Екатерина Окулова
Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе.
Цель занятия : формирование общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров, развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
- привлекать внимание ребенка к другому ребенку и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, поступкам;
- учить замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии;
Публикация «Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- создавать возможности для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения.
- совершенствование внимания, воображения, творческих способностей, мышления.
Ход занятия.
Первая часть занятия включает в себя игры и упражнения на внимание и этюды на выразительность жеста.
1. Игра «Составим бусы для принцессы».
Дети стоят по кругу и по очереди хлопают в ладоши («нанизывают свою бусину»).
2. Игра «Канон».
Играющие стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.
3. Игра «Ухо-нос»
По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» - за нос. Взрослый выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки» взрослого, должны показывать только ту часть, которая называется взрослым.
4. Этюд «Соленый чай».
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!
5. Этюд «Иди ко мне».
Мальчик (девочка) манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения: кисти рук расположены вертикально ладонями наружу.
6. Этюд «Отдай!».
Ребенок требует отдать ему игрушку.
Выразительные движения: руки протянуты вперед ладонями кверху.
7. Этюд «Лисичка подслушивает».
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставил ухо, взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.
8. Этюд «Игра с камушками».
Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками: то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.
Основная часть занятия включает в себя игры, способствующие развитию непосредственного общения детей
Игра «Жизнь в лесу».
Цель игры: способствовать общению детей без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия.
Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (взрослый показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку, когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает, когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь – тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда – начали. Сейчас – утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».
Дальнейший ход игры можно выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников. Если дети начинают разговаривать, взрослый подходит к ним и прикладывает палец к губам.
Игра «Волны».
Цель игры: способствовать общению детей без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия.
Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду… «Но лучше всего купаться в море, - говорит он, - потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые и добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками!». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.
После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться» в море. «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.
Игра «Разговор сквозь стекло».
Цель: формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.
Педагог помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того, как вы договорились, вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Взрослый выбирает ребенка и пытается объяснить ему жестами, что тот должен купить, а потом спрашивает его, все ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Педагог следит за ходом игры, помогает парам, у которых что-то не получается. Затем можно поменяться ролями.
Игра «Радио».
Цель: формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание.
Дети сидят в кругу. Педагог садиться спиной к группе и объявляет : «Внимание, внимание! Потерялась девочка (ребенок) (подробно описывает кого-нибудь из группы : цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора может побывать каждый желающий.
Заключительная часть занятия включает в себя этюды на тренировку, расслабление отдельных групп мышц.
1. Этюд «Насос и мяч».
Играют двое. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). По мере надувания «мяча» он постепенно выпрямляет ноги, туловище, голову, надувает щеки, руки отходят от боков. Мяч надут и насос перестает накачивать. Шланг насоса выдергивается, и из мяча с сильным шипением выходит воздух. Тело вновь обмякает, возвращается в исходное положение. Затем играющие меняются местами.
2. Этюд «Качели».
Ребенок стоя качается на качелях.
Выразительные движения: ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Тяжесть тела переносится с одной ноги на другую.