МААМ-картинки

«Кто такие казаки?» Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет

Светлана Самсонова
«Кто такие казаки?» Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Приобщение дошкольников к исторически сложившейся традиционной культуре Донского края, знакомство с самобытностью, фольклором, военными традициями казачества.

Задачи:

1. Формировать интерес дошкольников к малой родине, родному краю путем ознакомления с культурно-историческим наследием донского казачества.

2. Развивать у детей познавательный интерес к традициям быта своих предков.

3. Формировать представления о самобытности песенного фольклора казаков.

4. Приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа.

Публикация «„Кто такие казаки?“ Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет» размещена в разделах

5. В игровой форме закрепить названия древних ремесел.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» (развитие интересов детей, любознательности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях).

«Речевое развитие» (обогащение активного словаря).

«Социально-коммуникативное развитие» (развитие навыков общения детей со взрослыми и сверстниками; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе).

«Художественно-эстетическое развитие» (восприятие музыки, реализация исполнительской музыкальной деятельности детей).

Виды детской деятельности:

Познавательная, музыкальная, игровая, коммуникативная.

Предварительная работа:

Разучивание пословиц и поговорок о родной земле, дружбе, военной доблести и славе; разучивание казачьей песни «Шашка», казачьей игры «Кони»; беседы о богатстве Донской земли.

Оборудование:

Иллюстрация «М. И. Плахов среди казаков», макет казачьего дома – куреня, аудиозапись песни «Слава Платову-герою», костюм казака – иллюстрация.

Содержание образовательной деятельности

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Музыкальный руководитель: Ребята, много разных народов живет на земле, и у каждого свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Родина русского народа – Россия. Есть в России такое место, которое дорого любому из нас. Это место, где мы живем. А живем мы с вами на удивительной Донской земле.

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть Родина своя.

И там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные мы Родиной зовем.

Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?

Дети:

-Человек без Родины что соловей без песни.

-Нет в мире краше Родины нашей.

-Всякому мила своя сторона.

Музыкальный руководитель: А вот еще одна пословица: Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Славится донская земля плодородными степями, зеркальными озерами, быстрыми реками, зелеными лесами. Щедро одаривает нас своими богатствами родная природа. Ребята, что же дают нам плодородные степи? (пшеницу, подсолнечник, лекарственные травы). А что берет человек из рек и озер? (раков, рыбу). Ребята, чем богаты наши леса? (ягодами, грибами, разными видами животных и птиц).

Вот какой у нас богатый край. Но не только этим славится наша земля. Знаменита она еще и тем, что с незапамятных времен живут здесь казаки.

Ребята, а что вы знаете о казаках? (дети видели казаков на праздниках и концертах, слышали их песни, узнают их по форме).

Садитесь поудобнее, я расскажу вам, кто такие казаки, ведь их жизненный уклад, то есть их жизнь сильно отличается от русского. Первые поселения казаков появились на берегу Дона еще в древности. Тогда на нашей земле жили кочевые народы, которые пасли своих овец, быков, лошадей и перебирались с места на место, захватывая земли других народов, грабя их города. Поэтому казакам приходилось защищать свою землю от набегов кочевников.

Как же выглядели казаки? Казачий костюм очень отличается от русского. Давайте его рассмотрим. (Показ иллюстрации)

Это – шаровары, широкие штаны, собранные внизу. В них удобно сидеть на коне. Цвет шаровар имел свое значение: старики носили белые, на праздники казаки надевали красные, а в будни носили синие. На синие шаровары нашивались лампасы – символ казачьей вольности. У донских казаков лампасы красного цвета. Рубаха казака называется бешмет, она застегается на крючки. Головными уборами были фуражка и папаха.

Казачки носили пышные юбки и кофты с баской; украшали свою одежду вышивками и кружевами.

В древности казаки жили в землянках и шалашах, потом, когда поселения донцов стали превращаться в станицы, казаки начали строить курени (Показать макет куреня). Курень – дом казака. Обмазывали его глиной, крыши делали из камыша или соломы. Само слово «курень» означает круг. Все комнаты в таком доме располагались по кругу, а в центре стояла печь, которая обогревала весь дом. Комнаты украшались вышивками, вязаными салфетками, покрывалами и множеством подушек. Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было не спеша и только по одному. Закрывалась дверь обязательно вовнутрь, чтобы можно было подпереть ее изнутри. Про такой дом можно сказать : «Мой дом – моя крепость». Курень огораживали плетнем – забором из переплетеных прутьев. У плетня собирались женщины, чтобы погутарить – поговорить, пообщаться. Здесь же играли дети. Давайте и мы поиграем в игру «Плетень».

Игра «Плетень»

Музыкальный руководитель: Казаки подчинялись русскому царю, но, не смотря на это, они считали себя людьми вольными и свободными. Сами себе на сходе выбирали атамана. А как называется общий сход казаков? («Казачий круг»). Правильно. А еще на казачьем кругу из числа самых мудрых стариков выбирали судей, которые решали все спорные вопросы. К родителям, старшим казаки относились очень уважительно.

Но прежде всего казаки ценили воинскую честь. Это значит, что они ценили преданность своему народу, Родине, защищали их даже ценою своей жизни. Казаки славились как искусные воины. С детства мальчиков учили стрелять, скакать на коне, ухаживать за ним. Запрягайте своих коней, давайте поиграем в игру «Кони».

Игра «Кони»

(Играющие делятся на «лошадок» и «кучеров». Проводится черта, по одну сторону которой становятся «лошадки», по другую – кучера. «Лошадки», взявшись за руки, подходят к черте и говорят:

Тара-тара-тара-ра,

Ушли кони со двора.

После этих слов они разбегаются, а «кучера» их ловят и отводят в специально отведенное место – «конюшню». Дети, изображающие коней, должны щелкать языком, чтобы «кучера» знали, кого ловить. Когда переловят всех «коней», «кучера» «седлают» их (обхватывают за талию) и «уезжают».

Музыкальный руководитель: В такую подвижную игру играли дети казаков. Они были ловкими, смелыми, выносливыми и закаленными. С детства готовили себя к военной службе. О казаках можно сказать словами пословицы : «Жить – Родине служить».

Много раз доказывали казаки свою преданность Отечеству, готовность его защищать. Множество побед одержали донцы во славу России. А вы знаете пословицы и поговорки о военной славе и доблести?

Дети:

-Где тревога, туда казаку и дорога.

-Кто пули боится, тот в казаки не годится.

-Принял присягу – от нее ни шагу.

Самым прославленным казаком был атаман М. И. Платов. Он воевал против французской армии Наполеона. Сам Наполеон желал бы видеть Платова среди своих генералов. Давайте рассмотрим эту иллюстрацию. (Рассмотреть иллюстрацию «М. И. Платов среди казаков», обратить внимание на одежду и оружие донцов).

Рассматривание иллюстрации «М. И. Платов среди казаков»

Музыкальный руководитель: Казаки любили его, славили в своих песнях.

Прослушивание аудиозаписи казачьей песни «Слава Платову-герою»

А кто нам прочитает стихотворение о смелых и лихих казаках?

Ребенок:

Мы народ донской, бедовый,

В битве смелый и суровый.

Все мы конники лихие,

Казачата молодые.

Нам дано такое право:

Защищать былую славу

Наших дедов и отцов –

Дона славных молодцов.

Песню запевай!

Дети исполняют казачью песню «Шашка»

Музыкальный руководитель: Казаки всегда славились своим трудолюбием, они занимались самыми разными делами. Многие казачьи фамилии связаны с самыми разными ремеслами. Предлагаю поиграть: я буду называть фамилии, а вы попробуйте отгадать, от каких ремесел они произошли.

Игра «Разгадай фамилию»

( Взрослый называет фамилии: Кузнецов, Гончаров, Колесников, Бондарев, Рыбников, Чеботарев).

Музыкальный руководитель: Все эти ремесла были широко распостранены на донской земле. В наши дни на Дону появился новый промысел – семикаракорский фаянс. Художники, изучив казачьи традиции росписи посуды и вышивки, создали новый стиль – донской. На белой глазури переплетаются степные травы и цветы, композиции из фруктов и ягод. Вот посмотрите. (Рассматривают образцы семикаракорской посуды)

Ну вот, ребята, теперь вы знаете, кто такие казаки. Знаете, как они жили, какими ремеслами занимались, какие песни пели. Мы живем на Донской земле, и для нас важно знать историю своего края.

России малая частица,

Земля, похожая на рай,

Простор степей, поля пшеницы –

Все это ты, Донской наш край.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Вот такие мы друзья» для детей подготовительной к школе группе Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группе учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад №1» с. Ловозеро Мурманской.

Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа)Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа) Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе.

Конспект занятия «Такие разные профессии» Конспект занятия: Мир профессий Цель: совершенствовать знания детей о профессиях; сформировать положительное отношение ко всем профессиям;.

Конспект занятия «Такие разные сказки» в подготовительной группеКонспект занятия «Такие разные сказки» в подготовительной группе Конспект НОД в подготовительной группе ТЕМА: «ТАКИЕ РАЗНЫЕ СКАЗКИ». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»,.

Фотоотчет о мероприятии «Мы такие разные, но мы такие классные!»Фотоотчет о мероприятии «Мы такие разные, но мы такие классные!» Мероприятие под таким названием состоялось в Доме детского творчества 6 марта. Две даты 23 февраля и 8 марта находятся так близко друг от.

Конспект занятия «Такие разные машины» Тема: «Такие разные машины». Цель: учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, а также их основные.

Сценарий к 23 февраля «Воины лихие — казаки удалые» для детей дошкольного возрастаСценарий к 23 февраля «Воины лихие — казаки удалые» для детей дошкольного возраста Сценарий к 23 февраля «Воины лихие — казаки удалые» для детей дошкольного возраста. Танец «Ах, эти тучи в голубом» подг. гр. Девочки рассказывают.

Сценарий посвящения в казаки детей 6–7 лет Сценарий праздника «Посвящение в казачата» Под музыку (Россия, вперёд - Газманов) входят группы воспитанников и строятся в одну шеренгу,.

Конспект занятия «Такие разные профессии»Конспект занятия «Такие разные профессии» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 «Росинка» города Белореченска муниципального.

Конспект занятия «Такие разные слова» Тема: «Такие разные слова» Программное содержание: • Обогащать представление детей о многообразии слов • Вдохновлять детей на придумывание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Кто такие казаки?» Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет
Опубликовано: 5 сентября 2019 в 13:44
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Кто такие казаки?» Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Самсонова (УИ 1194176) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД