Приложение МААМ

Конспект занятия «Донские казаки и их быт»

Алена Ткаченко
Конспект занятия «Донские казаки и их быт»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: Создать условия для формирования реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу, расширять запас слов, обозначающих названия предметов.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

Воспитательные:

Публикация «Конспект занятия „Донские казаки и их быт“» размещена в разделах

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

Область занятия : познавательно –творческое.

Словарная работа: "Здорово ночевали", "Слава Богу!" курень, казаки, прялка, чугунок, лоскутное одеяло, кулич.

Предполагаемый результат:

У детей углубились знания и представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

Расширился словарный запас.

Примерный ход занятия

(Воспитатель в костюме входит с детьми в имитируемую казачью комнату)

Воспитатель: Здорово дневали, казачата!

Дети: Слава богу!

(Звучит песня «Эх донские казаки» дети рассаживаются на стульчики)

Воспитатель: Ты- казачий мой край необъятный,

Ты- донская сторонка моя,

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

А как вы думаете, о чем пойдет речь? донском крае)

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, почему донской край называют еще – казачьим? (потому, что тут живут казаки). Молодцы.

Воспитатель: Раньше, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. Донское казачество впервые появляется в XVI веке. В 1552 году зафиксировано участие донских казаков в Казанском походе, после которого казаки получают от Ивана Грозного Дон в вечное пользование. Отсюда и название – донские казаки!

Посмотрите на их флаг. Три цвета означают три ветви происхождения донских казаков : синяя символизировала донских казаков, красная – русских, желтая полоса – символизировала калмыков. И так, мы с вами отправляемся в прошлое. Перед нами казачий дом. А как называется казачий дом?

Дети: Курень.

Воспитатель: Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее. Вначале он предназначался от набегов врагов.

В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. У глухой стены размещали кровать, у казаков она считалась не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье. Напротив горницы комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке). Здесь на полках расставлена разнообразная посуда утварь.

Дидактическая игра «Построй курень» (пазлы).

А теперь посмотрите на старинную одежду донских казаков.

У казаков длинный мундир темно-синего цвета. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.

Старинный наряд низовых казачек сочетал в себе элементы русского, турецкого и татарского костюма. Сходство с турецким костюмом ему придавало наличие штанов из атласа, а также длинную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава и оплечья - из парчи, а подол - из полотна. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки.

- Затем казачки носили кофточки с баской (оборкой по нижнему краю). Они имели воротник стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки называли – кираса. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось четыре, пять. Женским головным убором в этот период считался колпак - тканый мешочек, заканчивающийся небольшим махром. Колпак начинали носить женщины после обряда бракосочетания. С повседневными и праздничными костюмами надевали фартуки – «завески, занавески». Обувь - высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ногу, на невысоком изогнутом каблуке или самодельные чирики - туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носком.

Воспитатель: У казаков и казачек была одежда, самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами.

Одежду хранили в больших сундуках, гладили при помощи валика и рубила.

Дидактическая игра «Одень казак и казачку в костюм»

Воспитатель: Но, как и у любого народа, у донских казаков были свои традиции : уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет.

Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат!».

Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.

Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня?

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Казак сам голодает, а конь его сыт.

Казак без коня – что солдат без оружия.

Казак без коня – как соловей без песни.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот.

- Лет с тринадцати мальчики участвовали в скачках. Проводились они каждый год после сбора урожая. Их приурочивали к престольному празднику иконы Донской Божьей матери (1 сентября) .

Еще одна традиция донских казаков – это национальные казачьи игры - шермиции.

Шермиции — это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» донскими казаками. Они приурочивались к календарным праздникам, военно-траурным обрядам, входили в станичные «домашние игры». Это были разные состязания: «кулачные бои», «фехтование на шашках», «борьба на ломку», «рубка мишеней в пешем строю», «фехтование на пиках».

Воспитывали в маленьких казаках и уважение к женщине. Девочек с ранних лет приучали к рукоделию.

- Самые интересные и веселые традиции у казаков – свадебные обряды.

Начинался торг. Девушки ни за что не уступали невесту.

- Она у нас золотая, недешево достанется, - приговаривали они.

Все собирались смотреть этот торг; наконец, жених выкупал ее, ставили невесту в угол комнаты. Наступала тишина, а потом начинались танцы.

- Любимые праздники: масленица, рождество

-Очень мелодичные песни донских казаков, веселые и задорные танцы.

Воспитатель предлагает станцевать хоровод под хороводную песню донских казаков «Акулинка».

Любимые поговорки казаков :

казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет;

казачья смелость порушит любую крепость;

• терпи казак – атаманом будешь;

казак в беде не плачет.

Казаки воевали на лошадях, устраивали гони, состязания. Вот и мы с вами сейчас поиграем в народную забаву казаков, будем всадниками.

Народная забава «Всадники»

(В руках детей палки, имитирующие коней. Дети по музыку изображают всадников)

Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой. И. п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой. Такты 1–2 (вступление) : «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод». Такты 3– 10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».

Воспитатель: казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по праздникам и воскресеньям ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Ребята у вас есть любимое блюдо? (ответы детей).

Воспитатель: А вы знаете, что компот у казаков назывался –узвар. А еще они любили очень донскую уху. Так же готовили лапшу, борщ, студень, пекли хлеб, пироги. Поскольку казаки были очень хлебосольные, то они любили угощать своих гостей пирогами с чаем из трав. А как вы думаете, из чего поили гостей чаем?

Дети: (самовара)

Воспитатель: Вот и у нас самовар закипел, пироги поспели.

Дидактическая игра: «Варим казачий обед».

Дети делятся на две команды. Каждой команде раздаются карточки с изображением продуктов. Из набора продуктов нужно приготовить обед.

Воспитатель: Ребята я очень рада, тому, что, сейчас возрождаются станицы, хутора с казачьими традициями, обычаями и бытом. Я надеюсь вы запомнили историю своих предков - казаков. И будите чтить их обычаи.

Напутствие.

И хорошо, чтоб в наши дни

Традиции с тобой мы берегли,

В чудном крае, где живем мы у Дон- реки,

Где жили здесь когда- то наши предки казаки!

Публикации по теме:

Фотоотчет игры «Казаки и казачата»Фотоотчет игры «Казаки и казачата» «СТОРОЖЕВЫЕ» На площадке выкапывают круглую яму – центральную лунку, а вокруг на расстоянии 5-6 м от центральной лунки маленькие ямки.

Игры «Казаки и казачата»Игры «Казаки и казачата» «ПЕТУШОК» Ведущий удаляется одного из игроков из круга, среди оставшихся назначает «петушка», который после слов ведущего: «Утром кто.

«Кто такие казаки?» Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет Цель: Приобщение дошкольников к исторически сложившейся традиционной культуре Донского края, знакомство с самобытностью, фольклором, военными.

Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа)Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа) Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе.

Конспект творческо-исследовательской деятельности «История возникновения города Краснодара. Казаки»Конспект творческо-исследовательской деятельности «История возникновения города Краснодара. Казаки» ель: систематизировать знания детей об истории возникновения города Краснодара, о казаках, их быте, профессиях, развивать познавательную.

Проект в подготовительной группе «Казаки и Пасха»Проект в подготовительной группе «Казаки и Пасха» Подготовила и провела воспитатель группы: Жестерова Ю. В. Проект: краткосрочный Срок реализации: с 22.04.2019г. по 30.04.2019г. Участники:.

Сценарий посвящения в казаки детей 6–7 лет Сценарий праздника «Посвящение в казачата» Под музыку (Россия, вперёд - Газманов) входят группы воспитанников и строятся в одну шеренгу,.

Сценарий театрализованного представления «Кубанские казаки» Сценарий театрализованного представления «Кубанские казаки» Чтец: Дан приказ Екатерины заселять южные края, Охранять Руси границы, засевать.

Фотоотчет в районную газету «Воспитанники Черноусовской школы-интерната и казаки»Фотоотчет в районную газету «Воспитанники Черноусовской школы-интерната и казаки» 4 мая 2019 г. в Екатеринбурге состоялось празднование 445 -летней годовщины образования Оренбургского казачьего войска. Историко – культурный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Донские казаки и их быт»
Опубликовано: 23 сентября 2019 в 12:55
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Донские казаки и их быт»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Ткаченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД