Мария Ланковская
Конспект занятия в подготовительно группе по теме «Карельская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 2» "Солнышко" г. Петрозаводск
Конспект занятия в подготовительно группе по теме «Карельская изба»
Воспитатель: Евдокимова М. С.
Возрастная группа : подготовительная
Программное содержание:
· Продолжать знакомить дошкольников с устройством карельского дома, предметами быта карельской семьи.
· Учить устанавливать взаимосвязь между условиями жизни и быта Карельского народа.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика Карелия
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
· Обогащать представления детей о прошлом быта и традициям Карелии.
· Воспитывать интерес к предметам старины и традициям карельского народа.
Предварительная работа:
· Разучивание карельских подвижных игр, разучивание песен и карельских частушек;
· Чтение карельских сказок, заучивание пословиц и поговорок.
Ход занятия : Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель встречает детей в карельском костюме и здоровается на карельском языке.
Воспитатель: тэрвэ
Дети хором: тэрвэ
Воспитатель: дети, обратите внимание на мой костюм. Что вы можете о нем сказать?
Дети: это костюм карельской рукава женщины, на нем изображен карельский узор, сарафан, у рубахи длинные рукава с узором.
Воспитатель: а чего же не хватает в моем образе?
Дети: головного убора.
Воспитатель: верно! Ребята, я очень расстроилась, когда не смогла определиться с выбором, какой же головной убор подойдет к моему костюму, но я уверена, что вы мне сможете помочь, верно? Дети: мы с удовольствием вам поможем.
Воспитатель: для этого мы должны посетить карельскую избу, ведь именно там мы сможем подобрать мне карельский головной убор. Готовы? Дети: да
Воспитатель: вокруг себя повернись и в карельской избе окажись.
Дети: крутятся вокруг себя с закрытыми глазами, оказываются в карельской избе.
Воспитатель включает на экране фотографию карельской избы.
Дети внимательно рассматривают карельскую избу.
Воспитатель: ребята, вы же знаете, что много лет назад, люди жили в домах, которые назывались…
Дети: избами.
Воспитатель: раньше не было многоэтажных домов, и у каждой семьи была своя изба. Это был деревянный дом, срубленный из бревен.
Карельские избы рубились их круглых бревен и украшались резными балками. Жилища возводились возле озёр или рек, но не возле дороги. Перед домом нет крыльца - оно спрятано под крышей или вовсе является частью дома. Подобное решение позволяло уберечь лестницу от воздействия атмосферных осадков, продлевая срок её службы. В «классической» избе внутри дома гостей встречали три двери: одна вела в хлев, вторая - в кладовую, а третья - в само жилище. Перед тем как войти внутрь, необходимо было преодолеть довольно высокий порог, причем на него нельзя было наступать. Впрочем, не только наступать, но и сидеть, здороваться или передавать через него что-либо. Считалось, что порог удерживает за дверью нечистые силы, порчу и сглаз. Жителей других регионов часто удивляют низкие дверные проёмы и маленькие двери карельских изб. Стол в карельской избе не отличался от русского по форме, но вести себя за ним нужно было несколько иначе. Кто помнит главные правила поведения за столом в карельской избе?
Дети: К столу и ко всему, что на нём находилось, следовало относиться с уважением. За ним можно было либо обсуждать что-нибудь важное, либо кушать, а вот ругаться или бить кулаком по столешнице строго запрещалось. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Воспитатель: хвалит детей. Ребята, а сейчас несколько ребят, которые подготовили для нас частушки, споют их нам, а мы будем поддерживать ребят.
Дети: рассказывают частушки.
Постойте-ка, подружки
Споемте-ка частушки.
Расскажем-ка народу,
Как в Карелии живем.
Разрешите-ка, товарищи
Частушки для вас спеть, Если в чем-то ошибусь, Не судите строго.
Вечером кура кудахчет,
Утром петух поёт,
Увели у меня барашка
Еще ль и мужа уведут.
В висячей лампе огонь горит
Пословица тлеет.
Садитесь, девушки, за стол,
Женихи уже едут.
Чего, маманьке, не жить:
Вышла замуж за отца.
Не так как я, бедняжка,
За чужого молодца.
Воспитатель: дети, а теперь посмотрите на нашу избу внимательно, какие предметы этого дома нам уже знакомы?
Дети: большая печь, которая кормит и лечит людей. Прялка, самовар, стол, полки, глиняная посуда.
Воспитатель: а теперь давайте подробно рассмотрим детали дома
Слайд 2: частым элементом карельской архитектуры было высокое крыльцо с резными столбиками.
Слайд 3: печь, размещавшаяся справа или слева от входа в избу, была связана с представлениями о счастливой жизни в доме. Она символизировала домашний очаг, к ней относились как к живому, одушевленному существу. Первую ночь в доме на печной лежанке спали только старик или ребенок, которые должны были увидеть вещий сон. К печи обращались в самые ответственные минуты жизни – при рождении ребенка, сватовстве, похоронах.
Слайд 4: стол являлся центром избы, его ставили у среднего окна с занавеской, во время свадеб подвигали к иконам. Он делил избу на две части, обозначая половины дома – мужскую и женскую. Сакральное, священное отношение к столу сохранялось в избе всегда.
Слайд 5: Традиционность выражается в наличии в карельском доме–комплексе избы – четырех стенок с тремя окнами по главному фасаду и с
тремя или четырьмя окнами по двум боковым сторонам (обычно одно окно на стене, к которой примыкает печь и 2 или 3 окна на противоположной стене).
Воспитатель: ребята, а женщины использовали прялку круглый год?
Дети: нет, только тогда, когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.
Воспитатель: верно. А теперь я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно их слушайте, кто знает ответ, тот поднимает руку. (Слайд 6)
Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. (Печь).
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга.)
В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер.
(Лапоть.)
Дети: отгадывают загадки.
Воспитатель: ребята, вы отгадали все загадки. Но я, почему-то, не вижу в этой избе шкафа для вещей.
Дети: в карельских избах не было шкафов.
Воспитатель: А где же они хранили вещи?
Дети: в сундуках.
Воспитатель: и головные уборы они тоже хранили в сундуках?
Дети: да.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на слайд, перед вами 5 сундуков, какой же был в карельских избах?
Дети: отгадывают сундук и объясняют, почему именно этот. Он деревянный, большой, с узором, стоит на полу.
Воспитатель нажимает на изображение правильного сундука, и он открывается.
Воспитатель: Ребята, а теперь перед нами сложное задание, выбрать мне карельский головной убор.
Дети выбирают головной убор.
Воспитатель: верно! Именно этот головной убор и является карельским. Воспитатель достает головной убор и надевает его.
Воспитатель :дети, вы сегодня очень старались, и теперь я предлагаю вам попить чай с карельской выпечкой, кто догадается, с какой?
Дети: с калитками.
Воспитатель: правильно. Приглашаю вас к столу.