Марина Васильевна Фомина
Конспект занятия в подготовительной группе «Былинные герои-богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе на тему:
"Былинные герои – богатыри. "
Цели: Познакомить детей с былинными русским богатырями (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, используя картину В. М. Васнецова «Богатыри». Дать представление о нижегородских былинных героях: Никитушка Ломов, девица-красавица Алена. Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое России.
I. Вводная.
Воспитатель читает отрывок из былины:
Тут все богатыри, все святорусские,
Садились они на добрых коней
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Былинные герои-богатыри“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
И поехали раздольицем чистым полем…
А со той горы, да со высокой
Усмотрел старый казак да Илья Муромец,
А то едут ведь богатыри чистым полем,
А то едут ведь да на добрых конях,
И пустился он с горы высокой,
И подъехал он к богатырям ко святорусским,
Рядом с ними стал…
Выставляется репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Дети представляют свой рассказ.
II. Информационная.
1 ребенок. На заставе три богатыря. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
2 ребенок. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, в плавании, стрельбе из лука. У него светлые волосы и борода, удлиненный нос. Одет он богато и нарядно. Сидит на белом длинногривом коне.
3 ребенок. Третий богатырь – Алеша Попович - сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный как Илья и Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит, да тугой лук держит наготове.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
III. Проблемная.
Воспитатель. А как вы думаете, на нашей Нижегородской земле были свои герои и богатыри?
О ком вы знаете легенду? (дети рассказывают легенды, которые они нашли с родителями в литературе исторического характера).
Рассказывает ребенок: «Легенда о Коромысловой башне»
Была когда-то давным-давно в Нижнем Новгороде девица красавица. И звали ее Аленой. Как-то раз понадобилось ей сходить на Почаину-реку за водой. Вот взяла она ведра на коромысел, а коромысел тот был железный, два пуда весил, и пошла за город. А в это время стояли под Нижним враги. Заметили возле башни и напали на нее, и в плен хотели ее взять. Вот она видя беду, поставила ведра на землю, взяла коромысел в руки стала укладывать врагов возле башни спать непробудным сном. Уж этих врагов она била-била, а их все еще много было. Одолели наконец они девушку, убили ее и похоронили у башни вместе с коромыслом. Но подумали потом, погадали и решили убраться от Нижнего Новгорода подобру-поздорову. «Если девицы в Нижнем такие сильные, – говорили они, – что же нам будет, если ратные люди на нас выступят?» Вот отчего одна башен нашего кремля зовется Коромысловой: возле нее было это побоище.
Воспитатель. Можно ли Алену назвать народной героиней? Почему?
Дети отвечают. Воспитатель предлагает послушать еще одну легенду.
Рассказывает другой ребенок: «Легенда о богатыре-силаче Никитушке Ломове»
Были богатыри-силачи и на нашей земле нижегородской. Давным-давно ходил по Волге силач – бурлак Никитушка Ломов. Плыл он раз по морю, и выпало ему быть дежурным ночью на палубе. Кругом пошаливали разбойники – грабили русских. Товарищи уснули, а Никита Ломов ходил по палубе и посматривал, вдруг увидел лодку с разбойниками, человек двадцать. Он подпустил их, и как только разбойники полезли из лодки на борт, Ломов взял шест (большую палку толщиной в руку, размахнулся вдоль борта и смел их в воду. Вот такой он был сильный. Те, что в лодке остались, пошли на утек, но и их Ломов в покое не оставил: взял якорь, который был пудов 15 (5 мешков песка, и кинул в лодку, лодка с разбойниками утонула.
Воспитатель. Похож ли Никита Ломов на трех былинных богатырей, которых мы с вами видели на картине? Если похож, то чем?
Вот такие силачи жили на нашей земле. А как вы думаете, есть ли в наше время богатыри? Как мы их теперь называем?
Дети. Защитники Отечества.
IV. Стимулирование детских вопросов.
Дидактическая игра «Волшебный сундучок»
Воспитатель. Ребята, вы должны, задавая друг другу вопросы, отгадать, что спрятано в сундучке (картинки с изображением оружия богатырей и современного оружия). Сначала назовите этот предмет, а потом скажите, что им можно делать.
(Мечом — рубить, копьем — колоть, из лука — пустить стрелу, из пушки — палить, из автомата — стрелять.)
Далее ко всем изображениям на картинках дети подбирают общее слово «оружие», затем классифицируют оружие на старинное и современное.
Дидактическая игра
Воспитатель. Образуйте от данных слов с помощью суффиксов существительные и прилагательные.
Сила — силушка, силища, силенка,
дорога — дороженька, дорожка,
сторона — сторонушка, сторонка,
голова — головушка, головка,
рука — ручища, рученька,
большой — большущий,
сильный — сильнейший,
широкий — широчайший.
Дети предлагают разгадать кроссворд «Доспехи богатырей».
По вертикали:
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Ее из колечек железных плетут. (кольчуга)
4. Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит,
Тяжелый, блестящий, раскрашенный … (щит)
По горизонтали:
2. Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (шлем)
3. Оружие это трудно поднять,
Не просто поднять, а в руке удержать,
Снести им легко было голову с плеч,
Ну что, догадались? Конечно же … (меч)
5. …, он вот каков:
Он силен, он здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал
На границе стоял,
Зорко-зорко наблюдал! (богатырь)
V. Символизация.
Воспитатель предлагает детям «поехать» на площадь Минина (показывает иллюстрации: площадь Минина, памятник Минину и Пожарскому).
Воспитатель. Как называется площадь? В честь кого воздвигнут памятник в сквере? Кто были Минин и Пожарский? Какие памятники защитникам Отечества есть еще в Нижнем Новгороде?
Итог занятия.
Воспитатель. С какими героями-богатырями мы сегодня познакомились?