Алена Ткаченко
Конспект занятия «Донские казаки и их быт»
Цели: Создать условия для формирования реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу, расширять запас слов, обозначающих названия предметов.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Донские казаки и их быт“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
Область занятия : познавательно –творческое.
Словарная работа: "Здорово ночевали", "Слава Богу!" курень, казаки, прялка, чугунок, лоскутное одеяло, кулич.
Предполагаемый результат:
У детей углубились знания и представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
Расширился словарный запас.
Примерный ход занятия
(Воспитатель в костюме входит с детьми в имитируемую казачью комнату)
Воспитатель: Здорово дневали, казачата!
Дети: Слава богу!
(Звучит песня «Эх донские казаки» дети рассаживаются на стульчики)
Воспитатель: Ты- казачий мой край необъятный,
Ты- донская сторонка моя,
И просторы твои не объять мне,
Не объять своим взором поля.
А как вы думаете, о чем пойдет речь? (о донском крае)
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, почему донской край называют еще – казачьим? (потому, что тут живут казаки). Молодцы.
Воспитатель: Раньше, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. Донское казачество впервые появляется в XVI веке. В 1552 году зафиксировано участие донских казаков в Казанском походе, после которого казаки получают от Ивана Грозного Дон в вечное пользование. Отсюда и название – донские казаки!
Посмотрите на их флаг. Три цвета означают три ветви происхождения донских казаков : синяя символизировала донских казаков, красная – русских, желтая полоса – символизировала калмыков. И так, мы с вами отправляемся в прошлое. Перед нами казачий дом. А как называется казачий дом?
Дети: Курень.
Воспитатель: Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее. Вначале он предназначался от набегов врагов.
В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. У глухой стены размещали кровать, у казаков она считалась не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье. Напротив горницы комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке). Здесь на полках расставлена разнообразная посуда утварь.
Дидактическая игра «Построй курень» (пазлы).
А теперь посмотрите на старинную одежду донских казаков.
У казаков длинный мундир темно-синего цвета. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.
Старинный наряд низовых казачек сочетал в себе элементы русского, турецкого и татарского костюма. Сходство с турецким костюмом ему придавало наличие штанов из атласа, а также длинную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава и оплечья - из парчи, а подол - из полотна. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки.
- Затем казачки носили кофточки с баской (оборкой по нижнему краю). Они имели воротник стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки называли – кираса. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось четыре, пять. Женским головным убором в этот период считался колпак - тканый мешочек, заканчивающийся небольшим махром. Колпак начинали носить женщины после обряда бракосочетания. С повседневными и праздничными костюмами надевали фартуки – «завески, занавески». Обувь - высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ногу, на невысоком изогнутом каблуке или самодельные чирики - туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носком.
Воспитатель: У казаков и казачек была одежда, самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами.
Одежду хранили в больших сундуках, гладили при помощи валика и рубила.
Дидактическая игра «Одень казак и казачку в костюм»
Воспитатель: Но, как и у любого народа, у донских казаков были свои традиции : уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет.
Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат!».
Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.
Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.
Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня?
• Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
• Казак сам голодает, а конь его сыт.
• Казак без коня – что солдат без оружия.
• Казак без коня – как соловей без песни.
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот.
- Лет с тринадцати мальчики участвовали в скачках. Проводились они каждый год после сбора урожая. Их приурочивали к престольному празднику иконы Донской Божьей матери (1 сентября) .
Еще одна традиция донских казаков – это национальные казачьи игры - шермиции.
Шермиции — это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» донскими казаками. Они приурочивались к календарным праздникам, военно-траурным обрядам, входили в станичные «домашние игры». Это были разные состязания: «кулачные бои», «фехтование на шашках», «борьба на ломку», «рубка мишеней в пешем строю», «фехтование на пиках».
Воспитывали в маленьких казаках и уважение к женщине. Девочек с ранних лет приучали к рукоделию.
- Самые интересные и веселые традиции у казаков – свадебные обряды.
Начинался торг. Девушки ни за что не уступали невесту.
- Она у нас золотая, недешево достанется, - приговаривали они.
Все собирались смотреть этот торг; наконец, жених выкупал ее, ставили невесту в угол комнаты. Наступала тишина, а потом начинались танцы.
- Любимые праздники: масленица, рождество
-Очень мелодичные песни донских казаков, веселые и задорные танцы.
Воспитатель предлагает станцевать хоровод под хороводную песню донских казаков «Акулинка».
Любимые поговорки казаков :
• казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет;
• казачья смелость порушит любую крепость;
• терпи казак – атаманом будешь;
• казак в беде не плачет.
Казаки воевали на лошадях, устраивали гони, состязания. Вот и мы с вами сейчас поиграем в народную забаву казаков, будем всадниками.
Народная забава «Всадники»
(В руках детей палки, имитирующие коней. Дети по музыку изображают всадников)
Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой. И. п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой. Такты 1–2 (вступление) : «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод». Такты 3– 10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».
Воспитатель: казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по праздникам и воскресеньям ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Ребята у вас есть любимое блюдо? (ответы детей).
Воспитатель: А вы знаете, что компот у казаков назывался –узвар. А еще они любили очень донскую уху. Так же готовили лапшу, борщ, студень, пекли хлеб, пироги. Поскольку казаки были очень хлебосольные, то они любили угощать своих гостей пирогами с чаем из трав. А как вы думаете, из чего поили гостей чаем?
Дети: (самовара)
Воспитатель: Вот и у нас самовар закипел, пироги поспели.
Дидактическая игра: «Варим казачий обед».
Дети делятся на две команды. Каждой команде раздаются карточки с изображением продуктов. Из набора продуктов нужно приготовить обед.
Воспитатель: Ребята я очень рада, тому, что, сейчас возрождаются станицы, хутора с казачьими традициями, обычаями и бытом. Я надеюсь вы запомнили историю своих предков - казаков. И будите чтить их обычаи.
Напутствие.
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы берегли,
В чудном крае, где живем мы у Дон- реки,
Где жили здесь когда- то наши предки казаки!