Тухватшина Дилара Маратовна
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая".
Вид НОД: познавательно-исследовательская.
Тип НОД: закрепление знаний, ознакомление со свойствами воздуха.
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе на тему „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Образовательные:
1. Обучать детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Способствовать устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3. Активизировать речевую деятельность детей.
Методы и приемы:
1. Практические. (Эксперименты, опыты, дидактические игры.)
2. Наглядные. (Рассматривание картин.)
3. Словесные. (Вопросы, пояснения, выводы.)
Материал: Набор исследователя: бейджик, лоток, стакан с водой, трубочка, зубочистка, пакет, салфетка, банка с крышкой, 2свечки, спички.
Демонстрационный: ИКТ : презентация с картинкой «Город» и «Лес».
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка.
Игровая: игровые упражнения.
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование.
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький.
Ребята давайте чтобы у нас был совсем не грустный день, мы начнем его с улыбки и подарим улыбку не только друг другу, но и нашим гостям
Звучит песня от «улыбки»
Воспитатель: - Мы очень рады, что к нам пришло столько много гостей. Примите от нас улыбки, и хорошее настроение не покинет больше вас.
Воспитатель: Ребята но что же случилось с нашим шариком?
Дети: (ответы).
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: - Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?
Дети: - Воздух.
Воспитатель: - Какой ещё воздух? И сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.
Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.
Дети садятся за столы с раздаточным материалом.
Воспитатель: Предлагаю вам приклеить значки исследователей.
Воспитатель: А что такое воздух?
Дети: Это то, чем дышат люди и всё живое
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Кто из вас, ребята, видит воздух?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Я тоже его не вижу, но я знаю, что его очень много вокруг нас.
Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве.
Воспитатель: Как можно его обнаружить? Дети: ответы детей.
Воспитатель: И я предлагаю вам провести первый опыт.
Опыт 1:
Воспитатель: А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите одноразовые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.
Воспитатель: Что произошло с пакетами? Что в них находится?
Дети: Пакет надулся! Там воздух.
Воспитатель: Какой он? Вы его видите? ( ответы детей: нет).
Воспитатель: Значит мы доказали, что воздух невидимый.
Опыт 2:
Воспитатель: А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, мы с вами доказали что воздух прозрачный И совсем не имеет цвета. Воздух можно почувствовать кожей
Физкультминутка:
Мы сидели, мы устали, воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись, хлопнули в ладоши
И друг к другу повернулись,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два, чтоб не болела голова.
И, закончивши зарядку
Воздух глубоко вдохнули, выдохнули
Тихо на места вернулись.
Опыт № 3:
Воспитатель: (воспитатель берёт коробочки стоящие на столе) Что это? Наверное, это волшебные баночки.
Воспитатель: - Посмотрите, а в них что-нибудь есть?
Дети: (ответы).
Воспитатель: - Правильно, воздух. А как вы думаете воздух пахнет, давайте понюхаем чем он пахнет?
(В это время воспитатель по кругу передает баночки детям
и они их нюхают.)
Воспитатель:-Чем же пахнет первая Баночка?
Дети: ответы.
Воспитатель: Действительно, первая баночка пахнет чесноком.
Воспитатель: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
Воспитатель: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (пахнет духами).
Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по- разному?
Дети: (ответы).
Воспитатель: — А я-то думаю, почему везде по-разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват : присваивает себе чужие запахи.
Воспитатель: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Физкультминутка:
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру "Водолаз".
Встали в круг. Послушайте правила игры: Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нужно предварительно «подготовить» организм к «погружению».
Раз - делаем вдох, два - выдох, три - вдох, крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы, затем приседаем – «погружаемся», и сидим на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть, «всплывают» - встают. Итак, начинаем. Раз, два, три.
Звучит аудиозапись «Шум воды и крики чаек» и дети играют.
Воспитатель: Всё, я не могу. Голова закружилась.
- Как вы себя чувствовали?
Загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем.
- Это потому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле. Значит, воздух есть внутри нас. А давайте проверим! Вернёмся в нашу лабораторию.
Опыт № 4:
Воспитатель: Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь». Детский смех.
Воспитатель: Как здорово у вас получается!Ой, ребята, что это происходит с водой?
- Вода в стаканах просто бурлит!
- Что вы видите? (Пузырьки)
- А что это за пузырьки? Как они там оказались?
- В стакане же только вода была. (Ответы.)
- Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков.
- Мы доказали, что воздух есть внутри нас. (Просит повторить 2-3 человека) и нужен он нам очень чистый.
Воспитатель: А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится?
Дети: (ответы).
Опыт № 5:
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
- Что происходит? Почему свеча в банке погасла?
Дети: В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т. к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.
Воспитатель: Мы с вами доказали, что воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.
Воспитатель: Воздух приносит огромную пользу всему живому – Особенно, обогащения лёгких кислородом. Для того чтобы показать как обогащен организм человека кислородом мы с вами продолжим немного позже после того, как отдохнём.
Звучит музыка без слов
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Воспитатель: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось? Что было сложного? Что интересного?
Итог:
А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.