Виктория Лебединцева
Конспект занятия в младшей группе «Знакомство с песочной страной и её жителями»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в младшей группе «Знакомство с песочной страной и её жителями»
Цель: знакомство со свойствами и возможностями песка.
Задачи:
- Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения.
- Дать представления о свойствах песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится);
- Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий);
- Развивать умение соблюдать правила безопасности в играх с песком.
- Развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект занятия в младшей группе „Знакомство с песочной страной и её жителями“» размещена в разделах
- Способствовать развитию воображения и творческих способностей.
- Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
- Создавать у детей положительный эмоциональный настрой с помощью применения методов песочной терапии, учить их передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх.
Материал к занятию : ИКТ (интерактивная доска; ноутбук; презентация – «Песочная страна», аудиозапись «звуки леса»); колокольчик, ширма, столы с песочницами, игрушки: Песочная фея, Песочный принц, наборы предметов для игры с песком (по содержанию занятия, влажные салфетки, дорожки со следами, ворота в Песочную страну.
Орг. Момент. Сбор на игру.
Воспитатель берёт колокольчик в руки, звонит)
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй!
(поставила колокольчик).
Приветствие.
Встало солнце утром рано:
(показать руками лучи)
- Добрый день!
Плещут волны океана:
(волнообразные движения руками)
- Добрый день!
Поднимается пшеница,
(руки вверх, покачать влево, вправо)
- Добрый день!
И поют задорно птицы:
(махать руками)
Добрый день!
Как здороваться всем нужно?
(спрашивает воспитатель)
Добрый день!
(отвечают дети)
Всем гостям мы скажем дружно:
Добрый день!
(все хором)
А теперь давайте присядем на стулья и поговорим.
(После приветствия дети и воспитатель садятся на стулья).
Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? (зима). В какие игры можно играть зимой? ( ответы детей: кататься с горки, ездить на санках, на лыжах, играть в снежки). А зимой можно играть в песок? (ответы детей). Почему? (ответы детей). Скажите, а вы хотели бы прямо сейчас, как летом, поиграть в песочнице? (ответ).
Воспитатель. Тогда, дети, открою вам секрет! Есть на свете Страна песка. Там живут маленькие жители – песочные человечки, там даже есть Песочная фея и Песочный принц. Они очень хотят познакомиться с вами, показать вам свою песочную страну, в которой много интересных игр. А вы хотите познакомиться с ними и поиграть в этой песочной стране? (ответы детей). А как туда попасть? (ответы детей).
Посмотрите, здесь дорожки со следами. Дорожки, дорожки, нам помогите! В Песочную страну поскорей приведите! (Дети и воспитатель идут по дорожкам со следами).
На экране появляется изображение пустыни (Слайд 2).
Воспитатель: «Ой, ребятки, посмотрите вокруг, мы в Песочной стране! Нравится вам тут? (Да). А вот Песочная фея и Песочный принц! (игрушки пластиковые). Как вы думаете, что делают люди, когда приходят в гости? Дети: Здороваются. Воспитатель и дети: Здравствуйте! Принц и фея приглашают нас рассмотреть их Песочную страну, песочницу. (Дети подходят к песочнице). Она заполнена песком наполовину. На что похожи голубые стенки у песочницы? (голубые стенки песочниц похожи на небо). У песочниц есть секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Голубое дно похоже на воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью воды сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете в своих песочницах придумывать интересные истории, сказки.
Жители Песочной страны хотят узнать, умеете ли вы правильно играть с песком? Давайте вспомним правила игры с песком. Что нельзя детать? (ответы детей) :
- Нельзя бросать песок в лицо – можно повредить глаза!
-Песок нельзя брать в рот - можно подавиться!
-Нельзя разрушать чужие постройки.
-Нельзя высыпать песок из песочницы – его будет мало в песочнице, а на участке будет некрасиво.
-После игры с песком нужно обязательно мыть руки!
Дети перечисляют правила, воспитатель следит за речью детей (правильной формулировкой и ответом полным предложением).
Песочная фея. Молодцы ребята, вы знаете правила игры с песком! Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране.
Упражнение «Здравствуй, песок!». Цель — снижение психофизического напряжения. Воспитатель. Давайте поздороваемся с песком! Дотронемся песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной ее стороной. Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. А вы? (Ответы детей)
Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы? (Ответы детей)
педагог переворачивает свои руки ладонями вверх. Я перевернула руки, мои ощущения изменились. Теперь я по - другому чувствую песок, по - моему он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы? Мне не очень удобно держать так руки. А вам? Если у детей похожие ощущения, то можно обсудить, как сделать лучше. Педагог: Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея. Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения. - Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами. А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры. Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой. Потом - одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).
Упражнение на расслабление «Песочный дождь».
Цель — регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Воспитатель: ребята, в песочной стране бывает такое явление как песочный дождь. Вы сами можете устроить такой дождь. Для этого наберём песок в кулачок, сначала медленно, а затем быстро будем высыпать песок из кулачка на ладонь. Приятно? (да).
Упражнение «Необыкновенные следы».
Цель — развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
2. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
3. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
4. «Бегут жучки-паучки» —ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, — «жучки здороваются»).
Игра «Песочные прятки». Цель: развитие мелкой моторики, воображения.
Ребята, песочные жители предлагают поиграть с ними в песочные прятки. Они спрятали в песке разные предметы, сокровища. Давайте найдём их и назовём! Искать будем с помощью кисточек. Что вы нашли? ( геометрические фигуры разного цвета: треугольники, круги, квадраты, шарики, кубики, кирпичики разного цвета, машинки чёрного и белого цвета и прочее).
После игр необходимо отряхнуть руки от песка и вытереть влажными салфетками.
Воспитатель. Молодцы, ребята!
Физминутка «Песчинки». Мп 3 музыка. (Звучит вальсовая мелодия дети имитируют полёт песчинок).
Воспитатель: Ребята, а сейчас Песочная фея превратит нас в песчинок.
Вместе дружно покрутились
И в песчинок превратились!
Песчинки золотые, в песочнице лежат,
Песочница веселая, зовёт играть ребят.
Но подул вдруг ветерок,
Высоко поднял песок.
Закружились, понеслись,
И на землю улеглись.
Ветер стих и песчинки опустились на землю.
(Дети приостанавливают движение, присаживаются на корточки).
Воспитатель: Молодцы, как настоящие песчинки.
Ребята, давайте присядем и послушаем. Сейчас нам Песочный принц расскажет историю.
Песочный принц. В одном Песочном городе живут мальчик Саша и девочка Лида. Саша любит копать ямки и строить крепости, а Лида делать куличики и играть с мячом. (Слайд 3). Однажды Саша увидел, что Лида загрустила (Слйд 4) и спросил её : «Почему ты грустишь? На что Лида ответила, что ей не хватает в своём городе красивых цветов. Он не знает, как ей помочь и обращается к вам за помощью. (Слайд 5)
Воспитатель. Как, ребята, поможем им? (Варианты).
А ещё, мои друзья, можно сделать цветы с помощью цветного песка, и я вас сейчас научу. Давайте подойдём к столу и присядем.
Рисование цветным песком «Цветы».
Намажем клеем заготовки для цветов и будем сыпать цветной песок. Серединка цветка может быть одного цвета, лепестки другого. Выбираем цвет самостоятельно. (Воспитатель уточняет знание детей о цветах красок).
После работы дети вытирают руки влажными салфетками.
Воспитатель. Давайте подарим свои цветы жителям Песочной страны. (дети кладут цветы в песочницы).
Посмотрите, (Слайд 6). песочные жители очень рады, ведь в их стране теперь много цветов. Песочный принц и Песочная фея дарят нам этот чемоданчик с сокровищами внутри. Спасибо!
Ритуал прощания. Подойдите к своим песочницам. Давайте положим ладони на песок и попрощаемся с ним. Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам поиграть помог!
Давайте вернемся в группу по волшебным дорожкам. Дорожки, дорожки, нам помогите! В Песочную страну поскорей приведите!
- С кем мы сегодня познакомились и где играли?
- Во что мы играли?
- Кому мы помогли?
- Что мы сегодня делали в песочной стране?
- Что понравилось делать больше всего?
- Что больше всего запомнилось?
- Какое у вас настроение?
- Мне тоже понравилось…
После игры с песком нужно не забыть самое главное правило: вымыть с мылом руки!