Дианова Светлана Юрьевна
Кружковая работа по декоративно-прикладному искусству «Радуга — Дуга»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Публикация «Кружковая работа по декоративно-прикладному искусству „Радуга — Дуга“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.
Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.
Художественные и эстетические чувства, так же, как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.
Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
Настоящая программа описывает курс ознакомления детей 5 – 7 лет с русским народным декоративно – прикладным искусством и разработана на основе обязательного минимума содержания по декоративно – прикладному искусству для ДОУ с учетом обновления содержания по парциальным программам.
Цель:
Формирование художественных способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста, посредством декоративно –прикладного искусства.
Задачи:
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
2. Формирование обобщенных знаний и умений:
- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи : хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, гжельской, полхов – майданской (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Актуальность:
Формировать личность и художественно – эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте – дошкольном, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.
Принципы:
Реализация содержания программы имеет динамичный характер и связывает все сферы развития ребенка.
Культуросообразность - содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир.
Системность – отражена в структуре программы.
Эстетизация – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства.
Интегрированность – использование различных видов деятельности.
Активность – участие в продуктивных видах деятельности.
Последовательность – система знаний создается в такой последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями детей и позволяет осуществлять всестороннюю готовность к школе.
Ресурсное обеспечение.
Для работы с детьми по программе необходимо иметь:
1. Подлинные народные игрушки - дымковские, богородские, филимоновские и др.
2. Гжельские изделия (посуда, фигурки животных).
3. Изделия мастеров Полхов –Майдана (лошадки, матрешки, предметы быта).
4. Предметы декоративно –прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства : жостовские подносы, хохломская посуда, деревянные изделия с резьбой.
5. Дидактические игры по мотивам народного творчества.
6. Шаблоны народных игрушек, декоративных элементов различных видов росписи.
7. Раскраски по декоративно-прикладному творчеству.
Демонстрационный материал:
1. Слайды с изображением народных мастеров за работой;
2. Фотографии кружев, одежды, украшений кружевом;
3. Иллюстрации с изображением жостовских подносов;
4. Таблицы с элементами росписей;
5. Схемы поэтапного рисования различных видов росписей.
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня развития творческих способностей;
- Формирование художественно – эстетической культуры личности ребенка;
- Воспитание художественного вкуса;
- Овладение различными техниками в декоративно – прикладном искусстве;
- Привитие любви к Родине, уважения к труду человека.
Формы подведения итогов:
- Оформление эстетических центров в группе (развивающая среда);
- Выставки детских работ для родителей;
- Тематические выставки в ДОУ.