Боровкова Инна Сергеевна
Конспект занятия в подготовительной группе «Дружба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия «Дружба» в подготовительной группе.
Цель :развитие коммуникативной деятельности.
Задачи:
- закрепить пословицы о дружбе;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Дружба“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- развитие навыков общения, дружеские отношения между детьми, умение договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение;- обогащать новыми умениями и знаниями в области бесконфликтного общения;
- воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе;- закрепить правильное произношение детей, следить за полными ответами, активизировать в речи прилагательные.
Материал: Клубочек, ватман с нарисованным деревом, листочки, цветочки с секретами дружбы, сюжетные картинки с детьми, фломастеры на каждого ребенка, ладошка из бумаги на каждого ребенка, сердечки на каждого ребенка.
Предварительная работа: беседа и чтение худ. произведения о дружбе, заучивание пословиц и поговорок.
Ход: (Звучит легкая музыка «Звуки природы»).
Воспитатель: -Какое чудесное утро! Я приглашаю вас в наш «круг радости», для того, чтобы вы весело поприветствовали друг друга и подняли друг другу настроение.
Собрались все дети в круг (дети берутся за руки)
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Руки к солнцу протяните (руки вверх)
Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)
И груди своей прижмите. (прижимают руки к груди)
Друг другу подарите. (протягивают руки вперед)
«Здравствуйте» - скажите.
Воспитатель: Я предлагаю начать наше занятие с игры «Волшебный клубочек». Вы будете передавать друг другу по кругу клубочек и здороваться с соседом, ласково называя его по имени. Клубочек и ниточку держите крепко, чтобы не упали. ( Дети передают клубочек и здороваются:
«Здравствуй, Димочка», «Привет, Надюша». Круг замыкается, дети держа нитку в руках, пробуют все вместе присесть, опять встать, поднять руки вверх, сузить и расширить круг).
Воспитатель подчеркивает, что ниточка не порвалась, все движения делаем вместе, сообща и дружно.
-Посмотрите, ниточка нас связала, и мы с вами стали дружными.
-Вот и поприветствовали друг друга! Ведь здесь собрались настоящие друзья.
-Ребята, посмотрите, гости к нам пришли сегодня. К ним сейчас вы повернитесь, поздоровайтесь, улыбнитесь, и тихонечко садитесь.
Воспитатель: Дети, послушайте внимательно слова, которые я вам сейчас буду называть. «Друг, подружка, дружить, дружелюбие, дружественный, дружно, подружились». Что вы заметили, что общего в этих словах, какое замечательное и одинаковое слово спряталось в этих словах? (Ответы детей). Да, сегодня мы будем говорить о дружбе и в чём же она заключается.
-Ребята, кто из вас знает, что такое «дружба». ( Ответы детей: Дружба – когда играют вместе, помогают друг другу в чем – то, делятся своими секретами).
Воспитатель: Дружба заключается в умении делиться с другом, стараться помочь сделать то, что у него не получается. Умением не спорить из-за пустяков, радоваться за друга успехам и удачам.
-Молодцы, мне понравились ваши ответы. Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов.
(С. И. Ожегов «Словарь русского языка»).
Воспитатель:- Про дружбу придумано очень много стихотворений. Наши ребята выучили их. Послушайте:
1. Дружба – это теплый ветер,
Дружба – светлый мир,
Дружба-солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой- жизнь весной полна.
2. Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
3 Дружба очень нам нужна
В жизни нашей так важна:
Коль случиться что то вдруг –
К нам придет на помощь друг.
-Вот какие прекрасные стихи о дружбе мы знаем.
Воспитатель: С каким человеком вы хотели бы дружить ( Ответы детей: хорошим, добрым, воспитанным, вежливым, честным, смелым, надежный).
-Ребята, а кого можно назвать другом? ( Ответы детей: кто делиться, играет с нами, ни обижает, кто помогает, ваши сверстники).
-Может ли быть другом мама, папа, бабушка, дедушка. (Да). Почему взрослый человек, может быть другом? (Ответы детей).
- Конечно могут, ведь они вас любят, заботятся о нас, учат хорошему.
-А как вы думаете, могут быть друзьями животные, например собака? Почему? Да, собака может быть другом, она нас защищает нас от злых людей, играет с нами, а мы заботимся о ней и эта забота нас согревает и делает добрее.
Воспитатель: Значит друзьями могут быть не только сверстники, но и взрослые и животные, но даже любимая игрушка.
-Как Вы думаете, можно ли прожить без друзей ( Ответы детей: Нет, без друзей скучно, не интересно, не с кем поговорить).
-Что друзья могут делать вместе ( Ответы детей: Играть, работать, отдыхать, шутить, разговаривать, помолчать, сходить в кино, посмотреть мультики и поесть мороженое и др.)
Воспитатель: Ребята, а у вас есть друг или подруга? (Ответы детей.) Кто хочет рассказать про своего лучшего друга. (Рассказы детей).
-Сейчас, нам ребята расскажут «Каким должен быть настоящий друг».
Стихи:
1. Друг разделит боль и радость
Друг поддержит и спасет.
С другом – даже злая слабость
В миг растет и уйдет
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар.
2. Дружбу крепкую не сломишь,
Не разрушишь без труда.
С другом верным не поспоришь.
Ну а если вдруг беда
Он всегда протянет руку
Не оставит никогда.
3. Дружит с солнцем ветерок,
А роса - с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Все с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Воспитатель:- Друг - это тот, с кем тебе интересно, кто поможет в беде, с кем много общего. Дружить должны все на свете, и звери, и птицы, и дети!
-Ребята, Вспомните, мы недавно читали сказку о маленьком ростке и старом дереве. Почему это дерево было особенным? Правильно, у него появлялись по закону природы листочки, но оно не когда не цвело. А что случилось с деревом в конце сказки? Как вы думаете, почему дерево зацвело?
-Посмотрите, у нас в группе тоже появилось дерево и оно тоже, как дерево из сказки не цветет, потому у него нет друзей. Я предлагаю стать друзьями для этого дерева. Вы согласны? Но для этого, вам предстоит разгадать секреты дружбы. И тогда вы увидите, что произойдет. Наше дерево еще чем то отличается от дерева из сказки, вы заметили, чем? (Ответы детей)
-У него нет еще листочков.
«В нашей группе дружбы дерево растет.
Налетел вдруг ветерок и листочки уволок.
Стало дерево скучать, друзей, подружек поджидать.
Вы, ребята, подходите, и листочки приносите.» (Дети выбирают листочки и вешают их на дерево, называя, каким должен быть друг.)
Задание. Игра «Настоящий друг».
1. Обидел. 1. Защитил.
2. Поссорился. 2. Поделилися.
3. Отобрал. 3. Помог.
4. Ударил. 4. Выручил.
5. Завидует. 5. Скромный.
6. Хвастается 6. Доброжелательный.
7. Злиться. 7. Преданный.
8. Обзывается 8. Успокоил.
9. Жадничает. 9. Умеет хранить секреты.
10. Толкнул. 10. Говорит правду.
- Посмотрите, каким красивым стало наше дерево дружбы! Сейчас мы будем разгадывать секреты дружбы, и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок. И наше дерево дружбы будет не только веселым, но и цветущим.
Воспитатель: Хотите узнать первый дружбы секрет? Тогда прослушайте детской песни куплет». /Звучит куплет песни «От улыбки»/ Ребята, кто догадался, так с чего же начинается дружба? (ответы детей)
-Правильно, с улыбки. Подарите друг другу улыбку. Улыбающийся человек настроен доброжелательно. Ребята, послушайте, как я произношу это красивое слово «Доброжелательность».
-Из каких двух слов оно состоит (добро и желать). Значит, доброжелательный человек, какой (Ответы детей). Посмотрите, как легко и быстро вы разгадали 1-й секрет.
1. «Чаще улыбайся – и у тебя будет много друзей». Расцвел первый цветок для нашего дерева, какой он красивый. Давайте, подарим его нашему дереву. (вешаем цветок на дерево).
Воспитатель: Когда общаешься с другом, то говоришь ему добрые, приятные, ласковые слова. Какие это слова (Ответы детей). Как их можно назвать одним словом? Это комплимент, вы наверняка уже слышали это слово-комплимент. Ребята, подойдите ко мне и сделайте маленький круг. ---Давайте построим пирамиду добрых слов «Мой друг какой?». ( Дети: мой друг добрый, с моим другом всегда весело играть, мой друг веселый)
-Начну строить первой я, потом вы, ребята. Я вытягиваю перед собой руку, а вы сверху кладете свои ладошки по очереди со словами «Какой мой друг». Воспитатель протягивает руку вперед, ладонью вниз. На нее сверху кладет руку ребенок, дальше другой ребенок - и так пока не получится пирамида. Воспитатель замыкает.
-Мы разгадали второй секрет дружбы : 2. «Говорите друг другу добрые и приятные слова». Давайте повесим этот цветок тоже на дерево.
Воспитатель: Посмотрите внимательно. Уверена, вы встречали разных людей. Одни из них вам нравились, другие нет. Скажите, пожалуйста, с человеком, у которого такое выражение лица вы хотели бы дружить (злое? Почему?
(Ответы детей). А с таким (с веселым). (ответы детей).
-Конечно, ребята, всегда хочется играть и общаться с теми, кто радостный, веселый. Но ведь и у друзей может быть плохое настроение. А почему у друга может быть плохое настроение? (ответы детей).
- Все верно из за плохих поступков: когда вы деретесь, ругаетесь, не можете поделить игрушку, не умеете занять себя каким либо делом или вам просто скучно. Даже у меня бывает плохое настроение, когда вы ссоритесь с друг другом.
- Что чувствуют те, кто ссорится? ( Ответы детей: обида, злость, досада, грусть)
- А можно ли обойтись без ссор? Можно, но это не всегда получается. Правда?
-Давайте представим такую ситуацию, вы поссорились со своим другом из за игрушки. Что нужно сделать в этом случае? ( ответы детей: помириться).
-Я предлагаю вам сейчас подумать, поразмышлять и показать придуманные способы, как можно помириться. (сказать ласковое слово, комплемент, извиниться, попросить прощения, обняться и улыбнуться) Дети выполняют парами.
(Дети в круге советуются друг с другом. Высказывают свои суждения. И в парах показывают способы примирения («Мирилка», игра «Комплименты», «Скажи ласково», «Вежливые слова»).
-Давайте вспомним нашу мирилку. Вы уже знаете, что мирилка получила свое название от слова «мир»-мириться. Это короткие стихотворные строчки, которые проговариваются после ссоры. При этом, вы ребята сцепляете мизинцы и трясете руками, прощая друг друга и обнимаетесь. Вставайте парами, проговариваем вместе слова и выполняем движения.
(Первые две строчки сцеплены мизинцы, третья стряхиваем руками, четвертая обнимаемся)
Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться,
Злюка, уходи от нас,
Мы опять друзья сейчас.
Пантомимика «Настроение»
Воспитатель: Я уже говорила, что наши ребята в группе, тоже бывает что ссорятся иногда. Правда? Дети, покажите без слов, с помощью мимики, какое настроение бывает у вас, когда вы ссоритесь? Настроение грустное или сердитое. Когда грустное, брови сдвинуты, уголки губ опущены, вы вот-вот и заплачете. Сердитое выражения лица, брови домиком, уголки губ опущены и человек закрывается, обхватывает себя руками.
-А какое настроение, когда друзья мирятся? По лицу совсем не трудно догадаться, что у человека радость: он улыбается или смеется, уголки губ приподняты, глаза прищурены. Радостный человек ощущает легкость, ему хочется петь и танцевать, прыгать и кричать, чтобы выплеснуть переполняющую его радость.
- Давайте улыбнёмся, и пообещаем друг другу никогда не будем ссориться по пустякам! Но если вдруг такое случилось и вы поссорились, вспомните слова Кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно».
Воспитатель: Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумывал пословицы и поговорки. Многие из них вы уже знаете. Я начну, а вы продолжайте, хором дружно отвечайте.
Игра «Я начну, а вы продолжайте».
Старый друг лучше (новых двух).
Не имей сто рублей, а имей (сто друзей).
Вместе тесно, а (врозь скучно)
Нет друга - ищи, а нашел (береги)
Один за всех и (все за одного)
Помогай другу везде (не оставляй его в беде)
Друзья познаются… (в беде).
Крепкую дружбу и топором (не разрубишь).
Дерево живет корнями, (а человек друзьями).
Друг за друга держаться, (нечего не бояться)
-Молодцы! Много пословиц и поговорок вы знаете о дружбе.
Воспитатель: А как вы думаете, мы все одинаковые с вами (ответы детей). --Конечно, нет! Хоть мы общаемся с вами, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга во-первых именами, верой национальностью, интересами, цветом волос, цветом кожи. Но у нас есть и много общего, которые нас объединяют. В этом мы сейчас убедимся. Давайте сейчас с вами поиграем в игру, давайте встанем в рассыпную. Я вам буду говорить задания, а вы движениями на них отвечать.
- Хлопните в ладоши те, кто любит мороженое.
- Подпрыгните те, кто любит хвастаться.
- Поднимите руки вверх те, кто любит делать зарядку.
- Присядьте те, кто любит щипаться.
- Улыбнитесь те, кто любит свою маму.
Вот видите, сколько у нас общего. Вы молодцы!
Воспитатель: Еще поиграем? Придумайте себе какое-нибудь вежливое слово. Это могут быть слова приветствия, благодарности или прощения. Вежливые слова помогают людям понимать других и поддерживать хорошие отношения. Все вспомнили и придумали вежливые слова? Когда я скажу «Раз, два, три- слово дружно назови!», вы все вместе громко называете каждый свое слово. Все слова услышали? Почему не услышали?
(Рассуждения детей).
-А теперь попробуем услышать друг друга. И каждый назовет свое вежливое слово по очереди. Какой же секрет спрятан в этой игре? Вот мы узнали еще один секрет: 3. «Уметь слушать и слышать друг друга». А вот и еще один цветок мы повесим на дерево.
Воспитатель: Секрет дружбы зашифрован в этих картинках. (Выставление на доску сюжетных картинок). Попробуйте, определить, что в них общего?
(Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации).
-Как вы думаете, кто изображен на этих картинках, являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет разгадан и назовем его: 4.«Друзья всегда придут на помощь». Еще один цветок расцвел на нашем дереве.
Воспитатель: Ребята, о друзьях, которые придут на помощь, хочется послушать стихотворение, которое нам расскажет замечательный друг.
(мальчик или девочка)
Если дело не идет, и не спорится работа.
Друг к тебе всегда придет, с другом справишься в два счета!
Ну а если вдруг у друга, что-нибудь случится.
Поспеши ему на помощь - может пригодиться!
-Ребята, берегите своих друзей и вам будет радостней жить на свете!
Воспитатель: - А теперь отдохнем:
Дружно за руки беритесь, в круг скорее становитесь.
Вправо-влево повернитесь.
Будем веселиться (хлопаем в ладоши)
Прыгать и кружиться.
Много радостных людей, добрых, верных нам друзей (идем по кругу).
Ссориться не будем (грозим пальцем) про печаль забудем (машем от себя ладонями) Вот и отдохнули и на стульчики садитесь.
Воспитатель: Легко ли было договариваться, какие еще возникли сложности у вас при выполнении этого задания? Мы раскрыли еще один секрет дружбы :
5. «Чтобы дружить, нужно уметь договариваться».
Воспитатель:Посмотрите, дети, как расцвело наше дерево! Я знаю, вы дружные ребята, но даже у друзей бывают ссоры. «И если вдруг вы с другом поругались, Присядьте здесь, под деревом в тени, И вспомните секреты дружбы. Давайте, еще раз их повторим вместе. (Дети по очереди читают секреты дружбы).
Воспитатель: Вы смогли разгадать секреты дружбы, потому что вы помогали друг другу, как настоящие и верные друзья.
-Скоро вы уйдете в школу, и я хочу вам пожелать:
«Дружите, дети, друг с другом
Как птицы с небом, как травы с лугом как ветер с морем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!»
-Запомните дети- что дружба дороже всего на свете.