Татьяна Севрук
Конспект занятия в подготовительной группе «Мы с тобою казаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель 1 категории: Севрук Т. Н. образовательная область:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие.
Цель: Создание условий для пополнения словаря старших дошкольников новыми словами и понятиями с предметами быта.
Задачи:1. Расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом.
2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Мы с тобою казаки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
3. Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта (курень, ухват, скрыня, глэчик, рубель, прялка)
3. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любовь к родному краю - малой Родине.
Ход занятия:
Воспитатель: Что для нас, ребята, яблонька (компьютер) сегодня приготовила?
- Маршрут путешествия.
Дети рассматривают и уточняют маршрут путешествия.
1. Курень
2. Колодец
3. Река Дон, лес.
4. Подкова
5. Горница
Ребята, вы запомнили маршрут? Молодцы, тогда в путь.
1 маршрут «Курень»Воспитатель: Ребята, чем отличаются курень казаков от домов, в которых живете вы?
Дети: Курень у казаков двухэтажный. Первый этаж низкий, его называли низы. А второй высокий - верхи.
- Поэтому про курень говорят
Курень, куренек
Он не низок, он высок…
Воспитатель: А почему Донские казаки строили именно такие особые дома, непохожие ни на какие другие?
Дети: Весной река Дон разливался, и вода затапливала дома, поэтому низы строили из самана и камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой пускали животных.
- А верхний этаж был деревянным, там жили люди.
Воспитатель: Казаки говорили: «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне». Полна кладовая запасов, а какие же продукты хранили казаки в низах?
Дети: пшеницу, кукурузу, подсолнух, виноград, овощи и фрукты.
Воспитатель: Вокруг дома шел балкон. Как казаки его называли?
Дети: Балясины
Воспитатель: А для чего казаки строили балясины?
Дети: Во время разлива вода могла не уходить до самого лета, казаки с балясин на лодках переправлялись от дома к дому.
Воспитатель: Умницы, дети.
2 маршрут «Колодец»Воспитатель: Какой следующий маршрут у нас?
Дети: Колодец.
Воспитатель: А для чего казакам нужен был колодец?
Дети: Из колодца казачки набирали воду в вёдра и носили на корамысле домой, готовили еду, стирали грязную одежду, купались, поили животных.
Воспитатель: Верно, а вода в колодце была какая?
Дети: Холодная, студёная, чистая, прозрачная, вкусная.
Игра «Пронеси воду в вёдрах с коромыслом»
3 маршрут «Рыбы и животные»Воспитатель:Следующий маршрут у нас «Рыбы и животные»
Воспитатель: Почему казаки говорят «Река Дон – река жизни»?
Предполагаемые ответы детей: В Дону круглый год ловили рыбу, пользовались водой для приготовления пищи, купались, стирали, поили животных, поливали огороды, сады, виноградник и т. д.
Воспитатель: Верно, а в лесах водились дикие животные. Но что произошло, кто-то навёл здесь беспорядок. Предлагаю девочкам разместить диких животных в лесу, а мальчикам рыб в реке Дон.
Воспитатель: Ребята, а какая рыба водилась в Дону?
Дети: Речная, донская, в Дону водится селёдка, карп, карась, щука и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а нам пора отправляться по следующему маршруту, это что?
Дети: Подкова.
Воспитатель: Верно, а что такое подкова?
Дети: Подкова – это обувь коней.
4 маршрут «Подкова»Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на заваленку, да поиграем с вами. Знаете пословицы о коне?
Дети:
Казак без коня – что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит.
Казаку конь дороже себя.
Сам погибай, а коня выручай
Казаку конь отец родной и товарищ боевой.
Верный друг казака – конь.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А ещё у меня для вас, есть загадки, отгадаете?
1. На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник).
2 Кто в избе рогат? (ухват).
3 Стоит попадья, двумя поясами подпоясана
Стоит толстячок, подбоченивши бочок (кадка).
4 Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).
5 Не шит, не кроен, а весь в рубцах.
По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель).
6 Без рук, без ног во все стороны кланяется (люлька).
Воспитатель: Остался последний маршрут – это «Горница»
5 маршрут «Горница»Воспитатель: Здравствуйте казак Матвей и казачка Аксинья! Интересно, что сегодня приготовила нам Аксинья?
На столе лежат разрезные картинки: печка, рубель, самовар, сундук, чугун, ухват, глэчик.
Воспитатель: Вот, что приготовила нам Аксинья! Ребята, хотите узнать,что изображено на разрезных картинках? Тогда предлагаю вам их собрать.
Дети собирают картинки, называют изображение. Глэчик для детей новый предмет и предположительно они его назовут кувшином.
Воспитатель: Ребята, на самом деле эту посуду казачки называли глэчик. Глэчик - это глиняный кувшин в котором хранили молоко и в нем оно долго не прокисало.
Воспитатель: А есть ли предметы, которые вы назвали, в горнице и для чего использовали их казачки? Расскажите, пожалуйста.
Предполагаемые ответы детей:
- Белье казачка гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Он ребристый, похож на ребристую дощечку. На каталку наматывали мятое полотенце и силой проводили по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким.
Воспитатель: «Ребята, а на чём казачки готовили еду?»
Предполагаемые ответы детей: В старину печку ласково называли – матушкой, кормилицей, в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую зимнюю стужу.
Для приготовления еды, у казачки есть вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь.
- А ставили чугунки в печь ухватом (ребёнок показывает). Казачья еда была очень полезной, вкусной.
- На прялке пряли нитки, из которых вязали тёплые вещи. Щерсть использовали из пуховых коз.
Воспитатель: Ребята, а как в старину называют сундук?
Предполагаемый ответ детей: В старину сундук называли скрыня.
Воспитатель: Как вы думаете, что хранили в нем?
Дети: Нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Одежда казака и казачки самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами, юбки у казачек были длинными, кофточка имела оборочку, которая называлась басочкой. Юбки украшались оборками и кружевом, а кофты тесьмой, вышивкой и бисером. Казак носил темные штаны с лампасами, рубашка обязательно подпоясывалась ремнем. Кинжал и сабля вешались казаку на пояс.
- Для приготовления чая использовали самовар. Вся семья собиралась за столом пили горячий чай.
Воспитатель: Молодцы, ребята, казаки были гостеприимными, добрыми людьми и казачка вам приготовила угощение.
Дети угощаются баранками, пьют чай, благодарят.
- Пришло время прощаться с хозяевами - казаками. До свидания!