знает, что многие дети нашей группы путешествовали вместе с родителями по разным странам и могут интересно рассказать о том, какие люди там проживают, на каком языке они говорят, о культуре этих стран. Ребята, вы согласны помочь библиотекарю? Как ей можно помочь?
Дети. Можно вместе с родителями придумать рассказы о путешествиях, принести наши альбомы с фотографиями, рассказать об играх, о культуре разных стран.
Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали! Предлагаю сделать вместе с родителями газеты о путешествии в ту страну, где вы побывали. А чтобы газеты получились интересными, давайте сегодня на занятии вспомним все, что вы знаете о планете Земля.
Воспитатель вносит в группу глобус.
Кто из вас знает, что это такое?
Дети. Это глобус.
Воспитатель. Мы с вами уже рассматривали карту. А это — глобус. Он круглый, т. е. такой же формы, как и планета Земля, на которой мы живем. Глобус — модель Земли. Слово «глобус» обозначает шар. Изображение на глобусе напоминает изображение на карте. Вокруг солнца вращаются планеты, которые составляют Солнечную систему. (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов с изображением планет Солнечной системы через проектор.) Самая красивая из всех планет — Земля. Вот так наша планета выглядит из космоса.
Воспитатель показывает слайд с изображением Земли.
На что она похожа?
Дети. На шар.
Воспитатель. Планета Земля — огромный шар, который вращается вокруг Солнца и одновременно вокруг своей оси. Облетела Земля вокруг Солнца — прошел год. Повернулась вокруг себя — прошли сутки. Посмотрите на глобус. Какого цвета на нем больше всего?
Дети. Голубого.
Воспитатель. Вы уже знаете, что обозначает на карте голубой цвет. Что же?
Дети. Воду — моря и океаны.
Воспитатель. Да, действительно, это вода, которая окружает материки со всех сторон. И поэтому, когда смотришь на нашу планету из космоса (обращает внимание на слайд, она кажется голубой. А вот суша раскрашена разными цветами. Что обозначает зеленый цвет?
Дети. Леса, равнины.
Воспитатель. А коричневый?
Дети. Горы.
Воспитатель. А вот здесь много желтого цвета, что это означает?
Дети. Здесь находится пустыня.
Воспитатель. На суше встречаются голубые пятнышки и линии. Что это?
Дети. Озера и реки.
Воспитатель. Вы хорошо запомнили все, что я вам рассказывала, когда мы знакомились с картой. Все люди любят и берегут свою планету, о ней придумано много песен, стихов. Послушайте одно из них.
Ребенок
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Я. Аким
Воспитатель. Попробуйте найти на глобусе нашу страну.
Дети выполняют задание.
Молодцы, вы правильно показали ее на глобусе. Россия со всех сторон окружена другими государствами. Если посмотреть на глобус, то увидишь, что на материках много стран, раскрашенных разными цветами. А скажите мне, какие страны вы знаете?
Дети отвечают.
А по каким странам вы путешествовали вместе со своими родителями?
Дети отвечают.
Сейчас мы поиграем в игру, во время которой вы вспомните о том, что в каждой стране есть свой главный город, есть свой флаг.
Игра «Узнай страну»
Воспитатель показывает флаг страны, называет материк, на котором она находится, и столицу, а дети должны угадать ее.
Россия — материк Евразия — столица Москва.
Египет — материк Африка — столица Каир.
Япония — материк Евразия — столица Токио.
Украина — материк Евразия — столица Киев.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, эта игра понравится ребятам, которые будут на празднике в библиотеке?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру, которая напомнит вам о том, что в разных странах природа разная.
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель показывает детям четыре иллюстрации с изображением природы и животного мира России и других стран, например пальмы, слоны, жирафы и т. д., хлебных, рисовых, хлопковых полей и др. Одна из них не относится к России. Дети должны сказать, какая картинка лишняя, и почему они так решили.
Воспитатель показывает слайды с изображением природы России.
Воспитатель. Давайте еще раз полюбуемся красотой русской природы.
Ребенок читает стихотворение М. Исаковского «Поезжай за моря- океаны.».
Ребята, на Земле живет много людей. Они отличаются цветом кожи, который означает их расу. Какие расы вы знаете?
Дети. Европеоидную, монголоидную, негроидную.
Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, где проживают люди разных рас и чем они внешне отличаются друг от друга.
Игра «Кто где живет?»
Детям предлагаются карта с частями света: Европа, Азия, Африка и карточки с изображениями людей разных рас. Нужно положить карточки в то место на карте, где они проживают. При выполнении задания дети по предложению воспитателя рассказывают об особенностях внешнего вида людей разных рас (цвет кожи, цвет и разрез глаз, особенности волос — цвет, мягкость, жесткость, курчавость).
Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение, которое напомнит вам о том, чем еще отличаются друг от друга люди, живущие на Земле.
Ребенок
Все люди в разных странах,
На всех материках.
Мы говорим — так странно! —
На разных языках.
Я знаю, час настанет.
Я знаю, час придет:
— Я друг твой! — скажет Ваня,
И Джон его поймет.
А Ване Джон ответит:
— Я друг твой навсегда!
И все на всей планете
Поймут их без труда!
А. Усачев
Дети. Они разговаривают на разных языках.
Воспитатель. Верно! Люди бывают не только разной расы, но и разной национальности. У людей каждой национальности есть свой язык, на котором они разговаривают. Давайте поиграем в игру.
Игра «Угадай язык»
Воспитатель называет национальность, а дети — язык, на котором говорят ее представители.
Немцы — немецкий язык.
Китайцы — китайский.
Японцы — японский.
Русские — русский язык.
Воспитатель. Ребята, а чем еще отличаются друг от друга люди разных национальностей?
Дети. У них разные национальные костюмы, свои песни, игры, танцы, национальные блюда.
Воспитатель. Верно! У людей разных национальностей есть свои народные песни, танцы, ремесла, музыкальные инструменты, т. е. своя культура, есть своя традиционная кухня. Ребята, библиотекарь Людмила Николаевна просила подобрать интересные игры, с помощью которых можно будет познакомить маленьких читателей библиотеки с культурой разных стран. Есть ли у нас в группе игра, которая может познакомить с тем, что разные народы носят разные народные костюмы?
Дети. Да.
Воспитатель. Как она называется?
Дети. «Одень куклу».
Игра «Одень куклу»
Детям дают бумажные куклы с ярко выраженными внешними особенностями: цвет кожи, волос, черты лица (национальности проговариваются) и несколько национальных костюмов. Дети должны подобрать костюм для каждой куклы и рассказать о его отличительных особенностях.
Воспитатель. Ребята, а хотите поиграть в американскую игру «Пять обезьянок»?
Пальчиковая игра «Пять обезьянок»
(проводится под музыкальное сопровождение)
Пять обезьянок прыгали в кроватке,
(Дети делают свободные движения руками с расставленными пальцами, показывают цифру «5».)
Одна из них упала
(Дети поднимают указательные пальцы обеих рук (остальные собраны в кулачки).
Головою вниз.
(Касаются указательными пальцами головы и слегка наклоняют ее вниз.)
Мама — к телефону.
(Изображают, что набирают номер на диске телефона.)
Доктор отвечает:
(Изображают, что держат трубку телефона.)
Запретите детям прыгать, мисс!
(Проговаривая текст, грозят указательным пальцем правой руки.)
Воспитатель. Ребята, понравилась вам игра?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте расскажем о ней Людмиле Николаевне. Пусть она научит играть в нее маленьких читателей. Эта веселая игра им очень понравится! А еще какие игры народов мира вы знаете?
Дети. «Салки» — русская народная, «Салки по кругу» — африканская, «Хромая уточка» — украинская, «Поймай дракона за хвост» — китайская.
Воспитатель. Вот мы и вспомнили о том, что у людей разных стран свои история и культура, их любит и ценит каждый человек. Почему нужно уважать культуру других народов?
Дети. Потому что все народы бережно относятся к своей культуре, культурное наследие создают сами люди.
Воспитатель. Культуру других народов нужно уважать, в ней отражены все ценности, которые важны для каждой страны. Думаю, что все, о чем мы сегодня говорили на занятии, поможет вам вместе с родителями сделать интересные семейные газеты о ваших путешествиях в разные страны. Какие игры мы можем подобрать для Людмилы Николаевны?
Дети. «Узнай страну», «Что лишнее?», «Кто где живет?», «Угадай язык», «Одень куклу», «Пять обезьянок».
Воспитатель. Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней о планете Земля.
Звучит аудиозапись песни «Мы — дети Галактики» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского).